Задания - Урок 2 - ЧЕЛОВЕК

Обществознание: Сдаем без проблем! - подготовка к ЕГЭ

Задания - Урок 2 - ЧЕЛОВЕК

1. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. Биологическая составляющая включает

1) половые и возрастные особенности

2) волю и характер

3) профессиональную деятельность

4) мировоззрение

2. Человек, согласно современным представлениям, есть существо

1) духовное

2) социальное

3) биологическое

4) биосоциальное

3. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. Социальная составляющая включает

1) чувства и волю

2) знания и умения

3) физическое развитие

4) потребность в пище

4. Личность формируется под воздействием

1) биологической программы

2) природной среды

3) общества

4) собственных взглядов и убеждений

5. Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности является

1) земля

2) техника

3) земледелец

4) выращиваемая культура

6. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

А. Деятельность человека направлена на преобразование природы.

Б. Деятельность человека обусловлена в первую очередь природными инстинктами.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

7. К агентам вторичной социализации не относится

1) радиожурналист

2) двоюродный брат

3) преподаватель вуза

4) руководитель предприятия

8. Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми, характеризуют его как

1) индивида

2) личность

3) индивидуальность

4) организм

9. Закончите утверждение: «Человек — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни», скорее всего, основывается на способности человека

1) вместе с другими людьми организовываться в сплоченные группы для отстаивания своих интересов

2) давать отпор любым агрессивным выпадам против него

3) приспосабливаться к условиям окружающей среды, не всегда для него благоприятной

4) к созидательной творческой деятельности на основе развитого, совершенствующегося сознания (мышления, воображения, интуиции и т. д.)

10. К экзистенциальным относятся потребности в

1) комфорте

2) общении

3) познании

4) самоуважении

11. Верны ли следующие суждения о самосознании?

А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.

Б. Человек может определить, каков он, не интересуясь мнением других людей о себе.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

12. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек остается частью природного мира.

Б. Человек развивается в процессе социальной и культурной эволюции.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

13. Строительство удобного и безопасного жилья является примером деятельности

1) социально-преобразовательной

2) материально-производственной

3) прогностической

4) ценностно-ориентировочной

14. К практической деятельности относится

1) производство материальных благ

2) познание законов развития природы

3) формирование религиозных представлений о мире

4) познание законов развития общества

15. Деятельность в отличие от общения

1) является потребностью человека

2) может доставлять человеку удовольствие

3) предполагает наличие цели

4) преобразует предметы окружающей среды

16. Верны ли следующие утверждения о свободе личности?

А. Свобода человека предполагает ответственность человека перед обществом за свои действия и поступки.

Б. Свобода — это возможность выбора способа действия для достижения какой-либо цели.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

17. Человек как отдельный представитель человеческой общности называется

1) деятелем

2) индивидом

3) лидером

4) личностью

18. «Вторая природа», или «неорганическое тело», человека — это

1) мир социально-искусственных предметов, созданных человеком

2) мир сверхъестественного, таинственного и загадочного

3) сфера истинного и настоящего в отличие от повседневной, скучной и однообразной жизни

4) результат преодоления или отрицания первой — естественно-биологической природы человека

19. Природа человека — это

1) врожденная биопсихическая конституция, общая для всех людей

2) совокупность его базовых потребностей

3) основные и неизменные качества человека

4) совокупность таких качеств, как разум, совесть, долг, дар общения

20. К потребностям человека, обусловленным обществом, относится потребность в

1) трудовой деятельности

2) сохранении рода

3) самосохранении

4) физической активности

21. Отличительным признаком понятия «личность» является(ются)

1) членораздельная речь

2) сознание и мышление

3) общественная активность

4) наличие физических потребностей

22. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Идеальное «Я» — это представление о том, каким хотят меня видеть окружающие.

Б. Неотъемлемой частью самопознания служит самооценка.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

23. Познание в отличие от общения

1) является проявлением человеческой активности

2) может быть индивидуальным

3) способствует развитию личности

4) допускает использование речи


Часть 2

1. Завершите фразу: «Характерное для человека проявление активности, выражающееся в преобразовании внутреннего и внешнего мира, — это ...».

Ответ: ________________­______________­_______________.

2. Какому понятию соответствует следующее определение?

«Психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности».

Ответ: ________________­______________­_______________.

3. Установите соответствие между приведенным в первом столбце определением и приведенным во втором столбце понятием.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

А. Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и себя

Б. Отдельно взятый представитель человеческого рода

В. Неповторимое своеобразие человека, набор его индивидуальных свойств

ПОНЯТИЕ

1. Индивидуальность

2. Индивид

3. Личность


Запишите под соответствующим номером предложенную букву вариантов ответа.


А

Б

В





4. Установите соответствие между особенностью деятельности и областью культуры, которой она соответствует.

ОСОБЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. Стремление к достоверности

Б. Обоснованность предположений

В. Субъективность

Г. Образное отражение реальности

ОБЛАСТЬ КУЛЬТУРЫ

1. Наука

2. Искусство

Запишите под соответствующим номером предложенную букву вариантов ответа.


А

Б

В

Г






5. Завершите фразу: «Осознанный образ результата, на достижение которого направлена деятельность, это ________________­_________________________».

6. Найдите в приведенном ниже списке свойства человека, раскрывающие его социальную природу.

1) способность к совместной преобразовательной деятельности

2) стремление к самореализации

3) умение приспосабливаться к природным условиям

4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем

5) потребность в воде, пище, отдыхе

6) способность к самосохранению

Ответ: ________________­______________­_______________.

7. Установите соответствие между типом потребности человека и примером его проявления.

ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

А. Социальные потребности

Б. Духовные потребности

В. Материальные потребности

ПРИМЕР ПРОЯВЛЕНИЯ

1. Иметь хорошую семью

2. Иметь добрую славу о себе

3. Иметь удобное жилье

Запишите под соответствующим номером предложенную букву вариантов ответа.


А

Б

В





8. Бригада строителей возводит жилой объект. Выберите из приведенного списка субъекты данной деятельности.

1) плотники

2) каменщики

3) строящийся дом

4) крановщики

5) подъемные краны

6) правила техники безопасности

7) строительные материалы

Ответ: ________________­______________­_______________.

9. Установите соответствие между описанием функции общения и ее названием.

ОПИСАНИЕ ФУНКЦИИ

А. Организация совместной деятельности

Б. Обмен информацией

В. Восприятие друг друга и установление взаимопонимания

НАЗВАНИЕ ФУНКЦИИ

1. Коммуникативная

2. Функция взаимодействия

3. Функция межличностного познания

Запишите под соответствующим номером предложенную букву вариантов ответа.


А

Б

В





10. Ниже приведены характеристики общения как диалога, но допущены ошибки. Исключите их из списка. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) равноправие партнеров

2) активность каждого участника

3) уважение к мнению собеседника

4) готовность к взаимопониманию

5) стремление во что бы то ни стало переубедить соперника

6) высокомерие

7) незнание имени собеседника

Ответ: ________________­______________­_______________.

11. Найдите в приведенном ниже списке черты, свойственные только творческой деятельности.

1) доступность для использования

2) уникальность

3) практическая значимость

4) воспроизводимость образца

5) принципиальная новизна

Ответ: ________________­______________­_______________.

12. Установите соответствие между характеристикой и видом деятельности.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А. Деятельность в воображаемой ситуации

Б. Практическая полезность

В. Нацеленность на получение знаний

Г. Замещение реальных объектов условными

Д. Преобразовательная направленность

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Труд

2. Учение

3. Игра

Запишите под соответствующим номером предложенную букву вариантов ответа.


А

Б

В

Г

Д







13. Завершите фразу:

«В основе мотивов человека лежат ...»

Ответ: ________________­______________­_______________.


Часть 3

1. Назовите не менее трех особенностей человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального.

2. Человеческий ребенок в момент рождения, по меткому выражению А. Пьерона, не человек, а только «кандидат в человека».

Объясните, что имел в виду А. Пьерон, называя ребенка «кандидатом в человека»? Сформулируйте три суждения.

3. Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетически запрограммировано. Многие же инстинкты человека в результате общественной истории оказались расшатаны и стерты. По выражению А. Пьерона, «человечество освободилось от деспотизма наследственности». В чем проявляется свобода человека от «деспотизма наследственности»? Сформулируйте не менее трех утверждений.

4. Постройте логическую цепочку, основанную на высказывании русского публициста и критика В. Г. Белинского: «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни».

Объясните: какую роль в жизни человека играют интересы, цели, деятельность? Какова связь между ними?

5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

«Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. ... машина не цель. Самолет — не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг.

... Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу — прокладывали железные дороги, строили заводы, бурлили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям.

Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека — создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий... Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным — уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития — уже не машина.

Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина — пользуясь ею, постепенно о ней забываешь».

А. де Сент-Экзюпери. Планета людей

1) Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности людей.

2) Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две отличительные черты деятельности человека.

3) Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин считать творческим? Аргументируйте свой ответ с помощью текста. Дайте определение творческой деятельности.

4) Что, по мнению автора, является конечной целью преобразовательной деятельности человека? А по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.

6. Конфликт между убеждениями и непосредственными интересами подстерегает человека на каждом шагу: убеждение в том, что нужно говорить правду, и нежелание обидеть человека; убеждение в том, что нужно прийти на помощь человеку, который подвергся нападению, и опасение, что, оказывая помощь, можешь пострадать сам...

Продолжите этот перечень. О каких типах конфликтов идет речь в данном случае? Те ли это конфликты, которых следует избегать? В чем вы видите проявление сознательного и бессознательного в данном примере?

7. Отто фон Бисмарк писал: «Свобода — это роскошь, которую не каждый может себе позволить».

1) Согласны ли вы с автором? Почему?

2) Как соотносятся свобода и необходимость? Ответ подтвердите примерами.

8. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы в форме сочинения-эссе.

1. «Человек вне общества — или бог, или зверь» (Аристотель).

2. «Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как» (Ф. Ницше).

3. «Человек есть принципиальная новизна в природе» (Н. Бердяев).






Для любых предложений по сайту: [email protected]