Обществознание полный экспресс-репетитор разбор всех экзаменационных ЕГЭ
Раздел I. Человек и общество - Ответы на тренировочные задания
Часть 1
Тип задания |
№ варианта задания |
Ответы |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
А |
1 |
X |
|||
2 |
X |
||||
3 |
X |
||||
4 |
X |
||||
5 |
X |
||||
6 |
X |
||||
7 |
X |
||||
8 |
X |
||||
9 |
X |
||||
10 |
X |
||||
11 |
X |
||||
12 |
X |
||||
13 |
X |
||||
14 |
X |
||||
15 |
X |
||||
16 |
X |
||||
17 |
X |
||||
18 |
X |
||||
19 |
X |
||||
20 |
X |
||||
21 |
X |
||||
22 |
X |
||||
23 |
X |
||||
24 |
X |
||||
25 |
X |
||||
26 |
X |
||||
27 |
X |
||||
28 |
X |
||||
29 |
X |
||||
30 |
X |
||||
31 |
X |
||||
32 |
X |
||||
33 |
X |
||||
34 |
X |
||||
35 |
X |
||||
36 |
X |
||||
37 |
X |
||||
38 |
X |
||||
39 |
X |
||||
40 |
X |
||||
41 |
X |
||||
42 |
X |
||||
43 |
X |
||||
44 |
X |
||||
45 |
X |
||||
46 |
X |
||||
47 |
X |
||||
48 |
X |
||||
49 |
X |
||||
50 |
X |
||||
51 |
X |
||||
52 |
X |
||||
53 |
X |
||||
54 |
X |
||||
55 |
X |
||||
56 |
X |
||||
57 |
X |
||||
58 |
X |
||||
59 |
X |
||||
60 |
X |
||||
61 |
X |
||||
62 |
X |
||||
63 |
X |
||||
64 |
X |
||||
65 |
X |
||||
66 |
X |
||||
67 |
X |
||||
68 |
X |
||||
69 |
X |
||||
70 |
X |
||||
71 |
X |
||||
72 |
X |
Часть 2
Тип задания |
№ варианта задания |
Ответы |
В1 |
1 |
Процесс |
2 |
Прогностическая (Предсказывающая) |
|
3 |
Революция |
|
В2 |
1 |
12 |
2 |
46 |
|
3 |
35 |
|
В3 |
1 |
22121 |
2 |
21221 |
|
3 |
22112 |
|
В4 |
1 |
235 |
2 |
124 |
|
3 |
146 |
|
В5 |
1 |
1212 |
2 |
1222 |
|
3 |
1222 |
|
В6 |
1 |
842396 |
2 |
689314 |
|
3 |
635492 |
|
В7 |
1 |
346 |
2 |
245 |
|
3 |
135 |
|
В8 |
1 |
4 |
2 |
3 |
|
3 |
2 |
Часть 3
Тип задания |
№ варианта задания |
Основное содержание ответов и рекомендации по выполнению заданий |
С1 |
Индивидуальность означает отграниченность, неповторимость личности, т. е. способность к самостоятельной жизни, к саморегулированию, к сохранению своей устойчивости. С помощью понятия «индивидуальность» делается акцент на отличиях людей друг от друга. Признаки индивидуальности: целостность, обособленность, неповторимость, автономность, свобода, наличие внутреннего «Я», творчество |
|
С2 |
Индивидуальность является одним из факторов развития подлинно гуманного гармоничного общества, поскольку известно, что взаимодействие вообще оказывается крепким, если в «другом» предмет находит дополнение самого себя, чего ему как таковому не хватает. Поэтому чем более развита индивидуальность человека, выраженная в самостоятельности, инициативе, творчестве, тем богаче и сильнее общество в целом |
|
С3 |
Автор определяет личность как воплощение общего, типичного. В качестве важнейших характеристик личности могут быть приведены: индивидуальность, духовность, социальный статус, коммуникативный характер |
|
С4 |
В качестве примера может быть приведён следующий: формирование личности предполагает соотношение социально-типического (общего) и творчески индивидуального в человеке. Пренебрежение данным соотношением чревато тяжёлыми последствиями. И общество, и человек страдают как от обезличивания, нивелировки, недооценки значения индивидуальности, так и от абсолютизации индивидуальных, неповторимых качеств человека |
|
С5 |
1 |
В качестве отличий человека от животного могут быть указаны: наличие сознания; способность к абстрактному мышлению; речь; способность к деятельности; умение изготавливать орудия труда с помощью ранее сделанных средств |
2 |
Познание — это активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека, т. е. обусловленный прежде всего практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Примеры предложений: Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Познание представляет собой основной способ бытия, существования сознания. В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека. Знания являются продуктом познания. И др. |
|
3 |
Институт общества — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей. Примеры предложений: Выделяют экономические, политические, социальные институты, институты, действующие в духовной области. Каждый институт общества характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями. Институты общества — сложное и разветвлённое образование: внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчётливые деления на более мелкие. С точки зрения организации общества ключевыми институтами являются: наследование, власть, собственность, семья. И др. |
|
С6 |
1 |
Социальная сущность человека может быть раскрыта на следующих примерах: человек становится человеком, лишь вступая в общественные отношения, в общение с другими людьми; способность и готовность человека к общественно-полезному труду; человек обладает сознанием и разумом; наличие у человека свободы и ответственности и др. |
2 |
В качестве примеров социальной значимости массовой культуры для современного общества могут быть приведены: массовая культура обеспечивает социализацию огромных масс людей в условиях сложной, динамичной среды современного общества; массовая культура способствует включению масс в систему потребления, тем самым обеспечивая функционирование массового производства; массовая культура, основываясь на простых, стереотипных представлениях, выполняет важные жизненные функции для разных социальных слоёв общества и др. |
|
3 |
В качестве примеров, иллюстрирующих взаимосвязь проблем, относящихся к увеличению разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны, могут быть приведены: значительное количество локальных вооружённых конфликтов приходится на страны «третьего мира», некоторые из которых располагают ядерным оружием (например, индо-пакистанский конфликт); из-за обострения проблемы обеспечения сырьём и энергоресурсами наиболее развитые страны мира провоцируют, а иногда и сами участвуют в войнах за контроль над источниками сырья (например, война в Персидском заливе или американо-иракская война); бедность отдельных регионов планеты способствует распространению в них наиболее радикальных, воинственных идеологий, приверженцы которых борются против развитых стран (например, исламские террористические организации) и др. |
|
С7 |
1 |
Речь идёт о ценностно-ориентировочной деятельности, содержание которой связано с определением положительного или отрицательного отношения людей к явлениям окружающего мира, с формированием их мировоззрения |
2 |
Приведённый пример иллюстрирует сущность процесса познания и неразрывную связь двух уровней (ступеней) познания и практики. Признаки, на основании которых можно это определить: практика является источником познания (потребность в прекращении аварий самолётов обусловила необходимость изучения их строения); присутствует чувственное познание (используется метод наблюдения за полётами птиц); имеет место рациональное познание (создание математической теории крыла, научное обоснование наиболее целесообразных профилей крыльев для летательных аппаратов); возврат к практике (расчёты и рекомендации полностью оправдались на практике) |
|
3 |
Само понятие «глобальные проблемы» предполагает, что им присущи следующие важнейшие признаки: — они порождены деятельностью не одной страны или группы стран, а человечеством в целом; — они угрожают существованию всего человечества, основам жизни на Земле; — они решаемы лишь при условии объединения усилий всего мирового сообщества. Происходящая в современных условиях информационная революция создаёт реальные технико-технологические основы для решения глобальных проблем. Всё большее распространение получает экономика, построенная на сочетании рыночных механизмов и государственного регулирования стихийных экономических процессов, позволяющая осуществлять эффективную социальную защиту населения, преодолевать конфликт между эффективностью производства и социальными интересами людей. Постепенно утверждается в умах политиков и становится реальностью идея ненасилия, решения возникающих проблем не силой, а переговорами, поиском компромиссов. Уходит в прошлое непримиримое идейное противостояние, выливавшееся в психологическую войну. Основы для терпимости и взаимного сотрудничества в рамках мирового сообщества постепенно укрепляются, что создаёт условия совместных действий по решению глобальных проблем |
|
С8 |
1 |
Один из вариантов раскрытия данной темы: 1) Понятие мировоззрения 2) Структура мировоззрения 3) Пути формирования мировоззрения а) стихийное б) осознанное 4) Основные виды мировоззрения а) мифологическое б) религиозное в) философское г) научное 5) Роль мировоззрения в жизни человека Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана |
2 |
Один из вариантов раскрытия данной темы: 1) Понятие общества а) в широком смысле слова б) в узком смысле слова 2) Основные функции общества 3) Особенности общества как саморазвивающейся системы 4) Основные подсистемы общества — сферы общественной жизни а) экономическая б) социальная в) политическая г) духовная Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана |
|
3 |
Один из вариантов раскрытия данной темы: 1) Понятие глобальных проблем современности 2) Характерные черты глобальных проблем 3) Причины возникновения глобальных проблем 4) Виды глобальных проблем современности а) интерсоциальные проблемы б) проблемы, возникающие в результате взаимоотношения общества и природы в) проблемы, возникающие в системе отношений человека и общества 5) Прогнозы перспектив решения глобальных проблем современности а) пессимистические прогнозы («экологический пессимизм») б) умеренно оптимистические прогнозы («научно-технический оптимизм») Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана |
|
С9 |
Данное задание предполагает написание минисочинения — эссе по поводу поднятой в приведённом высказывании проблемы. Эссе (фр. essai — опыт, проба, попытка, набросок, очерк) — прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальную позицию автора с непринуждённым, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. Эссе по обществознанию должно: — раскрывать смысл высказывания (афоризма); — соответствовать базовой обществоведческой науке (философии, социальной психологии, экономике, социологии и др.), к которой отнесена анализируемая проблема (афористическое высказывание мыслителя); — содержать относительно узкий круг подлежащих рассмотрению вопросов, которые раскрываются с опорой на знания, полученные при изучении курса обществознания (отвечайте на вопросы типа: С какими основными компонентами обществоведческого знания связана рассматриваемая тема? Что я должен (на) знать, чтобы раскрыть её?); — включать ясно выраженное и аргументированное собственное понимание проблемы и отношение к ней (отвечайте на вопросы типа: Согласен (на) ли я с этим высказыванием? Или не согласен (на)? Или согласен (на) не во всём? Почему? В чём состоит моя собственная позиция по данной проблеме?); — содержать термины, понятия, обобщения, факты, примеры, связанные с конкретной, ставшей предметом анализа проблемой (отвечайте на вопросы типа: Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен (на) привести? Какие теоретические обобщения мне следует учесть? Какими фактами, примерами я могу подтвердить своё мнение? Убедительны ли они?); отличаться корректностью в их использовании; — характеризоваться свободной композицией, непринуждённостью повествования, парадоксальностью, внутренним смысловым единством, небольшим объёмом, продуманной структурой: • Начинать эссе следует с ясного и чёткого определения личной позиции: «Я согласен (на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться к этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен (на), и то, что кажется мне спорным». • Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять это утверждение. Важно так раскрыть его смысл, чтобы стал очевиден контекст, который определит её содержание и сущность. • Основная часть эссе представляет собой относительно развёрнутое изложение собственного мнения в отношении поставленной проблемы. Каждый тезис необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта: Целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль. • В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы. Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение. Естественно, следует обращать внимание на правила орфографии, пунктуации и стилистики русского языка. Хотя данные ошибки не влияют на уменьшение балла за мини-сочинение, но они снижают общее впечатление эксперта от представленной работы. К достоинствам эссе можно отнести: — наличие краткой информации об авторе высказывания, ставшего темой эссе (например, «политический деятель», «английский историк», «общественный деятель» и т. д.); — включение имён его предшественников, последователей или научных противников; — описание различных точек зрения на проблему или разных подходов к её решению; — наличие указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе; — присутствие указания на альтернативные варианты решения проблемы1. |
1 См. Брандт М. Ю. Эссе по обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе. 2004, № 1. С. 26—38.