Обществознание полный экспресс-репетитор разбор всех экзаменационных ЕГЭ
Раздел V. Право - Ответы на тренировочные задания
Часть 1
Тип задания |
№ варианта задания |
Ответы |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
А |
1 |
X |
|||
2 |
X |
||||
3 |
X |
||||
4 |
X |
||||
5 |
X |
||||
6 |
X |
||||
7 |
X |
||||
8 |
X |
||||
9 |
X |
||||
10 |
X |
||||
11 |
X |
||||
12 |
X |
||||
13 |
X |
||||
14 |
X |
||||
15 |
X |
||||
16 |
X |
||||
17 |
X |
||||
18 |
X |
||||
19 |
X |
||||
20 |
X |
||||
21 |
X |
||||
22 |
X |
||||
23 |
X |
||||
24 |
X |
||||
25 |
X |
||||
26 |
X |
||||
27 |
X |
||||
28 |
X |
||||
29 |
X |
||||
30 |
X |
||||
31 |
X |
||||
32 |
X |
||||
33 |
X |
||||
34 |
X |
||||
35 |
X |
||||
36 |
X |
||||
37 |
X |
||||
38 |
X |
||||
39 |
X |
||||
40 |
X |
||||
41 |
X |
||||
42 |
X |
||||
43 |
X |
||||
44 |
X |
||||
45 |
X |
||||
46 |
X |
||||
47 |
X |
||||
48 |
X |
||||
49 |
X |
||||
50 |
X |
||||
51 |
X |
||||
52 |
X |
||||
53 |
X |
||||
54 |
X |
||||
55 |
X |
||||
56 |
X |
||||
57 |
X |
||||
58 |
X |
||||
59 |
X |
||||
60 |
X |
||||
61 |
X |
||||
62 |
X |
||||
63 |
X |
||||
64 |
X |
||||
65 |
X |
||||
66 |
X |
||||
67 |
X |
||||
68 |
X |
||||
69 |
X |
||||
70 |
X |
||||
71 |
X |
||||
72 |
X |
||||
73 |
X |
||||
74 |
X |
||||
75 |
X |
||||
76 |
X |
||||
77 |
X |
||||
78 |
X |
||||
79 |
X |
||||
80 |
X |
||||
81 |
X |
||||
82 |
X |
||||
83 |
X |
||||
84 |
X |
Часть 2
Тип задания |
№ варианта задания |
Ответы |
В1 |
1 |
Гражданское |
2 |
дисциплинарная |
|
3 |
гражданства |
|
В2 |
1 |
24 |
2 |
35 |
|
3 |
14 |
|
В3 |
1 |
21112 |
2 |
11221 |
|
3 |
21313 |
|
В4 |
1 |
246 |
2 |
145 |
|
3 |
356 |
|
В5 |
1 |
2111 |
2 |
1221 |
|
3 |
1212 |
|
В6 |
1 |
427389 |
2 |
928471 |
|
3 |
194682 |
|
В7 |
1 |
356 |
2 |
245 |
|
3 |
135 |
|
В8 |
1 |
4 |
2 |
2 |
|
3 |
3 |
Часть 3
Тип задания |
№ варианта задания |
Основное содержание ответов и рекомендации по выполнению заданий |
С1 |
Право — часть социального контроля, оно выражает основные постулаты данного общества, опирающиеся на государственное обеспечение. К признакам, отличающим право от других социальных институтов, можно отнести следующие: право носит нормативный характер, то есть предписывает или запрещает те или иные поступки, то или иное поведение; право — это не простая, случайная, произвольная совокупность социальных норм, а именно сложная и упорядоченная их система, отличающаяся своей целостностью и структурированностью; право — система не всяких социальных норм, а только тех, которые обеспечены угрозой применения санкций со стороны государства в случае их невыполнения |
|
С2 |
По мнению автора, роль права в историческом развитии человечества заключается в удержании людей от антисоциального поведения и обеспечении выполнения их обязанностей во благо общества. Данная роль обусловлена общеобязательностью системно-нормативной природой и сущностью права |
|
С3 |
В качестве примеров государств могут быть приведены фашистские, расистские, тоталитарные и др. |
|
С4 |
Понятия «закон» и «право» являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, которые нельзя разрывать и тем более противопоставлять. Но их нельзя и отождествлять. По своему содержанию понятие «право» шире, чем понятие «закон». В качестве обоснований могут быть приведены следующие: право находит своё выражение не только в законах, но и в подзаконных актах нормативного характера и в соответствующих судебных решениях; право — это не только законы (законодательство) сами по себе, но и их действие, основанные на них правоотношения; право может проявляться и в незаконодательной форме: существуют и естественное право, всеобщие права человека, принципы и нормы международного права и др.; действующее законодательство определённой страны может носить и неправовой характер, то есть нарушать неотъемлемые права человека, нормы и принципы демократического международного права |
|
С5 |
1 |
Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к нарушителю за совершение противоправного деяния. Примеры предложений: Юридическая ответственность должна соответствовать тяжести правонарушения и учитывать обстоятельства дела. Юридическая ответственность выполняет не только карательную, право-восстановительную функцию, но и воспитательную. И др. |
2 |
Законотворческий процесс — это правотворческая деятельность высших представительных органов — парламентов, в процессе которой издаются нормативные правовые акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложнённой процедурой. Примеры предложений: Законотворческий процесс требует учёта общественного мнения. В основе законотворческого процесса лежит выявление потребности в принятии того или иного закона. И др. |
|
3 |
Гражданство РФ — устойчивая правовая связь лица с Российским государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Примеры предложений: Все лица, имеющие гражданство РФ, обладают одинаковым конституционно-правовым статусом. Решение вопроса о приёме в гражданство РФ является прерогативой Президента РФ. И др. |
|
С6 |
1 |
Могут быть названы следующие виды неимущественных отношений и приведены иллюстрирующие их примеры: неимущественные чисто личные отношения (пример: оскорбление чести гражданина; распространение сведений о гражданине, содержащих семейную тайну и др.); неимущественные отношения, непосредственно связанные с имущественными (пример: присвоение авторства — литературного произведения, изобретения, произведения искусства и т. д.) и др. |
2 |
Могут быть приведены следующие примеры, раскрывающие принцип состязательности сторон в уголовном процессе: функции обвинения и защиты отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одного и то же должностное лицо; суд не может выступать ни на стороне обвинения, ни на стороне защиты; стороны обвинения и защиты равноправны перед судом, т. е. они имеют равные возможности по отстаиванию своих прав и законных интересов и др. |
|
3 |
Могут быть приведены следующие примеры деятельности нотариата: удостоверение сделки; засвидетельствование верности копий документов; засвидетельствование подлинности подписи на документе и др. |
|
С7 |
1 |
Дисциплинарная ответственность представляет собой разновидность юридической ответственности, одним из признаков которой является обязательное наличие правонарушения как основания для её наступления. Дисциплинарная ответственность обусловлена совершением дисциплинарного проступка, который является правонарушением, хотя и характеризуется меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлением. Поэтому нарушение дисциплины относится к правонарушениям |
2 |
В данной ситуации были нарушены нормы гражданского права. Могут быть приведены следующие аргументы: гражданское право регулирует имущественные отношения, возникающие по поводу различного рода материальных благ, в том числе услуг (установка дверей в квартире гражданки Л.); гражданское право основано на свободе договора его участников (гражданка Л. и представители частной фирмы «К.») |
|
3 |
Гражданин Н. имеет право на альтернативную гражданскую службу вместо военной службы по призыву, поскольку основные принципы вероисповедания (в данном случае буддизма) или убеждений, отрицающие несение военной службы, являются юридическими фактами, достаточными для реализации гражданином своего права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской. Это право не связывается с обязательной принадлежностью к какому-либо религиозному или иному объединению граждан, т. е. право действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями может быть реализовано как в рамках религиозной организации, так и индивидуально. В качестве условий, позволяющих заменить военную службу альтернативной гражданской, могут быть названы: несение военной службы противоречит убеждениям гражданина; несение военной службы противоречит вероисповеданию гражданина; гражданин относится к коренному малочисленному народу РФ, ведёт традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами |
|
С8 |
1 |
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие трудового договора 2) Стороны трудового договора и их обязанности: а) работодатель б) работник 3) Содержание трудового договора а) обязательные условия б) дополнительные условия 4) Виды трудового договора а) бессрочный трудовой договор б) срочный трудовой договор 5) Возраст, с которого допускается заключение трудового договора 6) Документы, необходимые при заключении трудового договора 7) Оформление приёма на работу и вступление трудового договора в силу Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана |
2 |
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие уголовного процесса 2) Стадии уголовного процесса и их краткая характеристика а) возбуждение уголовного дела б) предварительное расследование в) подготовка уголовного дела к судебному разбирательству г) судебное разбирательство д) производство в суде второй инстанции е) исполнение приговора ж) производство в надзорной инстанции 3) Судебное разбирательство — основная стадия уголовного процесса а) этапы судебного разбирательства б) понятие судебного решения и его виды 4) Участники уголовного процесса и их статус а) суд б) прокурор в) следователь г) потерпевший д) подозреваемый, обвиняемый, подсудимый е) защитник ж) свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана |
|
3 |
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие судебной системы РФ 2) Структура судебной системы РФ а) федеральные суды б) конституционные (уставные) суды субъектов РФ в) мировые судьи субъектов РФ 3) Звенья судебной системы РФ а) высшее звено б) среднее звено в) первое (основное) звено 4) Юрисдикция федеральных судов РФ а) Конституционного суда РФ б) судов общей юрисдикции в) арбитражных судов 5) Условия, обеспечивающие единство судебной системы РФ Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана |
|
С9 |
Данное задание предполагает написание минисочинения — эссе по поводу поднятой в приведённом высказывании проблемы. Эссе (фр. essai — опыт, проба, попытка, набросок, очерк) — прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальную позицию автора с непринуждённым, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. Эссе по обществознанию должно: — раскрывать смысл высказывания (афоризма); — соответствовать базовой обществоведческой науке (философии, социальной психологии, экономике, социологии и др.), к которой отнесена анализируемая проблема (высказывание мыслителя). В данном случае речь идёт о праве; — содержать относительно узкий круг подлежащих рассмотрению вопросов, которые раскрываются с опорой на знания, полученные при изучении курса обществознания (отвечайте на вопросы типа: С какими основными компонентами обществоведческого знания связана рассматриваемая тема? Что я должен (на) знать, чтобы раскрыть её?); — включать ясно выраженное и аргументированное собственное понимание проблемы и отношение к ней (отвечайте на вопросы типа: Согласен (на) ли я с этим высказыванием? Или не согласен (на)? Или согласен (на) не во всём? Почему? В чём состоит моя собственная позиция по данной проблеме?); — содержать термины, понятия, обобщения, факты, примеры, связанные с конкретной, ставшей предметом анализа проблемой (отвечайте на вопросы типа: Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен (на) привести? Какие теоретические обобщения мне следует учесть? Какими фактами, примерами я могу подтвердить своё мнение? Убедительны ли они?); отличаться корректностью в их использовании; — характеризоваться свободной композицией, непринуждённостью повествования, парадоксальностью, внутренним смысловым единством, небольшим объёмом, продуманной структурой: • Начинать эссе следует с ясного и чёткого определения личной позиции: «Я согласен (на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться к этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен (на), и то, что кажется мне спорным». • Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять это утверждение. Важно так раскрыть его смысл, чтобы стал очевиден контекст, который определит её содержание и сущность. • Основная часть эссе представляет собой относительно развёрнутое изложение собственного мнения в отношении поставленной проблемы. Каждый тезис необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта: Целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль. • В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы. Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение. Естественно, следует обращать внимание на правила орфографии, пунктуации и стилистики русского языка. Хотя данные ошибки не влияют на уменьшение балла за мини-сочинение, но они снижают общее впечатление эксперта от представленной работы. К достоинствам эссе можно отнести: — наличие краткой информации об авторе высказывания, ставшего темой эссе (например, «политический деятель», «английский историк», «общественный деятель» и т. д.); — включение имён его предшественников, последователей или научных противников; — описание различных точек зрения на проблему или разных подходов к её решению; — наличие указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе; — присутствие указания на альтернативные варианты решения проблемы. |