Тема 3. Познание - ОТВЕТЫ

Обществознание: Сдаем без проблем! - подготовка к ЕГЭ

Тема 3. Познание - ОТВЕТЫ

Часть 1


№ задания

Ответ

1

1

2

1

3

4

4

3

5

3

6

2

7

2

8

4

9

3

10

2

11

1

12

3

13

1

14

3

15

4

16

2

17

3

18

4

19

3

20

4

21

3

22

1

23

4

24

1

25

2

26

3

27

3

28

4

29

1

30

1


Часть 2


№ задания

Ответ

1

Умения

2

Личность

3

Навыки

4

Способности

5

Талант

6

1, 8, 2, 7, 6, 4, 3, 5

7

1, 3, 2, 2, 1

8

1, 5, 6

9

Активное

10

Аналогия

11

Умозаключение

12

По аналогии

13

Ценностное


Часть 3


1. Назовите формы чувственного познания.

Ответ:

• ощущения;

• восприятие;

• представления.


2. Назовите уровни научного познания.

Ответ: эмпирический и теоретический.


3. В чем состоит специфика социального познания? Ответ аргументируйте на основе трех оснований.

Ответ:

• в социальном познании субъект познания (человек) совпадает с объектом познания (обществом), так как сам субъект является членом данного общества, т.е. изучает «сам себя»;

• позиция исследователя всегда влияет на оценку факта, т. е. исследователь — активный субъект, его оценка во многом личностна и может зависеть, например, от идеологии общества, воззрений исторической эпохи. Социальное знание всегда ценностно;

• в социальном познании методы естественных наук неприемлемы, так как общество представляет собой мир живых людей. Если естествознание ориентировано на причинно-следственное объяснение явлений, то социальное познание — на понимание смыслов и целей.

Могут быть приведены и другие основания суждения, не искажающие его смысла.


4. Назовите два любых отличия учебного познания от научного и проиллюстрируйте каждое на примерах.

Ответ:

• если ученик «открывает» новые знания, то они новые для него, а не для науки;

• ученик приобретает готовые знания, изложенные в учебниках и других источниках знаний, а ученый их «добывает»;

• ученик использует учебные приемы, а ученый — методы науки. Например, лабораторный эксперимент в учебной деятельности отличается от научного эксперимента.

Могут быть приведены другие примеры, не искажающие смысла суждений.


5. «Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием, только действиями. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас себя познаешь» (И. Гете).

1) О каком познании ведет речь Гете?

2) Какими методами предлагает автор человеку познавать себя?

3) Кто еще из философов задавался вопросом: «Что такое человек»?

Ответ:

1) Гете ведет речь о самопознании;

2) Уже задавая в начале фразы вопрос, автор предлагает познавать себя «не созерцанием», а активной деятельностью;

3) могут быть названы имена Аристотеля, И. Канта, Ф. Ницше и др.


6. Правильные ответы на задания к тексту могут быть следующими.

1) Что понимает один из российских ученых под «чувством конца науки» в XX веке?

Ответ:

Ученый считает, что во второй половине XX века не произошло новых теоретических открытий, равных квантовой механике, теории относительности, генетике.

2) В чем он видит главное назначение науки? Согласны ли вы с автором? Аргументируйте свой ответ с помощью двух конкретных примеров.

Ответ:

Главное назначение науки ученый видит в открытии законов природы мировоззренческого характера.

При несогласии: наука изучает не только законы природы, но и законы развития общества. Так, недооценка социологической науки в советский период развития нашей страны привела к разрыву между декларируемыми положениями и реальностью. На развитии экономики пагубно сказалось отсутствие рыночных механизмов ее регулирования.

Могут быть приведены другие примеры.

3) Что такое концепция в науке? Дайте определение.

Ответ:

Концепция — понятие многозначное, его основные значения — идея, замысел, точка зрения, система взглядов, объединенных общей логикой, руководящий принцип, трактовка.

4) Согласны ли вы с мнением автора, что «спутники и компьютеры — не наука, а техника»? Ответ обоснуйте на конкретном примере.

Ответ:

При отрицательном ответе могут быть приведены аргументы в пользу того, что в современном мире наука стала активной производительной силой, а современное общество — постиндустриальное, техногенное.

С другой стороны, широкое внедрение компьютеров и спутников в жизнь общества может иметь отрицательные последствия.

Могут быть приведены другие примеры.


7. Правильные ответы на задания к тексту могут быть следующими.

1) Какие виды познания упоминаются в этом тексте?

Ответ:

• обыденное (повседневное);

• философское;

• средствами искусства;

• научное

2) Каковы, на взгляд автора, особенности научного познания? Укажите две черты.

Ответ:

• использование специальных методов;

• сбор систематической информации;

• доказательность;

• проверка и перепроверка полученных данных.

3) В чем автор усматривает недостатки ненаучных методов познания? Приведите пример, конкретизирующий один из них.

Ответ:

• недостаточная доказательность ненаучного познания;

• возникновение «неразрешимых загадок и дилемм». Примером последнего недостатка может быть любая пара взаимоисключающих утверждений: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» и «Работа не волк, в лес не убежит».

В примерах не должно быть искажения суждения.

4) О каких двух научных методах в области социальной психологии говорится в этом отрывке? Укажите существенное различие между ними. Опираясь на знания из курса обществоведения, назовите еще один метод, который может использоваться в научном познании социальных явлений.

Ответ:

• экспериментальный метод и метод корреляции;

• в рамках эксперимента изменения могут вноситься только в одну из изучаемых, переменных. При корреляции происходит простое наблюдение за естественными процессами.

В качестве других методов социального познания могут быть названы:

• выдвижение гипотез;

• построение теорий.






Для любых предложений по сайту: [email protected]