Обществознание 9 класс - Поурочные разработки
Человек. Природа. Общество
Цели: актуализировать необходимые знания учащихся из курса обществознания в 8 классе; продолжить формирование умений анализировать дополнительные источники; самостоятельно делать выводы, работать с учебником.
Оборудование:
• учебники: Введение в обществознание: учебник для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение (далее - учебник 1); Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: ТИД «Русское слово - РС» (далее - учебник 2);
• тексты с дополнительной литературой и заданиями;
• тесты.
Оформление доски: тема урока, план работы на уроке, понятия (гуманизм, потребности, биосоциальный, нравственность, мораль, гуманное общество, природные ресурсы, государство, технология), домашнее задание.
Рекомендации: практически на каждом уроке учащиеся будут знакомиться с новыми словами. Учителю целесообразно написать их на доске, поставить ударение, правильно произнести вместе с учениками, объяснить правописание.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
II. Актуализация опорных знаний учащихся по ранее изученному материалу восьмого класса
ВАРИАНТ А
1. Беседа по поставленным вопросам
- Когда человек отделился от окружающего его мира? В чем главные отличия человека от других животных?
- Почему потребности человека безграничны? Можно ли удовлетворить потребности человека?
- Как проявляются выдающиеся способности человека?
- Почему человек стремится к самосовершенствованию?
- Как складываются отношения между человеком и природой?
- Сможет ли человек сохранить себя и свою планету?
- Как общество и природа влияют друг на друга?
2. Самостоятельная работа учащихся с дополнительным текстом
Каждому третьему не повезет
Ученые предупреждают: в настоящее время для каждого человека требуется на треть больше ресурсов, чем может дать планета. Очередное напоминание о том, что неумеренное потребление природных ресурсов рано или поздно приведет человечество к катастрофе, опубликовала лондонская The Times. Она ссылается на мнение 400 авторитетных ученых, выполнивших исследование по заказу ООН. Выводы малоутешительные: цивилизация прошла критическую точку самовосстановления, скоро на каждого третьего жителя Земли не будет хватать необходимых ресурсов.
Такие исследования-опросы видных специалистов в разных областях науки проводятся ежегодно, начиная с 1987 г. Все это означает, уточняют авторы только что обнародованного доклада, что Земле нужно 17 месяцев на восстановление всего потребленного человечеством в этом году.
«При таком уровне экологического дефицита истощение природных ресурсов и крупномасштабный коллапс экосистем становятся все более вероятными», - предупреждают авторы отчета.
Анализируя широкий спектр различных данных, ученые каждый год выводят день, когда запросы человека начинают превалировать над способностью Земли обеспечивать его ресурсами и абсорбировать наносимый им урон.
Первый такой «день отрицательного экологического сальдо» был определен в 1987 г., и тогда он пришелся на 19 декабря 2030 г.
Однако в результате постоянного глобального экономического роста год от года эта дата передвигалась на все более ранний срок. По мнению многих исследователей, критическую точку цивилизация людей прошла 9 октября 2006 г.
По крайней мере, так считают специалисты двух авторитетных организаций: американской Сети глобального следа (Global Trace Network) и британского Нового экономического фонда (New Economy Fund).
Их методика расчетов основана на концепции «экологического следа» - системы, измеряющей количество земельных и водных ресурсов, необходимых человечеству, а также объемов продуктов его жизнедеятельности, которые вынуждена «переработать» Земля.
Аналогичных позиций придерживается и руководство Всемирного фонда дикой природы (WWF) - эта организация также участвует в подготовке ежегодных докладов.
Человечество превысило допустимый предел потребления природных ресурсов на 25%, заявил на пресс-конференции в РИА «Новости» во вторник директор Всемирного фонда дикой природы (WWF) России, член Общественной палаты РФ Игорь Честин. «Уже сегодня мы потребляем на 25% больше, чем наша планета способна восстановить. Это касается и леса, и воздуха, и воды», - сказал он.
По словам Честина, к 2050 г. потребление может увеличиться до 50%. Поэтому при расчете показателей устойчивого развития России следует учитывать не только ВВП, но и экологические индексы, полагает эксперт. «То есть показатель социально-экономического развития, который мы используем, не обеспечивает устойчивого развития нашей страны», - заключил Честин.
Как явствует из статьи, опубликованной вчера в газете The Observer, последнее исследование, проведенное (WWF), доказывает, что восстановительно-регуляционные механизмы Земли уже не в состоянии поспевать за растущими аппетитами населения.
Это в равной степени касается и стремительно истощающихся ресурсов Мирового океана, и лесов («легких планеты»), и запасов питьевой воды.
Если темпы потребления природных ресурсов будут и дальше расти с нынешней скоростью, то к 2050 г. землянам придется в обязательном порядке перейти на карточную систему или начать подыскивать себе новую Землю, а точнее - сразу две.
Самое обидное заключается в том, что львиная доля вины за истощение природных ресурсов планеты ложится на население так называемого золотого миллиарда, проживающего на территории Северной Америки и Западной Европы. А отвечать придется всем.
Между тем далеко не все ученые разделяют такие пессимистические прогнозы. Есть и верящие в разум человечества и его способность найти решение проблемы. Фредрик Эриксон, директор работающего в Брюсселе Европейского центра международной политической экономики, заявил в интервью ВВС, что склоняет голову перед авторами доклада, пытающимися по-новому взглянуть на проблему истощения ресурсов. Однако, добавляет он, сама концепция экологической задолженности «просто смехотворна».
«Если использовать принцип «следа» с целью отслеживания микропоследствий различного экономического поведения на экологию, все хорошо, - поясняет Эриксон. - Однако они неверно собирают и оценивают информацию. У нас на самом деле в этой сфере нет сколько-нибудь серьезных данных».
Кроме того, Эриксон ставит под сомнение употребление самого термина «задолженность». «Задолженность - это когда у тебя в одной области экономики есть большие накопления, а в другой - нехватка средств, - говорит он. - Тогда ты можешь перевести средства из одного сектора в другой, например в виде займа. А мы кому должны?»
«Вероятно, «экологическое изобилие» было бы лучшим термином, чем «экологическая задолженность», - полагает Эриксон и добавляет: - История свидетельствует, что новые технологии приводит к более эффективному использованию природных ресурсов и - одновременно - к более стабильному экономическому росту». [39]
Задание для учащихся: какая глобальная проблема, стоящая перед человечеством названа в данной статье? (Проблема ограниченности ресурсов.) Какие точки зрения отражены в статье? (Первая: «Цивилизация прошла критическую точку самовосстановления, скоро на каждого третьего жителя Земли не будет хватать необходимых ресурсов». Вторая: «История свидетельствует, что новые технологии приводит к более эффективному использованию природных ресурсов и - одновременно - к более стабильному экономическому росту».)
ВАРИАНТ Б
Выполнение проверочной работы по вариантам. Тест
Вариант 1
Первая часть
1. Выберите наиболее правильный ответ. Человек - существо...
а) биологическое;
б) биосоциальное;
в) гуманное;
г) социальное.
2. К какой из перечисленных потребностей человека является его стремление к знаниям, творческой деятельности?
а) социальная потребность;
б) материальная потребность;
в) первичная потребность;
г) духовная потребность.
3. Что является нормой поведения человека?
а) мораль;
б) мышление;
в) воля;
г) характер.
4. Какие из перечисленных потребностей Маслоу определил как первичные?
а) духовные;
б) социальные;
в) безопасности;
г) престижные.
5. Все, что создано руками человека:
а) товары и услуги;
б) вторая природа;
в) предметы быта;
г) орудия труда.
6. Искусство управления государством - это...
а) экономика;
б) талант;
в) политика;
г) нравственность.
7. Государство, в котором административные территории обладают значительной самостоятельностью:
а) федерация;
б) монархия;
в) унитарное государство;
г) республика.
8. Что может способствовать преодолению человечеством экологического кризиса?
а) деградация биосферы;
б) безотходное производство;
в) глобальное потепление;
г) массовое производство.
9. Что из перечисленного не относится к ступеням развития общества?
а) экономическое общество;
б) аграрное общество;
в) индустриальное общество;
г) постиндустриальное общество.
10. Современной России больше всего подходит характеристика:
а) правового государства;
б) многонационального государства;
в) густонаселенной страны;
г) малограмотного населения.
Вторая часть
Дайте определение понятиям:
1. Самопознание - ... (познание личностью самой себя, своих способностей, возможностей).
2. Мораль - ... (нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность).
3. Деятельность - ... (форма активного отношения человека к окружающему миру с целью его преобразования).
4. Индивид - ... (отдельный человек).
Вариант 2
Первая часть
1. Преобразование человеком природы, общества, самого себя, можно определить как...
а) мышление;
б) деятельность;
в) речь;
г) производство.
2. Ученые считают, что за всю историю человечества этого звания достойны не более 400 человек.
а) талант;
б) император;
в) гений;
г) изобретатель.
3. Какой из методов познания окружающего мира не относится к чувственному?
а) осязание;
б) обоняние;
в) моделирование;
г) зрение.
4. Кем является человек как один из людей, живущих на Земле?
а) индивидом;
б) гуманистом;
в) личностью;
г) философом.
5. Официальные правила поведения в обществе:
а) этикет;
б) мораль;
в) совесть;
г) нравственная норма.
6. Ситуация, когда продавцы и покупатели смогут продать или купить необходимое им количество товаров и услуг, называется:
а) ограниченностью ресурсов;
б) свободной конкуренцией;
в) государственным регулированием;
г) рыночным равновесием.
7. Исключительное право на что-либо:
а) предложение;
б) корпорация;
в) монопсония;
г) монополия.
8. Замкнутая группа людей:
а) класс;
б) каста;
в) нация;
г) страта.
9. Что из перечисленного не относится к основным сферам жизни общества?
а) духовная;
б) научная;
в) политическая;
г) социальная.
10. Неповторимость и своеобразие каждого человека определяются понятием:
а) талант;
б) личность;
в) индивидуальность;
г) нравственность.
Вторая часть
Дайте определение понятиям:
1. «Золотое правило нравственности» - ... (не делай другому того, чего себе не желаешь).
2. Гуманизм - ... (человечность в общественной деятельности, в отношении к людям).
3. Личность - ... (наличие особых, свойственных только данному человеку социально значимых качеств).
4. Самооценка - ... (оценка личностью самой себя).
Третья часть (для обоих вариантов)
Перечислите условия необходимые, на ваш взгляд, для жизни и нормального развития современного человека.
Домашнее задание
Составьте схему «Как связаны между собой человек, природа и общество?». При подготовке используйте знания, полученные на уроках физики, химии, биологии; материал обществознания, изученный в 8 классе.