Власть, ее происхождение и виды - ПОЛИТИКА

Обществознание: Сдаем без проблем! - подготовка к ЕГЭ

Власть, ее происхождение и виды - ПОЛИТИКА

Требования обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования к содержательной линии «Политика»

Политика и ее роль в жизни общества. Политика как деятельность. Субъекты и объекты политики. Структура политической сферы.

Власть, ее происхождение и виды. Разделение властей. Политическая система.

Роль государства в политической системе. Признаки государственного суверенитета. Функции государства. Формы государства. Государственный аппарат. Национально-государственное устройство.

Политический режим. Демократический, авторитарный и тоталитарный политические режимы.

Политическое участие граждан. Основные черты гражданского общества. Избирательные системы. Выборы, референдумы. Политические партии и движения. Многопартийность. Политическая идеология. Местное самоуправление. Политическая культура. Правовое государство. Политическая жизнь современной России.

Содержательные элементы проверки

1. Власть, ее происхождение и виды.

2. Политическая система общества.

3. Признаки, функции и формы государства.

4. Политический режим.

5. Политическое участие граждан.

6. Политические партии и движения.

7. Политическая идеология.

8. Политическая культура.

9. Гражданское общество и правовое государство.


1. Власть, ее происхождение и виды


На экзамене проверяются дидактические единицы: понятие «политика». Происхождение политики. Субъекты политики. Власть — ключевой вопрос политики. Происхождение власти и ее виды. Разделение властей. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти. Функции политики.

Словарь основных терминов (понятий) с комментариями

Политика (от греч. politike — искусство управления государством) — сознательная деятельность в политической сфере общества, направленная на достижение, удержание, укрепление и реализацию власти; деятельность, связанная с определением содержания задач и функций государства. В политике находят отражение коренные интересы больших социальных групп — классов, наций и т. д.

Политика выполняет функции управления общественными процессами; интеграции общества в единое целое; обеспечения правопорядка; приобщения личности к общественным делам; разумного преодоления противоречий и конфликтов между властью и обществом.

Субъектами политики являются все участники политической деятельности: отдельные личности и политические лидеры, органы власти, социальные группы и общности, политические партии и движения.

Политическая сфера общества — область общественных отношений по поводу власти.

Политические отношения — отношения в процессе осуществления политической власти, или отношения между субъектами политики, связанные с вопросами политической (государственной) власти.

Политическая власть — разновидность общественной власти, играющая решающую роль в обществе в силу обязательности принимаемых ею решений во всех сферах общественной жизни.

Проблема власти — одна из центральных в политологии. Власть появляется вместе с человеческим обществом как механизм регулирования совместной деятельности людей, политическая власть — с появлением государства, источниками власти могут быть авторитет, сила, закон, богатство, харизма (от греч. charisma — милость, божий дар). Немецкий социолог Макс Вебер выделяет три основных типа политической власти на основании типа социального господства:

— традиционная — опирается на традиции, ритуалы;

— легальная — основывается на правовых нормах и рациональных законах;

— харизматическая — основывается на особой притягательной силе лидера.

Отличительные особенности политической власти:

1) только ей принадлежит право использовать силу в пределах страны; 2) существование единого общегосударственного центра принятия политических решений; 3) действует на основе права от имени всего общества.

Разделение властей — принцип организации и осуществления власти, согласно которому власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или одного органа, а рассредоточена между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Три ветви власти самостоятельны и независимы, ограничивая и уравновешивая тем самым друг друга. Однако они не должны быть разобщены, а, напротив, должны взаимодополнять друг друга через взаимодействие.

Идея разделения властей впервые была выдвинута английским мыслителем Джоном Локком в XVII веке.

Свое последовательное осуществление принцип разделения властей находит в правовом государстве.

Законодательная власть — система органов государства, имеющих исключительное право принимать, издавать нормативно-правовые акты, обладающие высшей после Конституции юридической силой, — законы.

В РФ к органам, имеющим право принимать законы, относятся: парламент (Федеральное Собрание), принимающий конституционные и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ; законодательно-представительные институты субъектов Федерации, осуществляющих собственное правовое регулирование, а также принимающих законы и иные нормативные акты по вопросам совместного ведения (т.е. входящим в круг прав и полномочий) РФ и ее субъектов и по предметам собственного ведения субъектов Федерации.

Исполнительная власть — система органов государственного управления, обеспечивающих исполнение законов и иных нормативно-правовых актов, принятых исполнительной властью, осуществляющих функции управления всеми сферами жизнедеятельности общества. При этом в соответствии с принципом разделения властей (в тех государствах, где он проводится), исполнительная власть не подчинена законодательной и представляет собой одну из самостоятельных и независимых публичных (открытых народу) властей.

В РФ высшим исполнительным органом власти является Правительство РФ, состоящее из отраслевых министерств и государственных комитетов, которые имеют нижестоящие структуры на местах. Председатель правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. В течение 7 дней после назначения Председатель Правительства представляет Президенту кандидатуры на должности его заместителей и федеральных министров. Однако «силовые» министерства (МВД, госбезопасности и др.) напрямую подчиняются Президенту. В субъектах Федерации создаются свои органы исполнительной власти. Вместе с Правительством РФ они составляют систему органов исполнительной власти РФ.

Судебная власть — система государственных органов, исполняющих полномочия по осуществлению правосудия. Так же, как и законодательная и исполнительная ветви власти, она является независимой, самостоятельной сферой публичной власти. Судебная власть призвана следить за соблюдением Конституции и других законов другими ветвями власти, разрешать конфликты и споры в общественной и государственной жизни, восстанавливать нарушенные права, наказывать правонарушителей.

В РФ судебная власть осуществляется только судом. Система судов включает в себя Конституционный суд, Верховный суд и Высший арбитражный суд РФ как высшие судебные инстанции; арбитражные суды, осуществляющие гражданское и административное судопроизводство. Уголовное судопроизводство осуществляется системой общих судов.






Для любых предложений по сайту: [email protected]