ГОСУДАРСТВО - Политика

Обществознание - Поурочные разработки 9 класс - 2014 год

ГОСУДАРСТВО - Политика

В рамках темы проводится теоретическое обобщение знаний учащихся по истории, географии, обществознанию, полученных в предшествующие годы; закладываются основы для изучения раздела «Политическая жизнь современного общества» в старших классах. Понятия «государство», «гражданин», характеристики форм правления (монархической и республиканской), формы территориально-государственного устройства (унитарное государство, федерация), представления о функциях государства являются основными при изучении темы.

Задачи урока

1. Раскрыть понятия «государство» и «гражданство».

2. Охарактеризовать причины возникновения, признаки, функции, формы государства; способствовать теоретическому осмыслению взаимосвязи гражданина и государства.

3. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: ориентация в социальных ролях (на примере социальной роли гражданина); анализ объектов с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов; планирование и организация своей деятельности; участие в коллективном обсуждении проблем.

Оборудование урока

Учебник, мультимедиапроектор, схемы.

План изучения нового материала

1. Происхождение государства.

2. Признаки государства.

3. Понятие формы государства.

4. Формы правления и территориально-государственного устройства.

5. Понятие «гражданство». Гражданство в РФ.

Варианты организации учебной деятельности

Для актуализации знаний школьников учитель может обратиться к вопросам рубрик «Вспомним» и «Подумаем» и организовать мозговой штурм. Класс делится на 7 групп, каждая из которых получает один из вопросов для обсуждения. Учитель напоминает, что группа должна составить краткое содержание ответа в тетрадях или на отдельном плакате. Оптимальное время для работы в группах — 5—7 минут. После обсуждения вопроса в группах учащиеся знакомят класс со своими ответами. Учитель предлагает вернуться к обсуждению ответов на вопросы и к их проверке после изучения темы. Этот приём выступает не только как один из элементов мотивации учащихся. Он позволит проверить осознанность усвоения нового материала и провести рефлексию деятельности на уроке.

Комбинированный урок

1. Учитель организует самостоятельную работу учащихся с текстом учебника. Школьникам предлагается следующее задание: на основании раздела «Происхождение государства» составить схему «Теории возникновения государства».

Теории возникновения государства

Учитель может дополнить информацию учебника и назвать другие теории происхождения государства (например, патриархальную, которая объясняет возникновение государственных начал как «разрастание» семьи и распространение семейной организации властвования и подчинения в масштабах общества, или психологическую, которая видит корни государственности в психологии людей)1. Завершая рассмотрение первого вопроса, учитель обращает внимание учеников на то, что в жизни понятие «государство» употребляется в разных значениях, а также напоминает смысловые различия слов «государство» и «страна».

2. К этому вопросу ученики 9 класса неоднократно обращались при изучении истории России, всеобщей истории, географии и обществознания, поэтому главная задача учителя — объяснить наиболее сложные понятия. Учитель предлагает школьникам найти на страницах учебника (раздел «Признаки государства») те признаки, с которыми учащиеся недостаточно знакомы. Практика показывает, что учащиеся обращают внимание на понятия «публичная власть», «суверенитет». Эти признаки можно объяснить на основе текста учебника. Далее учитель организует коллективное выполнение задания: проанализируйте приведённые явления или факты и определите, с какой характеристикой государства они ассоциируются (связаны). Внесите номера, под которыми они указаны, в таблицу.

Признаки и функции государства

Признаки государства

Внутренние функции государства

Внешние функции государства




1) Подано заявление о приёме в гражданство Российской Федерации.

2) Государственные органы определили порядок исчисления налога на добавленную стоимость.

3) В выступлении Президента РФ рассмотрена стратегия развития общества.

4) Государственная дума приступила к рассмотрению нового закона.

5) Во время визита зарубежной делегации было подписано взаимовыгодное торговое соглашение.

6) Объявлен осенний призыв в Вооружённые силы Российской Федерации.

7) Принято решение о повышении пенсии.

Возможны различные варианты ответов, желательно рассмотреть их. Например, факт 6 в зависимости от объяснения учащегося может относиться как к признакам государства (Вооружённые силы РФ — часть государственного аппарата), так и к внешним функциям (поддержание обороноспособности страны).

Завершая рассмотрение вопроса, учитель обращается к словарю в конце учебника. Школьники читают словарную статью «Государство».

3. Изучение третьего вопроса учитель начинает с обсуждения схемы «Формы государства», изображая её на доске или демонстрируя с помощью мультимедиапроектора.

Формы государства

Учащиеся выполняют задание: используя схему, объясните, что такое формы государства.

4. Вопрос о формах правления и территориально-государственного устройства не является новым для учащихся, поэтому целесообразно его изучение в форме беседы. Учитель может опираться на межпредметные связи, корректируя и уточняя знания учащихся.

При переходе к изучению вопроса учитель предлагает учащимся дать определение монархической и республиканской форм правления. В случае затруднения учащиеся обращаются к разделу «Формы государства» в учебнике. Можно использовать также материалы таблицы «Формы правления».

Формы правления

Монархия

Республика

1. Единоличное правление.

2. Власть главы государства (монарха) является бессрочной, пожизненной и передаётся по наследству.

3. Глава государства выступает как носитель государственного суверенитета.

4. Монарх не несёт юридической ответственности за свои действия и результаты правления.

1. Высшие органы власти — выборные учреждения.

2. Состав высших органов власти регулярно обновляется.

3. Действует принцип разделения властей на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную.

4. Государственные деятели несут юридическую ответственность за свои действия и результаты правления.

Монархия, которой присущи все перечисленные признаки, является неограниченной (абсолютной). При ограниченной монархии власть монарха ограничивается конституцией и/или представительным органом (парламентом). На основании текста учебника и своих знаний из курса истории и географии учащиеся приводят примеры государств с неограниченной и ограниченной монархической формой правления. В качестве исторического примера ограничения власти монарха используется материал рубрики «Факты», представленной в учебнике.

Различия между парламентской и президентской республиками учащиеся устанавливают на основании текста раздела «Формы государства».

Аналогично строится объяснение различий между унитарной и федеративной формами территориально-государственного устройства.

Для закрепления изученного материала организуется заполнение незавершённой схемы «Формы правления и территориально-государственного устройства». Учащиеся получают раздаточный материал, в который необходимо внести соответствующие термины, руководствуясь приведёнными примерами государств.

Формы правления и территориально-государственного устройства

5. При переходе к изучению этого вопроса учащиеся работают с текстом школьного словаря по обществознанию2, в частности знакомятся со статьёй «Гражданин». Далее учитель организует работу с источниками. Класс изучает тексты «Гражданство в Древних Афинах» и «Гражданство в Древнем Риме»3. Затем обсуждаются вопросы 4 и 5: в чём выражалось полноправие гражданина в этих государствах? Какие обязанности на него возлагались? Докажите, что звание гражданина было почётным как в Древних Афинах, так и в Древнем Риме.

После выполнения задания учитель акцентирует внимание учащихся на вопросе о гражданстве в Российской Федерации. Учащиеся изучают статью 6 Конституции Российской Федерации, текст которой приведён в рубрике «Документ», и выполняют задание 4 рубрики «В классе и дома». Учитель также может организовать обсуждение приведённого в рубрике «Говорят мудрые» высказывания Д. И. Фонвизина.

Завершая обсуждение, учитель может озвучить основные гражданские качества человека, использовать текст раздела «Гражданство» в учебнике: «Сознательное и добросовестное выполнение своих обязанностей, основанное на понимании их необходимости и постепенно входящее в привычку; готовность и умение пользоваться своими правами не в ущерб окружающим; активное и осмысленное участие в политической жизни страны, в выработке важнейших государственных решений, в последовательном проведении их в жизнь; уважение к историческому прошлому своего народа — вот гражданские качества, или, как говорили в старину, добродетели, которые так необходимы сегодня каждому члену нашего общества».

При подведении итогов урока учитель просит учащихся обратиться к вопросам, которые обсуждались в начале урока: изменилась ли ваша точка зрения после изучения темы? В чём вы были правы? Какие изменения вы можете внести в своё первоначальное решение?

Домашнее задание: § 2 учебника; вопросы рубрики «Проверим себя»; задания 1—3 рубрики «В классе и дома». В качестве задания по выбору учащимся предлагается написать небольшое эссе на тему одного из высказываний, представленных в рубрике «Говорят мудрые».

Литература для учителя

Кашанина Т. В. Происхождение государства и права: учеб, пособие для вузов / Т. В. Кашанина. — М., 2004.

Политология: энциклопедический словарь / общ. ред. и сост. Ю. И. Аверьянов. — М., 1993.

Симонишвили Л. Р. Формы правления: история и современность / Л. Р. Симонишвили. — М., 2007.

Аминов А. М. Деловая игра «Гражданином быть обязан» // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2003. — № 8.

Семёнов В. В. Форма государства // Преподавание истории в школе. — 2002. — № 10.

www.uznai-prezidenta.ru — Президент России гражданам школьного возраста.

http://law.edu.ru — Федеральный правовой портал.


1 Подробное изложение современных взглядов на происхождение государства учитель может найти в разделе рекомендованной литературы к уроку, а также на сайте http://law.edu.ru

2 Обществознание. Школьный словарь. 10—11 кл. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. — М., 2013.

3 Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. — М., 2002. — Тема 41. — Тексты 1, 2. В электронном формате: http://www.prosv.ru/metod/bogolubov8-9/index.htm






Для любых предложений по сайту: [email protected]