Обществознание полный экспресс-репетитор разбор всех экзаменационных ЕГЭ
Система российского права. Законотворческий процесс в РФ - Теоретический материал (экспресс-курс) - ПРАВО
Система права — это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременно в дифференциации на отрасли и институты.
Поскольку содержанием права являются его нормы, то, следовательно, и систему права представляют определённым образом взаимосвязанные друг с другом нормы права. Нормы, объединяясь, образуют институты права, которые, в свою очередь, составляют подотрасли и отрасли права; их единство и есть система права.
Система права — сложное иерархичное образование, характеризующееся внутренними процессами, в нём протекающими. Она показывает не только то, из чего состоит право, но и связь и зависимость компонентов права друг от друга.
Отрасль права характеризуется:
Предметом правового регулирования — общественными отношениями, образующими в силу их специфики особые системы связи между правовыми нормами |
Методом правового регулирования — различными способами правового воздействия государства на общественные отношения |
Особой отраслью является международное право, которое не входит в систему права ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами. Оно занимает особое место во всей системе права — это своего рода наднациональная отрасль права.
Законотворческий процесс (законотворчество) — процесс принятия законов высшими органами государственной власти.
Процедура принятия законов подробно изложена в Конституции РФ. Выделяют следующие стадии законотворческого процесса.
Стадии законотворческого процесса
Наименование стадии |
Её основное содержание |
Особенности реализации в РФ |
Законодательная инициатива |
Выяснение потребности в принятии закона, изучение общественных отношений для регламентации которых необходимо его принять. Официальное внесение законопроекта в орган законодательной власти в соответствии с установленной процедурой, что влечёт за собой обязанность соответствующего законодательного органа рассмотреть законопроект на своём заседании |
Субъектами права законодательной инициативы являются Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный, Верховный, Высший арбитражный суды РФ по вопросам их ведения |
Обсуждение законопроекта |
Происходит на заседаниях палат парламента (если парламент двухпалатный) |
Внесённый в порядке законодательной инициативы законопроект Советом Государственной Думы направляется в соответствующий профильный комитет, в котором ведётся основная работа над его текстом (с привлечением экспертов, проведением парламентских слушаний, анализом предложений, альтернативных проектов и т. д.). После обсуждения комитет выносит проект на пленарное заседание Государственной Думы с собственными замечаниями и предложениями. Обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст при необходимости вносятся поправки |
Принятие законопроекта |
Осуществляется путём голосования депутатов парламента. Если парламент двухпалатный, то для принятия закона требуется согласие обеих палат |
Законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа её депутатов |
Утверждение законопроекта |
Принятый закон проходит стадию утверждения высшими структурами законодательной власти и (или) главой государства (монархом или президентом), который может наложить на него вето, не допустив или отсрочив вступление закона в силу. Вето может быть абсолютным (или резолютивным), когда главе |
В соответствии с Конституцией РФ принятый Государственной Думой закон должен быть в течение 5 дней передан на одобрение Совета Федерации1. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа его членов. Принятый закон в течение 5 дней направляется |
Утверждение законопроекта |
государства принадлежит право окончательного отклонения закона, и отлагательным (или суспенсивным), когда отказ главы государства санкционировать закон лишь приостанавливает вступление его в силу. Парламенту в последнем случае предоставляется право принять этот закон вторичным голосованием, т. е. преодолеть вето. Для вторичного голосования в ряде парламентов требуется квалифицированное большинство |
Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение 14-ти дней должен принять решение. Президент РФ обладает правом вето. В РФ для преодоления отлагательного вето Президента закон при повторном голосовании должен получить 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации |
Промульгация (от лат. ргоmulgatio— публичное объявление) закона |
Опубликование принятого и утверждённого закона в официальном печатном органе, осуществляемое главой государства в установленные законом сроки. Только после промульгации закон обретает обязательную силу |
Законы подлежат обязательному опубликованию в течение 7 дней после подписания их Президентом РФ в «Российской газете» или в Собрании законодательства РФ. Вступает же в силу закон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок |
Несколько отличается от обычной законотворческой процедуры процесс рассмотрения федеральных конституционных законов в Российской Федерации. Они считаются принятыми, если одобряются большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации. Президент РФ не может отклонить федеральный конституционный закон и обязан его подписать и обнародовать в течение 14 дней после принятия.
Принципы законотворчества
Наименование принципа |
Его сущность |
Научность |
Использование достижений науки, приёмов и методов научного анализа |
Законность |
Строгий учёт иерархии правовых норм и актов, соблюдения процессуальных правил принятия законов правомочными на то органами |
Демократизм |
Учёт общественного мнения при разработке и принятии закона, а также пожелания тех, кого непосредственно коснутся его нормы |
Системность |
Следование внутренней логике права (системы права, отраслей, институтов) в процессе законотворчества |
1 Совет Федерации не обязан рассматривать все законы, поступающие из Государственной Думы. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат: федеральные конституционные законы, законы о поправках к Конституции РФ, финансовые законы; законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ; законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты Государственной границы РФ.