Вариант 3 - Урок 2 - СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ОБЩЕСТВО3НАНИЮ

Обществознание ЕГЭ 2018 - Типовые тестовые задания

Вариант 3 - Урок 2 - СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ОБЩЕСТВО3НАНИЮ

Часть 1

Задания 1-3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

Правильное выполнение заданий 4-9, 11, 13-20 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания — 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) — 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) — 0 баллов.

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

1

нормативноправовой акт

11

234

2

социализациямолодежи

12

45

3

46

13

245

4

15

14

12121

5

12221

15

126

6

345

16

23

7

25

17

234

8

22111

18

11122

9

246

19

135

10

25

20

341792

Часть 2

Критерии оценивания заданий с развернутым ответом

21. Укажите четыре аспекта политической жизни страны, на которые оказывает влияние избирательная система. В каком документе закрепляются основы избирательной системы?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть представлены следующие элементы: указаны четыре аспекта политической жизни страны:

- сами выборы;

- функционирование партий и партийной системы;

- деятельность парламента;

- стабильность правительства;

2) назван документ, в котором закрепляются основы избирательной системы — конституция страны. Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках


Указаны четыре аспекта, назван документ

2

Указаны два-три аспекта, назван документ.

ИЛИ Указаны четыре аспекта

1

Указан один аспект.

ИЛИ Только назван документ.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

22. Приведите две упомянутые в тексте черты, характеризующие пропорциональную избирательную систему. Поясните, опираясь на обществоведческие знания, для чего вводится так называемый заградительный барьер?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) приведены две черты пропорциональной избирательной системы:

- создание единого одномандатного избирательного округа;

- голосование по партийным спискам;

2) дано объяснение введения заградительного барьера, в частности, для отсечения мелких, не имеющих заметного влияния в обществе партий.


Приведены две черты, дано объяснение

2

Приведена одна черта, дано объяснение.

ИЛИ Приведено две черты

1

Приведена одна черта. ИЛИ Дано пояснение.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

23. Какой этап избирательного процесса упомянут в тексте? Используя обществоведческие знания, назовите любые другие три этапа этого процесса.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) указан этап избирательного процесса: выдвижение кандидатов

2) названы другие три этапа, например:

- предвыборная агитация;

- голосование на избирательных участках;

- подведение итогов голосования.

Могут быть даны другие корректные формулировки этапов


Указан этап избирательного процесса, названы три других этапа

3

Указан этап избирательного процесса, названы два других этапа.

ИЛИ Названы три других этапа

2

Указан этап избирательного процесса, назван еще один этап.

ИЛИ Названы два других этапа

1

Указан этап избирательного процесса.

ИЛИ Назван еще один этап.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

24. Политологи спорят об эффективности пропорциональной избирательной системы. Опираясь на обществоведческие знания, используя текст, покажите два преимущества и один недостаток этой системы.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе должны содержаться следующие элементы:

1) показаны два преимущества пропорциональной избирательной системы, например:

- более полный учет различных политических сил в стране;

- при доминировании крупных партий обеспечивается стабильность политической жизни;

2) показан один недостаток, к примеру: персональный состав политиков, включаемых в партийные списки, за исключением партийных лидеров, неизвестен избирателю.

Могут быть указаны другие черты


Показаны два преимущества и один недостаток

3

Показано одно преимущество и один недостаток.

ИЛИ Показаны два преимущества

2

Показано одно преимущество.

ИЛИ Показан один недостаток

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “рынок труда”? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об участниках рынка труда, и второе предложение, содержащее информацию о форме дохода, получаемого в результате использования труда как фактора производства.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: рынком труда является рынок, на котором под влиянием спроса и устанавливается определенный уровень занятости;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение)

2) одно предложение с информацией об участниках рынка труда, например: “Одними из участников рынка труда являются работодатели”.

3) одно предложение, содержащее информацию о Форме дохода, получаемого при использовании труда как фактора производства, например: “Работники как участники рынка труда получают вознаграждение в виде заработной платы”.

(Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о рынке труда) Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.

Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании


Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия

3

Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия.

ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия

2

Правильно раскрыт только смысл понятия.

ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия

Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа.

ИЛИ Ответ неправильный

1

Максимальный балл

3

26. На каждого европейского пенсионера сегодня в среднем приходится четыре человека трудоспособного возраста. Уже к 2050 г. это соотношение может составить 1:2. Укажите три возможных негативных последствия этого процесса для экономики страны.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе могут быть указаны и кратко пояснены следующие негативные последствия роста числа пенсионеров:

1) возрастание государственных расходов на содержание пенсионеров;

2) повышение налогов с населения и предприятий для покрытия растущих выплат пенсионерам;

3) рост зарплат работников трудоспособного возраста в связи с сокращением их доли в составе населения Могут быть указаны другие направления


Указаны три последствия

3

Указаны два последствия

2

Указано одно последствие

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

27. Марина увлекается детективной литературой и часто покупает книги этого жанра. Ей нравится захватывающий сюжет. Яркие характеристики героев создают запоминающиеся образы. Короткие, динамичные диалоги облегчают чтение. К какому виду культуры можно отнести любимую Мариной литературу? Укажите упомянутые в условии задания два признака этой культуры. Приведите и кратко охарактеризуйте еще один признак.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) дан ответ на первый вопрос: массовая культура;

2) указаны два признака, упомянутые в условии:

- занимательность;

- простота изложения;

3) назван и кратко охарактеризован еще один признак, например: коммерческая направленность — стремление получить доход от реализации произведения.

Может быть приведен другой признак.


Дан ответ на первый вопрос, названы два признака, приведен и охарактеризован еще один признак

3

Дан ответ на первый вопрос, названы два признака.

ИЛИ Дан ответ на первый вопрос, назван один признак, приведен и охарактеризован еще один признак

2

Дан ответ на первый вопрос, назван один признак.

ИЛИ Дан ответ на первый вопрос, приведен и охарактеризован дополнительный признак

1

Дан ответ на первый вопрос.

ИЛИ приведен один признак.

ИЛИ приведен дополнительный признак.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме “Экологические права и обязанности граждан РФ”. Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

При анализе ответа учитывается:

- соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

- наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

- корректность формулировок пунктов плана

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

Экологические права и обязанности граждан РФ

1. Что регулирует экологическое право

2. Объекты экологического права

1) природные объекты

2) антропологические объекты

3. Право человека на благоприятную окружающую среду

4. Экологические правонарушения

5. Виды ответственности за экологические правонарушения

1) имущественная

2) дисциплинарная

3) уголовная

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.


Отсутствие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.


Структура предложенного плана

Наличие пунктов плана, без которых данная тема не может быть раскрыта по существу

Корректность формулировок пунктов плана

Баллы

Три или более пункта, любые два из которых детализированы в подпунктах

Два

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу

3

Два пункта детализированы в подпунктах.

ИЛИ

Три пункта, любой один из которых детализирован в подпунктах

Два

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу

2

ИЛИ

Три или более пункта, любые два из которых детализированы в подпунктах

Два

Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не искажают плана по существу

План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов

Два

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу

1

ИЛИ

Три или более пункта, любые один-два из которых детализированы в подпунктах

Один

ИЛИ

Три или более пункта, любые один-два из которых детализированы в подпунктах

Два

В плане наряду с корректными формулировками имеются ошибочные позиции, искажающие отдельные аспекты раскрытия темы


Два пункта, любой один из которых детализирован в подпунктах

Два

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу


Два пункта, один-два из которых детализированы в подпунктах

Два

Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не искажают плана по существу


Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2 и 3 балла

0

ИЛИ

План представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы

Максимальный балл

3

29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1

Философия

“Слепо и варварски опустошая окружающую и кормящую его живую природу, человечество готовит себе экологическую катастрофу” (К. Лоренц).

29.2

Экономика

“Все, что участвует в обмене, должно быть каким-то образом сопоставлено. Для этого появилась монета” (Аристотель).

29.3

Социология, социальная психология

“Иногда люди не могут выразить свои взгляды, потому что, сделав так, они пойдут против норм, принятых в данной социальной ситуации”. (Р. Бэрон).

29.4

Политология

“Достоинства демократии могут быть сомнительны, но пороки диктатуры самоочевидны” (К.С. Гаджиев).

29.5

Правоведение

“Позволено, а потому не предписывается все то, что не стесняет свободу других людей” (Г. Гегель).






Для любых предложений по сайту: [email protected]