Обществознание: Сдаем без проблем! - подготовка к ЕГЭ
Задания - Урок 5 - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
1. Необходимым признаком рыночной экономики является
1) свободное ценообразование
2) использование ресурсосберегающих технологий
3) высокое качество продукции
4) внешнеэкономическая деятельность государства
2. К объективным условиям функционирования рыночной экономики можно отнести
1) экономическую самостоятельность предпринимателей
2) общественную собственность на факторы производства
3) преобладание универсального труда
4) прямые связи между производством и потреблением
3. Рынок обязательно предполагает
1) государственную регламентацию производственной деятельности
2) конкуренцию независимых производителей
3) наличие государственного ценообразования
4) использование ресурсов в соответствии с обычаями
4. Суммарная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны за год, отражает следующий экономический показатель
1) национальный доход государства
2) валовой внутренний продукт
3) производительность труда
4) валовой оборот
5. Переход предприятий из рук частных предпринимателей в государственную собственность составляет суть
1) инфляции
2) национализации
3) приватизации
4) деноминации
6. Цель экономической политики государства состоит в том, чтобы
1) ликвидировать излишнее оборудование
2) повысить эффективность экономики
3) регулировать ценообразование
4) распределять ресурсы между производителями
7. Необходимым признаком рыночной экономики является
1) внешнеэкономическая деятельность государства
2) высокое качество продукции
3) свободное ценообразование
4) использование ресурсосберегающих технологий
8. Верны ли следующие суждения о спросе и предложении?
А. Спрос находится в прямой зависимости от цены товара.
Б. Предложение находится в обратной зависимости от цены товара.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
9. Бюджетная политика государства регулирует
1) кредитование предприятий
2) внешнюю торговлю
3) объемы денежной массы в обращении
4) государственные доходы и расходы
10. Что из перечисленного относится к мерам денежно- кредитного регулирования экономики?
1) регулирование налогообложения
2) перепродажа ценных бумаг
3) оформление лицензий на частные услуги
4) изменение ставки банковских резервов
11. Верны ли следующие суждения о причинах дефицита государственного бюджета?
А. Дефицит государственного бюджета возникает в результате превышения расходов над доходами.
Б. Дефицит государственного бюджета всегда является результатом экономического кризиса.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
12. На увеличение потребительских расходов влияет
1) увеличение подоходного налога
2) снижение социальных выплат
3) увеличение потребительских доходов
4) снижение производительности труда
13. Что является одним из условий достижения работником высокой производительности труда?
1) использование кредита
2) многообразие форм собственности
3) разделение труда
4) использование Интернета
14. Уровень жизни населения в значительной степени определяется
1) числом частных предприятий
2) уровнем предоставляемых политических свобод
3) объемом произведенных товаров и услуг
4) типом избирательной системы
15. Какая из перечисленных ценных бумаг представляет корпоративную форму собственности?
1) облигация
2) страховой полис
3) акция
4) ассигнация
16. Если спрос выше предложения, то цена на товар
1) не изменится
2) вырастет
3) упадет
4) будет колебаться
17. К мерам социальной защиты относятся
1) регулирование рыночных цен
2) государственная налоговая система
3) антимонопольная политика
4) индексация доходов населения
18. Верны ли следующие суждения об инфляции?
А. Инфляция характерна только для стран со слаборазвитой экономикой.
Б. В экономически развитых странах инфляции не бывает.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
19. К объективным условиям возникновения и функционирования рыночной экономики можно отнести
1) общественную собственность на факторы производства
2) преобладание универсального труда
3) экономическую самостоятельность предпринимателей
4) прямой обмен между производителем и потребителем
20. Государственный бюджет — это
1) сумма проданных в стране в целом товаров
2) роспись доходов и расходов государства
3) расходы на образование
4) внутренний и внешний долг государства
21. Основу традиционной экономической системы составляет
1) свободное распределение ресурсов
2) директивное ценообразование
3) распределение ресурсов государством
4) использование ресурсов в соответствии с обычаями
22. Что не может являться объектом собственности?
1) предметы домашнего обихода
2) производственное оборудование
3) знания и умения работника
4) здания и жилища
23. Налог — это
А. Плата за пользование государственным имуществом.
Б. Обязательные платежи граждан и хозяйственных организаций, взимаемые в пользу государства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
24. Экономика как наука изучает
1) действие объективных законов истории
2) способы производства и распределения материальных благ
3) систему признаков, определяющую социальную структуру
4) принципы и нормы осуществления государственной власти
25. При наличии дефицита на рынке товаров и услуг производителю максимально выгодно
1) уменьшить и цену, и выпуск продукции
2) увеличить и цену, и выпуск продукции
3) уменьшить цену и увеличить выпуск продукции
4) увеличить цену и уменьшить выпуск продукции
26. Владелец фирмы подарил сотруднику, уходящему на пенсию, автомобиль. Этот пример прежде всего иллюстрирует право собственника
1) наследовать имущество
2) пользоваться имуществом
3) владеть имуществом
4) распоряжаться имуществом
27. К прямым налогам относятся
1) партийные взносы
2) таможенные пошлины
3) налоги на имущество
4) акцизы
28. Верны ли следующие суждения об экономическом взаимодействии между странами?
А. Чем выше уровень производства, тем интенсивнее экономическое взаимодействие между странами.
Б. Межнациональные экономические связи способствуют решению проблем жизнеобеспечения стран.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
29. Количество продукции, произведенное за единицу времени, характеризует
1) производительность труда
2) интенсивность труда
3) издержки производства
4) доход предприятия
30. Освобождение цен от государственного регулирования называется
1) ваучеризацией
2) дефолтом
3) либерализацией
4) инфляцией
31. Верны ли следующие суждения о целях макроэкономического развития в условиях рынка?
А. Целью макроэкономического развития является поддержание полной занятости трудоспособного населения.
Б. Целью макроэкономического развития является изменение формы собственности отдельного предприятия.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
32. Какой из приведенных примеров не относится к предпринимательской деятельности
1) заготовка картофеля потребителем на зиму
2) продажа автомобилей
3) доставка цветов на дом
4) гарантийный ремонт бытовой техники
33. Закрытие ряда меховых ателье в связи со снижением спроса населения на пошив шуб характеризует ситуацию на рынке
1) труда
2) информации
3) капитала
4) услуг
Часть 2
1. Впишите понятие, соответствующее определению: «Организация деятельности людей, направленная на создание благ, которые способны удовлетворить их потребности».
Ответ: _______________________________ .
2. Вставьте пропущенное слово: «Наука экономика относится к разряду ... наук».
Ответ: _______________________________ .
3. В приведенном ниже перечне выберите типы экономических систем. В ответе запишите цифры в порядке их возрастания.
1) продвинутая
2) командная
3) традиционная
4) промышленная
5) индустриальная
6) рыночная
7) технотронная
8) смешанная
Ответ: _______________________________ .
4. Завершите фразу: «Желание и возможность потребителя купить конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте называется ...».
Ответ: _______________________________ .
5. Установите соответствие между понятием, характеризующим экономику потребителя, приведенным в первом столбце, и его определением, приведенным во втором столбце.
ПОНЯТИЕ А. Доход Б. Расход В. Налог Г. Пособие |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ 1. Выраженные в денежной стоимости затраты 2. Установленный государством обязательный сбор, уплачиваемый гражданами и предприятиями 3. Денежная помощь государства лицам, находящимся в тяжелом материальном положении 4. Денежные и иные ценности, полученные в результате деятельности |
Запишите под соответствующим номером предложенную букву вариантов ответа.
А |
Б |
В |
Г |
6. Найдите в приведенном ниже списке примеры, характеризующие капитал как фактор производства. Выбранные цифры запишите в порядке возрастания.
1) здание завода
2) квалифицированные работники
3) станки
4) информация
5) инструменты
6) управленческий персонал
Ответ: _______________________________ .
7. Экономика есть совокупность сложных и простых действий, совершаемых людьми в сфере
1) производства
2) распределения
3) управления государством
4) поддержания порядка в обществе
5) потребления продуктов труда
Выбранные цифры запишите в порядке возрастания.
Ответ: _______________________________ .
8. Закончите фразу: «Главной целью государства в отношении монополий является...».
Ответ: _______________________________ .
9. Установите соответствие между примером и формой собственности.
ПРИМЕР А. Семейная форма Б. Вооруженные силы страны В. Сельскохозяйственный кооператив Г. Приватизированная гражданином квартира Д. Имущество дипломатических представительств страны за рубежом Е. Национальный парк |
ФОРМА СОБСТВЕННОСТИ 1. Государственная 2. Частная |
Запишите под соответствующим номером предложенную букву вариантов ответа.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Часть 3
1. Определите, о предприятии какой формы собственности идет речь в следующем примере, и назовите права его работников: «Работники предприятия «Старт» стремятся сделать производство более эффективным, так как получают часть дохода предприятия, владея его ценными бумагами. Это право на доход сохраняется за ними и после увольнения».
2. Отметьте реальные, а не декларативные преимущества рыночной экономики. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) постоянное стимулирование эффективности производства
2) тождество личных и общественных интересов
3) эффективное (через индивидуальные, децентрализованные решения) функционирование и приспособление к изменениям
4) обеспечение потребностей в порядке их важности (сначала предметы первой необходимости, а затем — роскоши)
5) индивидуальная экономическая свобода
Ответ: _______________________________ .
3. «Конкуренция — жизнь торговли и смерть торговцев» (Э. Хаббард).
1) Как вы понимаете слова Э. Хаббарда?
2) Не является ли «смерть торговцев» проявлением антигуманности конкуренции?
3) Каковы функции конкуренции в условиях рыночной экономики?
4) Приведите два примера влияния рынка на производство.
4. Два экономиста вели спор на тему: «Чему правильнее уделить большее внимание в такое сложное время, которое сейчас переживает Россия, — экономике или культуре?» Один уверял: «Конечно, экономике!
В ней — корень проблем!» Второй возражал: «Правильно ли это? Может быть, истина заключается как раз в обратной логике: если забросить культуру, образование, то любые первоначальные успехи в экономике со временем сойдут на нет, поскольку она не может в конце концов достичь больших результатов в бескультурном, духовно деградировавшем обществе».
1) Какая проблема поднята в этом споре?
2) Как вы думаете, кто прав в этом споре? Почему?
3) Приведите две поговорки, пословицы, иллюстрирующие взаимосвязь экономики и образования, экономики и культуры.
4) Приведите два примера современной действительности или из истории, подтверждающие, на ваш взгляд, правоту одного из спорящих.
5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
О разделении труда
«Величайший прогресс в развитии производственной силы труда и значительная доля искусства, умения и сообразительности, с какими он направляется и прилагается, явились, по-видимому, следствием разделения труда... Для примера возьмем... производство булавок. Рабочий, не обученный этому производству (разделение труда сделало последнее особой профессией) и не умеющий обращаться с машинами, употребляемыми в нем (толчок к изобретению последних, вероятно, тоже был дан этим разделением труда), едва ли может, пожалуй, при всем своем старании сделать одну булавку в день и, во всяком случае, не сделает двадцати булавок. Но при той организации, которую имеет теперь это производство, оно подразделяется на ряд специальностей, из которых каждая, в свою очередь, является специальным занятием. Один рабочий тянет проволоку, другой выпрямляет, третий обрезает... Таким образом, сложный труд производства булавок разделен приблизительно на восемнадцать самостоятельных операций... Мне пришлось видеть... мануфактуру такого рода, где было занято только десять рабочих и где, следовательно, некоторые из них выполняли по две и по три различных операции... Эти десять человек вырабатывали свыше 48 000 булавок в день.
...Разделение труда в любом ремесле, в каких бы размерах оно ни было введено, вызывает соответствующее повышение производительности труда. По-видимому, отделение труда друг от друга различных профессий и занятий вызывалось этим преимуществом. Вместе с тем такое выделение обыкновенно идёт дальше в странах, достигших более высокой ступени промышленного развития: то, что в диком состоянии общества составляет работу одного человека, в более развитом... выполняется несколькими.
...Каждый отдельный работник становится более опытным и сведущим в своей особой специальности; в целом производится больше работы, и значительное увеличение производства всякого рода предметов приводит в обществе, надлежащим образом управляемом, к тому всеобщему благосостоянию, которое распространяется и на самые низшие слои народа».
А. Смит.
1) Какие экономические проблемы рассматривает автор? Укажите две из них.
2) Какие три последствия, по мнению автора, имеет углубление разделения труда?
3) Подтвердите тремя примерами вывод автора о том, что чем выше уровень промышленного развития страны, тем сильнее в ней развито разделение труда.
4) На основе авторского текста и знаний курса назовите три фактора, влияющие на производительность труда.
6. Укажите три способа преодоления отчуждения работника от собственности, условий и результатов труда.
7. Из предложенных проблемных высказываний выберите одно и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы в виде сочинения-эссе на основе использования знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни и личного опыта.
1. «Бесплатных завтраков не бывает» (Бартон Крейн).
2. «Нужно думать не о том, что нам может пригодиться, а только о том, без чего мы не можем обойтись» (Д. Джером).
3. «Деньги не пахнут» (Веспассиан).