Этнические общности - Теоретический материал (экспресс-курс) - СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Обществознание полный экспресс-репетитор разбор всех экзаменационных ЕГЭ

Этнические общности - Теоретический материал (экспресс-курс) - СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Современное человечество представляет собой сложную этническую структуру, включающую несколько тысяч этнических общностей (нации, народности, племена, этнические группы и т. п.), отличающихся как численностью, так и уровнем развития. Все этнические общности мира входят в состав двухсот с лишним стран. Поэтому большинство современных государств полиэтничны. Например, в Индии проживает несколько сотен этнических общностей, в Нигерии насчитывается 200 народов. В составе Российской Федерации в настоящее время более ста этносов, в том числе около 30 наций.

Этническая общность — это исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства и отличия от других подобных образований.

Существуют различные подходы к пониманию сущности этносов.


Различные подходы (теории) к пониманию сущности этносов, их происхождения


Наименование подхода (теории)

Его сущность

Естественно-биологический или расово-антропологический подход

Признаёт неравенство человеческих рас, культурное превосходство европеоидной расы. Несовершенство расовых признаков — основа культурной отсталости наций и народностей

Марксистская теория

Провозглашает экономические отношения в качестве главной основы формирования нации. Признаёт право наций на самоопределение вплоть до отделения, идею их полного равноправия, пролетарский интернационализм

Социокультурный подход

Рассматривает этнические общности как компоненты социальной структуры общества, раскрывая их тесную связь с социальными группами и различными социальными институтами. Этническая общность — важный источник самодвижения и саморазвития

Пассионарная теория этногенеза1 (происхождение, развитие этноса)

Рассматривает этнос как природное, биологическое, географическое явление, как результат адаптации человеческой группы к природно-климатическим условиям обитания. История человечества — цепь многочисленных этногенезов. Источник возникновения нового этноса — пассионарный толчок. Пассионарность — определённая характеристика поведения и природных свойств человека, обусловленных энергией космоса, Солнца и естественной радиоактивностью, воздействующими на общество. Пассионарии — особо энергичные, одарённые, талантливые люди



В социологии широко используется понятие «этническое меньшинство», которое включает в себя не просто количественные данные.



Естественной предпосылкой складывания того или иного этноса служила общность территории, поскольку она создавала необходимые условия для совместной деятельности людей. Однако в дальнейшем, когда этнос сформировался, этот признак утрачивает главное значение и может совсем отсутствовать. Так, некоторые этносы и в условиях диаспоры (от гр. diaspora — рассеяние) сохраняли свою идентичность, не имея единой территории.

Другое важное условие формирования этноса — общность языка. Но и этот признак не может считаться универсальным, так как в ряде случаев (например, в США) этнос складывается в ходе развития хозяйственных, политических и других связей, а общие языки являются результатом данного процесса.

Более устойчивый признак этнической общности — единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей.

Интегративным показателем сложившейся социально-этнической общности выступает этническое самосознание — чувство принадлежности к определённому этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп. Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об общности происхождения, истории, исторических судеб, а также традиции, обычаи, обряды, фольклор, т.е. такие элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют специфическую этническую культуру.

Благодаря этническому самосознанию человек остро чувствует интересы своего народа, сопоставляет их с интересами других народов, мирового сообщества. Осознание этнических интересов побуждает личность к деятельности, в процессе которой они реализуются.

Отметим две стороны национальных интересов.



Этнонациональные общности развиваются от рода, племени, нации, доходя до уровня нации-государства.

Многие современные исследователи считают классической нацию межэтническую, в которой на первый план выходят общегражданские качества и вместе с тем сохраняются особенности входящих в неё этносов — язык, своя культура, традиции, обычаи.

Межэтническая, гражданская нация является совокупностью (сообществом) граждан того или иного государства. Часть учёных полагает, что формирование такой нации означает «конец нации» в этническом измерении. Другие же, признавая нацию-государство, считают, что надо говорить не о «конце нации», а о её новом качественном состоянии.

Производным от понятия «нация» является термин национальность, который употребляется в русском языке как наименование принадлежности лица к какой-либо этнической группе.


1 Создана российским историком и географом Л. Н. Гумилёвым (1912—1992).

2 Род ряд учёных не относят к этносу, так как он входит в состав более крупного целого — племени. Род предшествовал этносу, отличался немногочисленностью и не имел самостоятельной культуры.






Для любых предложений по сайту: [email protected]