Обществознание: Сдаем без проблем! - подготовка к ЕГЭ
Истина, ее критерии. Относительность истины - ПОЗНАНИЕ
На экзамене проверяются дидактические единицы: истина и ее критерии. Объективная истина. Абсолютный и относительный моменты истины. Практика. Формы практики.
Словарь основных терминов (понятий) с комментариями
Истина — соответствие полученных знаний содержанию объекта познания; соответствие мыслей человека окружающей действительности. Истина является целью познания. В русском языке истина неотделима от понятия «правда». Противоположностью истинного знания является заблуждение или ложное знание.
Истина всегда объективна (существует независимо от человека), конкретна (относится к определенной конкретной действительности), субъективна (ее носителем является субъект).
Истина — это процесс, а не одноразовый момент. Истина едина, но в ней выделяют объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как абсолютно самостоятельные истины.
Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Абсолютная истина — это исчерпывающее, достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание не опровергаемое в последующем.
Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества и способам получения этого знания. За пределами познанного всегда остается непознанное, неизведанное, еще не открытое людьми, поэтому процесс познания бесконечен.
Разница между абсолютной и относительной истинами в степени полноты и точности отражения действительности, т. к. истина всегда конкретна, всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами. Абсолютная и относительная истины служат моментами истины объективной.
Критерий истины — то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.
Возможные критерии истины: соответствие законам логики; соответствие ранее открытым законам той или иной науки; практика.
Практика (от греч. praktikos — активный, деятельный) — деятельность людей по преобразованию окружающего мира.
Формы практики: материальное производство (труд); преобразование природы; социальное действие (реформы, революции, войны и т. д.); научный эксперимент.
Так как потребность в познании обусловлена во многом практикой, то ее рассматривают как источник познания, основу познания и его движущую силу и основной критерий истины.