СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА - Право

Обществознание - Поурочные разработки 9 класс - 2014 год

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА - Право

Тема относится к числу заключительных уроков правового блока. По своему содержанию она связана с темой §14—15 «Права и свободы человека и гражданина». Однако, в отличие от уроков по этой теме, охватывающих весь комплекс прав и свобод, на данном уроке внимание сосредоточено на вопросах, связанных с проблематикой социальных прав человека. Следует учитывать, что опорой могут служить знания о социальных правах, полученные в 7 классе.

Задачи урока

1. Научить учащихся называть основные социальные права человека, раскрывать понятие «социальное государство»; на конкретных примерах иллюстрировать направления социальной политики нашего государства.

2. Способствовать развитию следующих универсальных учебных действий: готовность к жизненному и личностному самоопределению; знание моральных норм; умение выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; поиск информации, исследование; переработка и структурирование информации; работа с текстом, смысловое чтение.

Оборудование урока

Мультимедиапроектор, учебник, рабочая тетрадь, схема «Социальное обеспечение» (демонстрируется при помощи ИКТ); раздаточный материал, состоящий из следующих фрагментов: Конституция РФ (ст. 7, 39—41); Жилищный кодекс РФ (ст. 2); ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» (ст. 3, 5); ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ст. 3—5, 7); ФЗ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (ст. 1, 2, 6, 9); ФЗ «Об ипотеке: залоге недвижимости» (ст. 1, 5); ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (ст. 2).

План изучения нового материала

1. Конституция России о социальных правах.

2. Роль государства в обеспечении социальных прав.

3. Право на жилище.

4. Право на социальное обеспечение.

5. Здоровье под охраной закона.

Варианты организации учебной деятельности

Комбинированный урок

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания.

Далее целесообразно осветить проблематику урока с помощью вопросов рубрики «Вспомним» и «Подумаем».

Главное содержание урока непосредственно касается социальных прав человека. В связи с этим полезно предварить изучение нового материала повторением классификации прав человека, обратив внимание на группу социально-экономических прав (преподаватель предлагает учащимся вспомнить существующую классификацию прав человека, перечислить социальные права человека).

Традиционная форма урока предполагает объяснение учителя с опорой на учебный текст и разъяснением наиболее сложных вопросов. В менее подготовленных классах текст комментируется учителем.

1. Изучение первого вопроса практически осуществляется на этапе актуализации опорных знаний.

2. В начале беседы учитель подчёркивает, что социальное положение человека зависит не только от его личных качеств и достижений, но и от окружающих социальных условий. Основное содержание урока непосредственно касается социального государства, рассматриваемого здесь как государство, которое проводит активную социальную политику, направленную на обеспечение достойного жизненного уровня населения, защиту социальных прав и свобод, предотвращение и успешное разрешение общественных конфликтов.

Учитель задаёт уточняющие вопросы: как вы понимаете это определение? Что значит активная социальная политика государства? Что такое достойный жизненный уровень населения? Каким образом можно его достигнуть?

Дополняя ответы учащихся, учитель обращает особое внимание на необходимость уяснения ими, что такое достойный жизненный уровень населения. Он предлагает классу ещё раз вернуться к этому вопросу в конце урока и продолжает занятие, раскрывая смысл ст. 7 Конституции РФ. При этом учитель отмечает, что в наиболее общем виде характеристика социального государства содержится именно в Конституции РФ. В зависимости от степени подготовленности класса преподаватель либо сам раскрывает суть этой нормы, либо предлагает учащимся проанализировать её и определить, какие обязательства она накладывает на государственные органы.

Далее учитель акцентирует внимание на том, что России ещё предстоит стать в полной мере социальным государством, для неё это желаемое будущее, приблизить которое поможет осуществление закреплённых в Конституции основных направлений социальной политики. Вот почему в любом случае необходимо обратить внимание на эти направления политики государства (в менее подготовленных классах рекомендуем комментированное чтение соответствующего раздела в учебнике). Советуем учителю опираться на актуальные программные документы руководителей Российского государства.

Для того чтобы учащиеся могли определить реальное положение дел, учитель может предложить им вспомнить и рассказать о том, что им известно:

— о деятельности государства по названным вопросам (принятие законов и постановлений, установление минимума оплаты труда, выплата пенсий и пособий и т. д.);

— о трудностях, с которыми приходится сталкиваться при решении этих вопросов (на материале региона).

Обсуждение и обобщение ответов помогут учащимся прийти к следующим выводам (в менее подготовленном классе выводы формулирует учитель): необходимым условием выполнения социальных задач является оздоровление экономики, подъём производства, совершенствование налоговой системы, а также проведение реформ в различных областях социальной сферы.

Далее в ходе урока подробно рассматриваются основные социальные права и роль государства в их обеспечении.

В более подготовленном классе предлагаем выполнить задание 3 в рабочей тетради.

3. Содержание раздела предоставляет возможность сравнить различные подходы к пониманию роли государства в обеспечении права граждан на жилище (Конституция СССР 1977 г. и Конституция РФ 1993 г.).

В зависимости от степени подготовленности класса возможно несколько вариантов рассмотрения вопроса.

Вариант 1. Если учитель считает необходимым поработать над развитием умения учащихся сравнивать, то мы предлагаем организовать работу следующим образом: ученики читают текст раздела и выполняют задания:

1) Конкретизируйте право на жилище (в соответствии с Конституцией РФ 1993 г.).

2) Объясните, чем это право отличается от права на жилище, закреплённого в Конституции СССР 1977 г.

3) Подумайте, почему произошли такие изменения в конституционной норме.

В итоге обсуждения ответов учащиеся подводятся к пониманию важных положений и заключений о роли государства в обеспечении права граждан на жилище. В менее подготовленном классе преподаватель сам формулирует выводы: государство берёт на себя определённые обязательства перед гражданами по обеспечению права на жилище. Государство не может брать на себя глобальное решение вопроса (от строительства нового жилья до его распределения), но оно должно создавать условия для осуществления прав человека на жилище.

Вариант 2. Предполагается работа с документом «Право на жилище» из пособия «Дидактические материалы»1.

Во вступительном слове преподаватель кратко характеризует право граждан на жилище в соответствии с Конституцией РФ; даёт определение приватизации.

Благодаря работе с документом и выполнению заданий 1, 2, 5, 6 к нему учащиеся познакомятся с извлечениями из Гражданского кодекса Российской Федерации, касающимися собственности на жилое помещение и возможными вариантами прекращения права собственности.

Для наиболее эффективного усвоения материала рекомендуется провести фронтальную работу с этим текстом.

Важно обратить внимание учащихся на то, что собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением; он не имеет права использовать жильё не по назначению либо бесхозяйственно с ним обращаться. При обсуждении последнего вопроса возможны высказывания учеников о том, что требования закона нельзя считать справедливыми: собственник вправе распоряжаться своим жильём по собственному усмотрению. Преподаватель должен подчеркнуть, что границей свободы действий одного гражданина являются свобода и права других граждан. Указанные в законе случаи связаны с тем, что гражданин «систематически нарушает права и интересы соседей».

Как показывает практика, учащиеся испытывают наибольшее затруднение при ответе на вопрос о правах несовершеннолетних по жилищному законодательству. Поскольку именно этот вопрос может иметь наибольшее практическое значение, остановимся на нём несколько подробнее (наиболее полная информация на порталах http: //hro.org; http://www.ukon.su).

Дополнительный материал для учителя

Граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов.

Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), органов опеки и попечительства.

В случае смерти родителей, а также в иных случаях отсутствия попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приёмные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трёх месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передаётся в общую с несовершеннолетним собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Несовершеннолетние, став собственниками занимаемого жилого помещения в порядке приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия.

4. Чтобы раскрыть сущность права на социальное обеспечение, необходимо разобрать следующие вопросы: кто имеет право на социальное обеспечение? Каким образом государство может гарантировать каждому определённый жизненный уровень?

Можно начать изучение данного вопроса с постановки проблемного задания, например рекомендуя учащимся подумать над заданием 6 в рабочей тетради. Результаты его выполнения следует обсудить после объяснения данного раздела.

Преподаватель перечисляет категории населения, которые нуждаются в общественной поддержке и защите, а также указывает пути и средства реализации права на социальное обеспечение (выплата пенсий и пособий, развитие системы социального страхования, поощрение создания дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности). Это положение желательно подкрепить конкретными примерами. Они могут быть приведены как из содержания учебника, так и на дополнительном материале.

Изучение этого раздела параграфа можно дополнить схемой:

Социальное обеспечение

Понятия, требующие разъяснения:

Пенсия — регулярная гарантированная денежная выплата, установленная для материального обеспечения граждан в старости, по инвалидности, за выслугу лет, в случае утери кормильца и т. п.

Пособия — ежемесячные, периодические или единовременные денежные выплаты гражданам с целью возмещения потерянного заработка в качестве социальной поддержки (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице и т. п.).

Компенсации — выплаты, производимые в установленных законом случаях (за время вынужденного отпуска без сохранения заработной платы в связи с вынужденным временным прекращением работы организации; неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами; на детей, находящихся под опекой и попечительством в приёмной семье, и т. п.).

На данном этапе урока имеется возможность вернуться к рассматривавшемуся ранее вопросу (если он вызвал затруднение на начальном этапе урока): что такое достойный жизненный уровень населения?

На завершающем этапе урока учащиеся отвечают на вопросы, поставленные перед основным текстом параграфа. Обобщая ответы учащихся, преподаватель подводит их к выводу, что согласно Конституции (ст. 7) Российская Федерация — социальное государство, но сегодня это не достигнутое состояние, а желаемое будущее, приблизить которое поможет осуществление закреплённых в Конституции основных направлений социальной политики. Государство несёт определённые обязательства перед гражданами по обеспечению основных социальных прав.

5. Ведущий аспект следующего учебного раздела — право на охрану здоровья. Важным является осознание учащимися, что здоровье рассматривается в качестве одной из высших ценностей общества. Именно это определяет тот факт, что право на охрану здоровья предусмотрено в законодательстве многих стран.

Важно подвести учащихся к пониманию того, что согласно закону оказание платных медицинских услуг не означает полного отказа от бесплатного медицинского обслуживания. В учебнике содержится материал о системе страховой медицины, который помогает учащимся уяснить сущность происходящих изменений в современном здравоохранении.

После обсуждения вопросов последнего тематического блока предлагается поработать с рубрикой «Мнения» (комментарии учащихся по поводу предложенной информации).

Домашнее задание: § 21 учебника; задания рубрики «В классе и дома» и в рабочей тетради (на выбор учителя).

Литература для учителя

Конституция РФ. — Ст. 7, 39—41.

Жилищный кодекс РФ. — Ст. 2.

Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении». — Ст. 3, 5.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». — Ст. 3—5, 7.

Федеральный закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». — Ст. 1, 2, 6, 9.

Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)». — Ст. 1, 5.

Федеральный закон «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». — Ст. 2.


1 Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. — М., 2002. — Тема 50. — Текст 3. В электронном формате: http://www.prosv.ru/metod/bogoIubov8-9/index.htm






Для любых предложений по сайту: [email protected]