Обществознание 9 класс - Поурочные разработки
Конституция России
Цели: ознакомить учащихся с основными положениями Конституции Российской Федерации; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; подвести учащихся к пониманию необходимости знания и умения использовать на практике и отстаивать свои права, исполнять свои обязанности.
Оборудование: текст Конституции России, тест.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (конституция, ценности, закон, право, естественные, неотъемлемые права человека, разделение властей, политический экстремизм, плюрализм), домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Гражданское общество и государство»
1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 11, 12
КАРТОЧКА № 11
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
- Что такое гражданское общество?
2. Для этого подумайте над вопросами:
- Можно ли рассматривать государственную власть как часть общества?
- Может ли современное общество прожить без участия государства?
- Каковы сферы жизни общества?
- Приведите примеры отношений между обществом и государством.
- Какие общие интересы имеют граждане любого государства?
- Что такое частные интересы?
- Почему людям свойственно объединяться в общественные организации?
- Как связаны гражданское общество и правовое государство?
3. Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 12
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
- Какую роль в жизни общества играет местное самоуправление?
2. Для этого подумайте над вопросами:
- Чем отличается местное самоуправление от государственного управления?
- Каковы формы осуществления местного самоуправления?
- Как формируются органы местного самоуправления?
- Чего ждут от государства и местного самоуправления жители городов и поселков?
- Могут ли органы местного самоуправления заменить органы государственной власти?
- Почему местное самоуправление - существенный шаг в развитии демократии?
3. Сделайте вывод.
2. Работа с классом (на выбор учителя)
ВАРИАНТ А
Проверка выполнения домашнего задания в тетради.
ВАРИАНТ Б
- Что из перечисленного относится к функциям государства, а что к ведению органов местного самоуправления?
а) защита границы субъекта федерации от соседнего государства;
б) ремонт муниципального водопровода;
в) проведение выборов в Государственную Думу;
г) очередной призыв в армию;
д) строительство детских садов;
е) ремонт дороги федерального значения;
ж) капитальный ремонт муниципального жилья;
з) определение размеров местных налогов и сборов.
(Функции местного самоуправления - «б», «д», «ж», «з»; государства - «а», «в», «г», «е».)
ВАРИАНТ В
Тестовое задание
1. Какой из видов власти не входит в принцип разделения властей как признак правового государства?
а) законодательная власть;
б) исполнительная власть;
в) судебная власть;
г) федеральная власть.
2. В состав парламента нашей страны входит:
а) Правительство РФ;
б) Совет Федерации;
в) Верховный Суд РФ;
г) Совет Безопасности.
3. Что из перечисленного можно отнести к гражданскому обществу?
а) Государственная Дума;
б) аппарат Президента России;
в) Вооруженные силы
г) семья.
4. Выберите правильное утверждение: 1. Гражданское общество - это та часть общества и те сферы его жизнедеятельности, в которых личность и организации свободных и равноправных граждан ограждены законами от прямого вмешательства органов государственной власти. 2. Гражданское общество - это совокупность внегосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества.
а) верно только 1;
б) верно только 2;
в) верно 1 и 2;
г) нет правильного варианта.
5. Выберите правильное утверждение: 1. Органы местного самоуправления имеют право владеть собственностью, собирать налоги, создавать местные правовые акты. 2. Местное самоуправление имеет право на контроль за судебной властью в пределах муниципалитета.
а) верно только 7;
б) верно только 2;
в) верно 1 и 2;
г) нет правильного варианта.
6. Какая из отраслей права регулирует сферу общественных отношений, связанных с устройством государства и правовым положением человека?
а) конституционное право;
б) гражданское право;
в) административное право;
г) уголовное право.
ВАРИАНТ Г
Фронтальный опрос класса
- Что такое гражданское общество? (Совокупность отношений в сфере экономики, культуры и пр., развивающихся в рамках демократического общества независимо и автономно от государства.)
- Как связаны гражданское общество и государство? (Гражданское общество способно подчинить себе государство и поставить на службу своим интересам государственные органы всех ветвей и всех уровней власти в стране.)
- Почему правовое государство невозможно без существования гражданского общества? (Гражданское общество реализуется в виде совокупности неправительственных институтов и самоорганизующихся посреднических групп, способных к организованным и ответственным коллективным действиям в защиту общественно значимых интересов в рамках заранее установленных правил гражданского или правового характера.)
- Каковы признаки (принципы) правового государства? (Верховенство закона. Развитая система прав и свобод граждан и хорошо налаженный механизм защиты этих прав и свобод. Четкое разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Сильная судебная власть.)
- Приведите примеры негосударственных организаций в нашей стране. (Общество книголюбов, Общество охотников и рыболовов, Общество Красного креста и др.)
- Назовите примеры сфер общественной жизни. (Политическая, экономическая, социальная, духовная...)
- Какие органы местного самоуправления вы знаете? (Городская Дума, Местные советы депутатов, уличные и домовые комитеты...)
- Почему органы местного самоуправления не являются органами государственной власти? (Местное самоуправление в РФ - признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и осуществляемая под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Государство не может контролировать всю жизнь общества.)
3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 11 и 12, отзывы одноклассников
III. Изучение новой темы
План
1. На пути к конституции.
2. Закон высшей юридической силы.
Задача для учащихся: выяснить, какие ценности стали конституционными в нашей стране? В чем главные задачи Конституции России?
1. Рассказ учителя о становлении конституционных идей и принятии первых Конституций в нашей стране (в объеме учебника, с использованием знания учащимися материала истории Отечества XIX в.).
Задание для учащихся: выписать основные этапы становления конституционных идей в нашей стране.
Вариант плана рассказа:
1. Реформаторские идеи М. М. Сперанского.
2. Конституционные проекты декабристов.
3. Деятельность М. Т. Лорис-Меликова.
4. Манифест 17 октября 1905 г.
5. Конституции 1918, 1924, 1936 и 1977 гг.
6. Принятие Конституции Российской Федерации.
Дополнительный материал
Конституция - Основной закон государства
Начало развитию Конституции социалистического типа положила Конституция РСФСР 1918 г. Последующие Конституции в РСФСР принимались в 1925, 1937 и 1978 гг.
Общая черта, характеризующая Конституции РСФСР, - их классовый характер.
Основной Закон РСФСР провозглашал и закреплял политические, социально-экономические и личные права граждан, но гарантии и механизм реализации этих прав отсутствовали.
Новый проект Конституции РФ был разработан весной 1993 г. по инициативе Президента РФ. Всенародное голосование по проекту Конституции РФ состоялось 12 декабря 1993 г., в ходе которого и была принята новая К. РФ, вступившая в силу с момента опубликования результатов всенародного голосования - 25 декабря 1993 г.
В соответствии с действующей Конституцией Российская Федерация - это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, характеризующееся следующими основными чертами: высшая ценность - человек, его права и свободы; многонациональный народ РФ - носитель суверенитета и единственный источник власти; социальная политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности подлежат защите и обеспечению равным образом; государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; признается и гарантируется местное самоуправление; признаются идеологическое и политическое многообразие, многопартийность (но при этом никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной); составная часть правовой системы РФ - общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ; Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.
Первые акты конституционного типа были приняты в Англии, но в них отсутствовали некоторые положения, способствующие пониманию Конституции в современном значении этого слова.
Первой Конституцией, представляющей единый Основной Закон с внутренней структурой, можно назвать Конституцию США 1787 г. Эта Конституция действует по сей день.
Признаки Конституции РФ:
1) учредительный характер и особый предмет регулирования;
2) особый порядок принятия: народом на референдуме, парламентом, Конституционным (Учредительным) Собранием или иным органом, специально формируемым для этой цели;
3) особые юридические свойства: устанавливает основные принципы устройства общества и государства, закрепляет признаваемые и охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина;
4) Конституция - ядро правовой системы;
5) особая правовая охрана;
6) особый порядок принятия, пересмотра и внесения поправок и дополнений.
Структура Конституции РФ: преамбула (введение) и два раздела.
В преамбуле содержатся положения, имеющие важное значение для уяснения содержания конституционных норм, их применения.
Раздел первый Конституции РФ включает девять глав, разделенных на 137 статей.
Раздел второй Конституции РФ включает девять пунктов содержащих положения, определяющие порядок вступления в силу Конституции РФ. [7, с. 262-263]
2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и дополнительным материалом
Учебник 1 (с. 208-210) или учебник 2 (с. 90-96).
Задание для учащихся; какими правами и свободами обладают граждане России? Какие обязанности существуют у граждан нашей страны? Как изменились права, свободы и обязанности граждан по сравнению с Конституцией РСФСР (см. текст Конституции РСФСР)?
Глава 6. Основные права, свободы и обязанности граждан РСФСР
Статья 37
Граждане РСФСР обладают всей полнотой социально- экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией РСФСР, Конституцией СССР, законами РСФСР и СССР.
Использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан.
Статья 38
Граждане РСФСР имеют право на труд, то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с признанием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.
Это право обеспечивается социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессиональным обучением, повышением трудовой квалификации и обучением новым специальностям, развитием систем профессиональной ориентации и трудоустройства.
Статья 39
Граждане РСФСР имеют право на отдых.
Это право обеспечивается установлением для рабочих и служащих рабочей недели, не превышающей 41 часа, сокращенным рабочим днем для ряда профессий и производств, сокращенной продолжительностью работы в ночное время; предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха, а также расширением сети культурно-просветительных и оздоровительных учреждений, развитием массового спорта, физической культуры и туризма; созданием благоприятных возможностей для отдыха по месту жительства и других условий рационального использования свободного времени.
Продолжительность рабочего времени и отдыха колхозников регулируется колхозами.
Статья 40
Граждане РСФСР имеют право на охрану здоровья.
Это право обеспечивается бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения; расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; развертыванием научных исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан.
Статья 41
Граждане РСФСР имеют право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца.
Это право гарантируется социальным страхованием рабочих, служащих и колхозников, пособиями по временной нетрудоспособности; выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца; трудоустройством граждан, частично утративших трудоспособность; заботой о престарелых гражданах и об инвалидах; другими формами социального обеспечения.
Статья 42
Граждане РСФСР имеют право на жилище.
Это право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги. Граждане РСФСР должны бережно относиться к предоставленному им жилищу.
Статья 43
Граждане РСФСР имеют право на образование.
Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования.
Статья 44
Граждане РСФСР имеют право на пользование достижениями культуры.
Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах; развитием и равномерным размещением культурно-просветительных учреждений на территории республики; развитием телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати, сети бесплатных библиотек; расширением культурного обмена с зарубежными государствами.
Статья 45
Гражданам РСФСР гарантируется свобода научного, технического и художественного творчества. Она обеспечивается широким развертыванием научных исследований, изобретательской и рационализаторской деятельности, развитием литературы и искусства. Государство создает необходимые для этого материальные условия, оказывает поддержку добровольным обществам и творческим союзам, организует внедрение изобретений и рационализаторских предложений в народное хозяйство и другие сферы жизни.
Права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняются государством.
Статья 46
Граждане РСФСР имеют право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения.
Это право обеспечивается возможностью избирать и быть избранным в Советы народных депутатов и другие выборные государственные органы, принимать участие во всенародных обсуждениях и голосованиях, в народном контроле, в работе государственных органов общественной самодеятельности, в собраниях трудовых коллективов и по месту жительства.
Статья 47
Каждый гражданин РСФСР имеет право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе.
Должностные лица обязаны в установленные сроки рассматривать предложения и заявления граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры.
Преследование за критику запрещается. Лица, преследующие за критику, привлекаются к ответственности.
Статья 48
В соответствии с законом гражданам РСФСР гарантируются свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций.
Осуществление этих политических свобод обеспечивается предоставлением трудящимся и их организациям общественных зданий, улиц и площадей, широким распространением информации, возможностью использования печати, телевидения и радио.
Статья 49
Граждане РСФСР в соответствии с законом имеют право образовывать общественные объединения, массовые движения, принимать участие в их деятельности.
Общественным организациям гарантируются условия для успешного выполнения ими своих уставных задач.
Статья 50
Гражданам РСФСР гарантируется свобода совести и вероисповеданий, включающая право каждого человека свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой и действовать в соответствии со своими убеждениями при условии соблюдения законов государства.
Религиозные объединения в РСФСР отделены от государства. Государственная система образования носит светский характер.
Все религии и религиозные объединения равны перед законом.
Запрещается ограничение прав граждан, разжигание вражды и ненависти по признаку отношения к религии.
Статья 51
Семья находится под защитой государства.
Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины; супруги полностью равноправны в семейных отношениях.
Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений, организации и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье.
Статья 52
Гражданам РСФСР гарантируется неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора.
Статья 53
Гражданам РСФСР гарантируется неприкосновенность жилища. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище против воли проживающих в нем лиц.
Статья 54
Личная жизнь граждан, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений охраняются законом.
Статья 55
Уважение личности, охрана прав и свобод граждан - обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц.
Граждане РСФСР имеют право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество.
Статья 56
Граждане РСФСР имеют право обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов. Жалобы должны быть рассмотрены в порядке и в сроки, установленные законом.
Действия должностных лиц, совершенные с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющие права граждан, могут быть в установленном законом порядке обжалованы в суд.
Граждане РСФСР имеют право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.
Статья 57
Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином своих обязанностей.
Гражданин РСФСР обязан соблюдать Конституцию РСФСР, Конституцию СССР, законы РСФСР и СССР, а также конституции и законы республик, входящих в состав РСФСР, изданные в пределах их полномочий.
Статья 58
Обязанность и дело чести каждого способного к труду гражданина РСФСР - добросовестный труд в избранной им области общественно полезной деятельности, соблюдение трудовой дисциплины. Уклонение от общественно полезного труда несовместимо с принципами социалистического общества.
Статья 59
Лица, посягающие на собственность, наказываются по закону.
Статья 60
Гражданин РСФСР обязан оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета.
Защита социалистического Отечества есть священный долг каждого гражданина РСФСР.
Измена Родине - тягчайшее преступление перед народом.
Статья 61
Воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР - почетная обязанность граждан РСФСР.
Статья 62
Долг каждого гражданина РСФСР - уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей Советского многонационального государства.
Статья 63
Гражданин РСФСР обязан уважать права и законные интересы других лиц, быть непримиримым к антиобщественным поступкам, всемерно содействовать охране общественного порядка.
Статья 64
Граждане РСФСР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества. Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь.
Статья 65
Граждане РСФСР обязаны беречь природу, охранять ее богатства.
Статья 66
Забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей - долг и обязанность граждан РСФСР.
Статья 67
Интернациональный долг гражданина РСФСР - содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира.
Конституция РСФСР 1991 г.
3. Проверка записей в тетрадях и беседа по поставленным вопросам
В тетради должны быть записаны следующие отличия:
• В Конституции России 1993 г. нет понятий «социализм» и «социалистическое общество», вместо это появилось понятие «социальное государство».
• Нет понятия «интернациональный долг».
IV. Закрепление изученного на уроке
- Почему принятие демократической Конституции в нашей стране затянулось на долгие годы?
- Приведи примеры государственных деятелей страны, сторонников принятия Конституции.
- В какие годы в нашей стране принимались Конституции?
- Когда была принята ныне действующая Конституция РФ?
- Какие права человека закреплены в Конституции РФ?
- Какие задачи выделены специалистами как главные для Конституции нашей страны?
- Как изменились права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации по сравнению с Конституцией РСФСР?
- Что означает понятие «прямое действие Конституции»?
V. Подведение итогов урока
- Какие ценности стали конституционными в нашей стране?
- В чем главная задача Конституции России?
Домашнее задание
1. Прочитать § 33 учебника 1 (с. 206-210) или § 11 учебника 2 (с. 90-96).
2. Подготовить устные ответы на вопросы:
- Как формировались конституционные идеи в России?
- В чем главные задачи Конституции Российской Федерации?
3. Выполнить задание 3 с. 211 учебника 1 или практикум на с. 96 учебника 2.
Дополнительный материал
Власть - господство, управление, владение, владычество. Власть - право и возможность распоряжаться чем-то и кем-то, подчиняя своей воле. Власть существует везде, где есть стойкое объединение людей: в семье, в производственных коллективах, в разнообразных организациях и учреждениях, во всем государстве. Власть - форма социальных отношений между субъектами социального взаимодействия на основании приписанной извне (обществом) или взаимно признанной ролевой и функциональной зависимости одного субъекта от других, где один из участников имеет возможность подчинить своей воле других субъектов. Власть - способ организации системы общественных отношений, построенных на принципах субординации взаимодействующих субъектов. Власть существует на всех исторических этапах бытия общества и пронизывает все сферы его жизнедеятельности. Характерными атрибутами власти являются господство, управление, распоряжение, подчинение (подчиненность), влияние, покорение, авторитет, престиж и прочие признаки, без которых власть не может существовать. Власть как система отношений между людьми обязательно включает двух ее непосредственных участников: субъект власти (ее носитель, представитель) и объект власти (те, на кого направлена деятельность субъекта). В зависимости от исторических обстоятельств, типов общества, сферы жизнедеятельности, специфики социальной общности людей субъектами власти могут быть отдельные личности (старейшая женщина рода, вождь, монарх, диктатор, лидер группы, глава семьи и т. п.), определенные коллективные уполномоченные (представители, депутаты), а также соответствующие группы, организации, учреждения (государство, социальные институты, политические партии, общественные организации и т. п.). Статус субъекта власти может определяться традицией, авторитетом, способом использования непосредственного насилия в различных формах (оружие, орудие истязания) или с помощью стойких формальных органов - институтов, организаций, учреждений, наделенных нормативными властными функциями, которые официально определяют представителей власти и нормы властного подчинения им. Власть может возникать на основании взаимно согласованных (или взаимно признанных) ее субъектами систем подчинения людей и возможностей распоряжения одних другими (неформальная, неинститутированная власть), или это может быть официально установленный порядок с четко определенными институтированными правилами и нормами распределения прав и обязанностей по типу «господство-покорение» (подчинение) или «распорядитель-исполнитель». Господство может проявляться в формах абсолютного, безоговорочного покорения подвластных носителю власти, благодаря непосредственному использованию принуждения, или в форме относительного покорения на основе взаимного согласования и признания субъектами властных отношений необходимости формы подчинения, которая основывается на демократических (сознательно признанных как обязательные) нормах регулирования системы власти, ее авторитете и общем признании. В таком случае деятельность субъекта власти должна осуществляться с использованием форм и способов, ожидаемых подчиненными (объектами власти). Власть как особый тип взаимоотношений между социальными субъектами предусматривает доминирующую роль субъекта власти: 1) способность влиять на подвластных индивидов, общественность, навязывать им свою волю, определять формы, способы и направления деятельности и поведения других людей, социальных групп или же общества; 2) предоставление возможностей носителю власти определять и использовать соответствующие формы и способы реализации власти (авторитет, право, поощрение, насилие в разнообразных формах - от социально целесообразного, в случае потребности и обусловленного соответствующими этическими и правовыми нормами, к использованию своеволия); 3) способность определять содержание и формы социальной субординации между членами общества (абсолютного господства и покорения или взаимодействия властных структур с подвластными на основании демократических конституционных или моральных норм, традиций и т. п.). Разнообразие власти вытекает из специфики общества как социально сложно организованной системы, которая требует координации, взаимосогласия между различными ее структурными элементами и сферами и которая не может эффективно функционировать, сохраняться и развиваться без сложной системы самоорганизации и управления. Поэтому власть - это важный компонент социального управления на всех ступенях общественного организма, обеспечивающего процессы организации и контроля систем воспроизведения общества, воспитания, поведения, деятельности в различных сферах, образа жизни индивидов, социальных общностей, общества. Власть обеспечивает и контролирует все формы общения и взаимоотношений между элементами социальной структуры и пр. Власть зачастую ассоциируется с ее политической формой, которая с появлением государства играет ведущую роль в жизни общества, но не исчерпывает богатства содержания и форм власти. Понятие «власть» намного шире. Феномен власти существует во всех сферах общественной жизни и предшествовал государству и политической форме власти. Основными формами власти являются политическая, экономическая, правовая, моральная, религиозная, административно-управленческая, общественная, родовая и др. Разнообразные формы власти взаимосвязаны, дополняют одна другую, благодаря их координации со стороны государства, которое создает систему власти в обществе, определяет главные направления ее деятельности, сферы, цели и способы. Государственная власть - доминирующая в современном обществе, может официально использовать принуждение с помощью имеющегося аппарата насилия, поскольку различные формы насилия в других сферах властной деятельности возможны лишь на законном основании и в демократических системах власти сводятся к минимуму. Непосредственное насилие в крайних формах в цивилизованном обществе уступает перед использованием гуманистических, «мягких» форм принуждения, благодаря системе воспитания, пропаганды и усвоения социальных норм, использованию социального контроля и профилактики социально нежелательных форм поведения. Субъект власти вместе с тем является и субъектом социального контроля (за исключением форм власти в девиантных и других группах, которые осуждаются обществом). Каждая форма власти имеет специализированную систему социальных норм, контроля и санкций, а во взаимодействии они дополняют, контролируют одна другую, переплетаются в системе социальных связей, образовывая сложную систему властных отношений - систему власти. Содержание, формы и характер власти отражают уровень развития общества и его культуры. Изучение феномена власти и связанных с ней проблем имеет давнюю историю, начиная от Платона, Аристотеля, Н. Макиавелли, Ж. Бодена, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж-Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, К. Маркса, В. Паретто, М. Вебера, Г. Ласуэлла и др. [28, с. 109-112]