ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ - Право

Обществознание - Поурочные разработки 9 класс - 2014 год

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ - Право

Урок содержит знания о правовом регулировании образовательной сферы и расширяет представление о социально значимом институте современного общества. Вопрос о праве ребёнка на образование, который рассматривается на данном уроке, связан с полученными ранее знаниями о правах человека.

Задачи урока

1. Акцентировать внимание учащихся на ценностных установках образования, выделить положение о том, что образование в высокоразвитой стране — одно из условий успешного развития личности, её конкурентоспособности.

2. Познакомить учащихся с правовым регулированием в сфере образования в РФ.

3. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: профессиональное самоопределение; составление плана и последовательность действий; извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; составление текстов; участие в коллективном обсуждении проблем.

Оборудование урока

Компьютер, мультимедиапроектор, учебник.

План изучения нового материала

1. Законодательство в сфере образования.

2. И право, и обязанность.

Варианты организации учебной деятельности

Начать урок полезно с выполнения следующих заданий:

— Назовите составляющие духовной сферы жизни общества.

— Какую роль, по-вашему, играет образование в современном мире? Аргументируйте свой ответ.

— Чем для вас является образование? Объясните.

Вариант 1. Комбинированный урок

1. Для изучения раздела «Законодательство в сфере образования» предлагается комбинированный вариант урока, сочетающий объяснение учителя, самостоятельную работу класса с документами, а также беседу. Начиная урок, важно подчеркнуть роль Конституции РФ в вопросе правового регулирования образования. Объясняя это положение, учитель отметит, что законодательство в данной сфере многоплановое. Это выражено в иерархии законов: федеральные законы, законы субъектов РФ, нормативные документы, касающиеся конкретных образовательных проектов. Государственная политика в образовательной области сформулирована в Федеральном законе «Об образовании». Советуем обратить внимание класса на положение о том, что образование является одним из важнейших направлений государственной политики. В своём сообщении педагог может опираться на книгу Э. Д. Днепрова «Образование и политика. Новейшая политическая история российского образования», где говорится, что создание по инициативе Президента Российской Федерации приоритетного национального проекта «Образование» имеет важное значение для стимулирования образовательных инноваций, оказания поддержки педагогам и образовательным учреждениям непосредственно на федеральном уровне.

Далее учитель излагает цели образовательной политики государства, подчёркивая её комплексный характер. Цели политики представлены в той же работе Э. Д. Днепрова. В политическом плане: определение ответственности государства и общества в сфере образования, расширение его государственной и общественной поддержки, усиление роли регионов в его развитии; организация на федеральном и региональном уровнях всестороннего и полноправного партнёрства государства и гражданского общества в инновационном развитии отечественного образования. В социальном плане: формирование комплекса мер по повышению мотивации населения к расширению своего образования в связи с постоянно возрастающими запросами постиндустриального общества; обеспечение конституционных гарантий доступности образования для всех граждан; создание действенной системы адресной социальной поддержки в получении полноценного качественного образования для детей из малообеспеченных семей, детей-си- рот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями. В экономическом плане: обеспечение условий для полноценного удовлетворения потребностей граждан, общества, государства, социально- экономического развития страны, рынка труда в подготовке высококвалифицированных специалистов, постоянном повышении их профессионального уровня и профессиональной мобильности. В образовательном плане: переход к устойчивому инновационному развитию системы образования, ориентированному на достижение результатов, соответствующих мировым стандартам; создание механизмов непрерывного повышения качества и конкурентоспособности образования.

Для конкретизации положения об участии государства в образовательной сфере целесообразно привлечь фрагмент Закона РФ «Об образовании». Так, учитель поясняет, что ст. 2 (пп. 1, 2) закона содержит первые два принципа государственной политики в образовательной области. Учитель предлагает классу прочитать документ и ответить на вопросы: на каких принципах строится политика государства в области образования? Почему они называются государственными? Что значит гуманистический характер образования? Что обеспечивает этот принцип? Какие нравственные нормы лежат в основе ст. 2 (пп. 1, 2). Установите связь моральных и правовых норм. О чём это свидетельствует?

Статья 2. Принципы государственной политики в области образования

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.

Государство как основной институт политической системы реализует эти принципы практическими действиями. Отвечая на второй вопрос, учащиеся формулируют положение о роли гуманизма, признании ценности человека как личности, уважительного отношения к его правам и свободам, к идеям справедливости и милосердия. Этот принцип лежит в основе политики, направленной на всестороннее развитие человека, раскрытие его творческих способностей. Общее мнение класса выражается в понимании приоритета нравственных ценностей. Основа основ в обществе и государстве — мораль: чем последовательнее будут соблюдаться моральные нормы, тем меньше нарушений будет в области права.

Продолжая начатый разговор, учитель подчёркивает, что власть, рассматривая образовательную сферу как одно из приоритетных направлений общегосударственной политики, тем самым повышает статус и качество российского образования. Государство стремится к тому, чтобы образовательные программы были реализованы на территории всех субъектов РФ. Престижные образовательные центры не должны быть привилегией столичных мегаполисов, необходимо проводить политику на создание, укрепление, продолжение образовательных традиций в регионах, в субъектах РФ. Такая государственная политика сохранит единство образовательного пространства, обеспечит преемственность установившегося порядка, позволит законодательным органам субъектов РФ принимать законы, обеспечивающие единый общенациональный курс.

Педагог может сообщить, что единый образовательный стандарт — это тот минимум, который должен освоить выпускник школы, это те единые требования, которые предъявляются к ученикам и школе. Невозможно провести государственную аттестацию школьников, не имея государственных образовательных стандартов. Стандарты являются основой сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации.

2. Изучение второго вопроса «И право, и обязанность» можно реализовать посредством привлечения к работе на уроке текстов Конституции РФ и Закона РФ «Об образовании». Текст ст. 43 Конституции РФ имеется в учебнике, извлечение из текста ст. 5 закона «Об образовании» раздаётся учащимся.

Статья 5. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования

1. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

2. Государство обеспечивает гражданам право на образование путём создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

3. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов...

5. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несёт расходы на их содержание в период получения ими образования...

6. Государство создаёт гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

7. Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом.

Учитель даёт классу задание прочитать оба документа и ответить на вопросы: какое право рассматривается в ст. 43 Конституции РФ и в ст. 5 Закона РФ «Об образовании»? Назовите важнейшие положения этого права. Какими новыми позициями ст. 5 Закона РФ дополняет ст. 43 Конституции? Прокомментируйте эти положения. В чём вы видите роль государства в осуществлении права на образование?

Результатом работы с документами может стать итоговое сообщение учащихся о праве на образование. В ответах на второй вопрос важно подчеркнуть следующие положения: общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования; получение образования независимо от социального и национального происхождения и религиозного выбора; особый режим отношений между социально незащищёнными гражданами РФ и государством; поощрительная политика по отношению к гражданам, имеющим выдающиеся способности. Статья 5 Закона РФ «Об образовании» дополняет статью 1 Конституции РФ, закрепляет гарантии права на образование, такие, как возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, создание системы образования и соответствующих социально-экономических условий, определённой политики по отношению к гражданам с отклонениями в развитии и др. Каждое положение направлено на осуществление права на образование для различных социальных групп граждан, при этом государство дифференцированно подходит к определению реализации права.

В заключение делается вывод о том, что государство является важнейшим гарантом реализации права на образование в Российской Федерации. Государство должно выполнять свои обязательства в отношении права на образование.

Завершая беседу, учитель обращает внимание на проблему значимости образования для самого школьника.

Далее учитель ставит вопрос о новациях в сфере образования, а именно об итоговой аттестации учащихся — Едином государственном экзамене (ЕГЭ). Подчёркивается, что ЕГЭ объединяет выпускные экзамены для одиннадцатиклассников и вступительные для абитуриентов. Целесообразно обратить внимание школьников на то, что зачисление в вузы проводится на основе итогов ЕГЭ по предметам, соответствующим выбранной специальности.

Важно отметить, что российское законодательство возлагает ответственность за воспитание и образование школьников на родителей. Родители вправе принять решение о дополнительных образовательных услугах. В их числе, например, посещение специальных курсов, репетиторство, углублённое изучение какого-либо предмета и т. п. Сами дополнительные образовательные услуги — это реалии нашего времени, с которыми мы сталкиваемся в жизни. В то же время образование не является сферой рынка, оно является всеобщим социально значимым благом. И потому в развитии образования государство и общество заинтересованы даже больше, чем отдельный гражданин, ибо от этого зависит и благосостояние, и конкурентоспособность страны.

Итогом урока может быть беседа с классом по вопросам рубрики «Проверим себя».

Вариант 2. Урок-дискуссия

Урок-дискуссия имеет проблемный характер. Проведению дискуссии предшествует самостоятельное ознакомление девятиклассников с текстом параграфа. Классу могут быть предложены следующие тезисы для обсуждения: 1) доступность качественного образования для всех — основополагающая норма современного общества; 2) непрерывность образования — основа успеха личности в XXI в.; 3) образование — один из значимых факторов становления гражданского общества.

Домашнее задание: § 23 учебника; задания 1, 2 рубрики «В классе и дома».






Для любых предложений по сайту: [email protected]