Обществознание - Поурочные разработки 9 класс - 2014 год
ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - Право
Тема урока связана с предыдущей темой о правоотношениях, поскольку они могут носить характер противоправных действий, на основе которых возникает юридическая ответственность. На этом уроке значительно обогащаются полученные в 7 классе первоначальные знания о противоправном поведении.
Задачи урока
1. Содействовать формированию знаний о правонарушениях и правомерном поведении; основных видах и признаках правонарушений; юридической ответственности и презумпции невиновности.
2. Расширить знания школьников об основных нравственных и правовых понятиях, нормах и правилах; способствовать пониманию их роли как решающих регуляторов общественной жизни, развитию умения применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; создать установку на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни.
3. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: развитие морального сознания; ориентация в сфере нравственно-этических отношений, в социальных ролях и межличностных отношениях; самоконтроль и самооценивание.
Оборудование урока
Учебник; рабочая тетрадь; презентация, содержащая схемы «Виды правонарушений», «Виды юридической ответственности», таблицу «Признаки правонарушений»; Уголовный кодекс РФ (главы 3, 5, 8); вопросы в электронном виде.
План изучения нового материала
1. Правонарушение и его признаки.
2. Виды правонарушений.
3. Юридическая ответственность.
4. Виды юридической ответственности.
5. Презумпция невиновности.
Варианты организации учебной деятельности
Урок начинается с проверки домашнего задания. Далее учитель организует беседу по вопросам рубрики «Вспомним».
Вариант 1. Традиционный урок
1. При изучении первого вопроса важно учитывать, что знания, полученные на уроках в 7 классе, личный социальный опыт способствуют формированию у школьника представлений о правонарушении и его видах (преимущественно на обыденном уровне). Учитель начинает работу на уроке с введения научного понятия «правонарушение» и характеристики основных признаков правонарушения. Необходимо подчеркнуть, что любое правонарушение должно быть связано с волей и сознанием людей. Так, малолетний ребёнок или душевнобольной человек не способен понимать значимость своих поступков. Нарушение ими правовых норм нельзя считать правонарушением. Законодатель исходит из того, что подобный человек не может осознавать свои действия, поэтому бессмысленно подвергать его ответственности.
В ходе объяснения желательно заполнить таблицу (будет использована впоследствии при изучении темы 20). После заполнения она примет примерно следующий вид:
Признаки правонарушения
Деяние |
Формы деяния могут быть различными — действие или бездействие |
Противоправность деяния |
Деяние противоречит предписаниям правовых норм (субъект не исполнил должным образом юридические обязанности или использовал право вопреки его назначению) |
Общественная опасность деяния |
Деяние противоречит сложившимся общественным отношениям, причиняет или способно причинить вред законным интересам личности, коллектива, государства, общества |
Виновность деяния |
Отношение правонарушителя к совершаемому или совершённому деянию (умысел или неосторожность) |
Признак «виновность» связан с понятием «вина». Вина — психическое отношение лица к собственному противоправному поведению и его последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности. Умысел бывает прямой и косвенный. Рекомендуем организовать работу с фрагментом Уголовного кодекса РФ (см. задание 4 в рабочей тетради к § 10).
2. Согласно ст. 14.1 УК РФ, преступлением признаётся виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое действующим УК под угрозой наказания. При изучении второго вопроса плана учитель может организовать работу со схемой «Виды правонарушений» и предложить учащимся выполнить задание 5 в рабочей тетради. Полезно напомнить материал 7 класса, обратившись к следующим вопросам: почему все правонарушения разделяют на разные группы? Какая разница между этим группами?
Виды правонарушений
Завершить изучение этого вопроса можно с помощью задания 2 рубрики «В классе и дома». Подводя итог, важно подчеркнуть, что все виды правонарушений находятся в тесной взаимосвязи. Так, нарушение водителем правил дорожного движения может повлечь за собой не только административное взыскание, но и (в случае совершения ДТП) гражданско-правовую и даже уголовную ответственность. Любые правонарушения отрицательно влияют на состояние законности и правопорядка. Поэтому предотвращение правонарушений является одной из основных задач государства и общества.
3. Характеризуя понятие «юридическая ответственность», важно обратить внимание на два значения, в которых оно употребляется (см. учебник, с. 83—84). Ученикам предлагается вспомнить (из курса 7 класса), какое наказание считается справедливым. Далее учитель подчёркивает, что главным отличительным признаком юридической ответственности является государственное принуждение нарушителя к исполнению права.
Дополнительный материал для учителя
Признаки юридической ответственности:
— всегда связана с государственным принуждением;
— наступает только за совершённое правонарушение; правонарушение является не только фактическим основанием юридической ответственности, но и фактором, предопределяющим её свойства, вид и меру адекватного наказания за содеянное;
— реализуется в процессе правовой деятельности правоприменительных органов, которые обязаны действовать только в рамках закона;
— её последствиями могут стать негативные для совершившего правонарушение явления (лишение каких-то прав, свободы);
— устанавливается государством в правовых нормах;
— опирается на государственное принуждение;
— применяется специально уполномоченными государственными органами;
— связана с возложением новой дополнительной обязанности.
4. В ходе изучения четвёртого вопроса рекомендуется заполнить схему «Виды юридической ответственности». В итоге она может принять следующий вид:
Виды юридической ответственности
Школьники часто задают вопросы, связанные с таким видом уголовного наказания, как смертная казнь. Учителю может быть полезна дополнительная информация.
Дополнительный материал для учителя
Смертная казнь — одно из самых древних наказаний, известных уголовному праву России. На протяжении многих веков отношение к смертной казни многократно менялось. Продолжительное время к смертной казни относились как к возмездию, устрашению преступника и других членов общества. Принято считать, что первое упоминание в России о смертной казни как мере наказания относится к 1398 г. При Петре I смертная казнь применялась за совершение 123 видов преступлений. Очень важно напомнить, что ещё в XVIII в. итальянский правовед Незаре Беккариа (1738—1794) доказал, что варварские методы борьбы с преступностью (особенно пытки и смертная казнь) ничуть не снижают количества преступлений, но, озлобляя людей, скорее увеличивают их. Идеи Беккариа опередили своё время, но оказали влияние на гуманизацию уголовного законодательства в мире.
В советский период формой смертной казни являлся расстрел. Помимо СССР, он применялся в 86 странах. В наше время многие страны отказываются от публичного исполнения смертной казни как меры устрашения людей. Однако в ряде стран ещё сохранилось её публичное исполнение. В России с 1996 г. введён мораторий (запрет) на применение смертной казни.
Далее учитель обращает внимание на особенности уголовной ответственности: она, во-первых, носит личный характер, т. е. применяется к личности (отдельному человеку), а не к организациям, во-вторых, применяется только судом. Необходимо упомянуть о возрасте наступления уголовной ответственности, установленном законом
(16 лет), а также подчеркнуть, что за наиболее опасные преступления (убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, грабёж, разбой и т. д.) уголовная ответственность предусмотрена с 14 лет.
Для закрепления полученных знаний рекомендуем выполнить задания 8 и 9 в рабочей тетради.
5. В завершение урока раскрывается смысл понятия «презумпция невиновности». Внимание учащихся акцентируется на следующих аспектах:
— никто не может быть признан виновным, кроме как по приговору суда;
— обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;
— все сомнения толкуются только в пользу обвиняемого.
В конце урока рекомендуется обсудить состояние детской преступности в РФ. Так, преподаватель может отметить, что при совершении подростками краж корыстные мотивы превалируют лишь в каждом третьем-четвёртом случае, в остальных — это мотивы солидарности, самоутверждения в сочетании с групповой зависимостью или гипертрофированным возрастным легкомыслием.
В распоряжении государства довольно много средств, чтобы реализовать политику предупреждения преступности среди несовершеннолетних. Основные из них:
— социальная профилактика (меры, направленные на защиту прав и интересов несовершеннолетних в основных сферах жизнедеятельности — быта, образования, труда, досуга);
— правовое сдерживание (профилактические нормы и система правового воспитания);
— криминологическая профилактика (меры, направленные на ослабление, блокирование, нейтрализацию причин и условий преступности);
— виктимологическая профилактика (меры, направленные на формирование безопасного образа жизни несовершеннолетних, снижение риска стать жертвой преступления и ослабление виктимогенной среды);
— уголовно-правовое предупреждение (предупреждение преступлений средствами уголовного права, процесса и уголовно-исполнительного права).
В процессе предупреждения преступности среди несовершеннолетних органы внутренних дел должны направлять свои усилия на выявление причин, условий, способствующих преступлениям, а также на их устранение, ограничение и нейтрализацию.
В этих целях органы внутренних дел организуют взаимодействие с государственными, общественными и иными организациями и учреждениями, участвующими в предупредительной деятельности, проводят комплексные операции, рейды, целевые проверки и другие мероприятия.
Вариант 2. Ролевая игра «Юридическая консультация граждан по вопросам правонарушений и ответственности за них»1.
Если учитель выбирает такую форму урока, желательно, чтобы класс знал об этом заранее и домашним заданием было самостоятельное опережающее чтение § 10, предварительная организация пяти учебных групп, каждая из которых готовит сообщение на одну из предложенных тем:
— презумпция невиновности;
— необходимая оборона;
— правила самозащиты: предупреждающее поведение;
— почему люди совершают преступления;
— обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание (ст. 61, 63 УК РФ).
Урок желательно начать с короткого сообщения учителя, в котором будут озвучены виды ответственности за нарушение социальных норм (моральная и правовая), виды правонарушений (преступления и проступки), виды юридической ответственности (административная, уголовная, гражданско-правовая, дисциплинарная). Учитель объясняет понятие «правовая культура» и напоминает, что конституционной обязанностью граждан является соблюдение законов и уважение прав других людей.
Примерный сценарий ролевой игры:
1. Выступления юристов по ТВ. (Заслушиваются сообщения учащихся, подготовленные дома.)
2. Лекции профессоров юридического факультета.
Все группы знакомятся с текстом «Уголовная ответственность» в пособии «Дидактические материалы»2. Каждая группа профессоров получает своё задание:
— Объясните, существует ли связь между идеями С. С. Алексеева (текст «Правовое регулирование»3) и положениями ст. 2 УК РФ. В чём она состоит?
— Объясните, с какими идеями В. С. Соловьёва (текст «Право и нравственность»4) связаны положения ст. 2 УК РФ.
— Объясните, с какими идеями Ю. Б. Феофанова (текст «Свобода и закон»5) связаны положения ст. 2 УК РФ.
— Прочитайте ст. 20 УК РФ и объясните, почему уголовная ответственность в полном объёме наступает с 16 лет, а за деяния, предусмотренные в п. 2 этой статьи, — с 14 лет. Какова связь норм, изложенных в этой статье, со свободой и нравственностью?
— Прочитайте ст. 20 УК РФ и проиллюстрируйте на содержании этой статьи мысли Б. С. Соловьёва.
— Раскройте на примере ст. 2 УК РФ признаки права, которые изложены в определении, данном С. С. Алексеевым.
Ответы юристов на письма граждан
Каждая группа юристов получает письмо, в котором приводятся примеры противоправного поведения граждан из публикаций в периодической печати. Юристы определяют виды правонарушений и перечисляют возможные меры наказания. Каждая группа работает над заданиями 1, 2 рубрики «В классе и дома», над рубрикой «Говорят мудрые» (одно высказывание на выбор).
Домашнее задание: § 10 учебника; вопросы рубрики «Проверим себя»; задания рубрики «В классе и дома»; ознакомиться с высказываниями рубрики «Говорят мудрые».
Дополнительное задание. Найти в региональных СМИ информацию о том, какие правонарушения наиболее распространены среди несовершеннолетних в регионе, и предложить примерную программу «Предотвращение правонарушений среди несовершеннолетних».
Литература для учителя
Уголовный кодекс РФ. Главы 3, 5, 8.
Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства: учеб, для вузов / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. — М., 2004. — Гл. 10. — С. 517—528.
Правонарушение и юридическая ответственность // Проблемы общей теории права и государства: учеб, для вузов / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. — М., 2004. — Гл. 5. — С. 477—498.
Правонарушение и юридическая ответственность // Теория государства и права: учеб. / под ред. М. Н. Марченко. — М., 2006. — Гл. 27. — С. 595—611.
www.hro.org — Сайт «Права человека в России»
1 Ролевая игра разработана А. И. Матвеевым, Н. Н. Масловой.
2 Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. — М., 2002. — Тема 37. — Текст 4. В электронном формате: http://www.prosv.ru/metod/bogolubov8-9/index.htm
3 Там же. — Текст 1.
4 Там же. — Текст 2.
5 Там же. — Текст 3.