ВАРИАНТ 1

Обществознание ЕГЭ 2018 - Типовые тестовые задания

ВАРИАНТ 1

Часть 1

Ответами к заданиям 1-20 являются слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и ДРУГИХ дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

1. Запишите слова, пропущенные в схеме.

Ответ: __________________.

2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

1) налог на прибыль; 2) прямой налог; 3) налог на наследство; 4) подоходный налог; 5) налог на имущество.

Ответ: __________________.

3. Ниже приведен перечень государственных органов РФ. Все они, за исключением двух, относятся к правоохранительным органам.

1) Министерство внутренних дел; 2) Федеральная служба безопасности; 3) Министерство иностранных дел; 4) прокуратура; 5) нотариат; 6) Федеральное космическое агентство.

Найдите два органа, “выпадающих” из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

4. Выберите верные суждения о коммуникативной деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Одним из барьеров в процессе коммуникации людей выступает их личная взаимная неприязнь.

2) Средством вербального общения является мимика.

3) Информационное общество создало новые формы общения.

4) Речь является самым продуктивным инструментом человеческого общения.

5) Основной целью коммуникации является обмен эмоциями.

Ответ: __________________.

5. Установите соответствие между социальными институтами и потребностями коллективов, общества в целом, которые они удовлетворяют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОТРЕБНОСТИ

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

А) упорядочивать общественную жизнь

1) школа

Б) социализировать детей и подростков

2) государство

В) обеспечивать общественную безопасность

Г) создавать средства существования

Д) получать знания

3) материальное производство

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д






6. Старшеклассники рассматривали проблему общественного прогресса. На уроке возник спор о его критериях и проявлениях. Какие явления и факты служат проявлениями общественного прогресса? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) совершенствование техники

2) культурная унификация

3) рост влияния транснациональных корпораций

4) повышение уровня образованности населения

5) расширение рынка рекламы

6) рост продолжительности жизни людей

Ответ: ________________ .

7. Выберите верные суждения об основах рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Рыночная экономика базируется на государственной собственности на средства производства.

2) Равновесная рыночная цена — это цена согласия продавца и покупателя.

3) В условиях рыночной экономики конкурируют производители.

4) Обострение конкуренции в условиях рынка ведет к росту цен на товары и услуги.

5) Закон спроса проявляет себя в том, что с ростом цены на товар растет его предложение.

Ответ: ________________ .

8. Установите соответствие между видами издержек и конкретными примерами издержек: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ИЗДЕРЖЕК

ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК

А) расходы на сырье и материалы

1) постоянные

Б) плата за аренду помещения

В) расходы на коммунальные услуги

Г) расходы на зарплату сотрудников

Д) страховые выплаты

2) переменные

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д






9. Что относится к функциям государства в условиях рынка? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) контроль за ценами на товары и услуги

2) распределение факторов производства между производителями

3) создание общественных благ

4) поддержка социально незащищенных групп населения

5) создание условий для развития среднего и малого бизнеса

Ответ: ________________ .

10. На графике отражена ситуация на рынке нефти и нефтепродуктов: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (Р — цена товара, Q — объем спроса товара).

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) приближение сезона холодов

2) монополизация нефтяной отрасли

3) изменение ставки налога на прибыль

4) открытие новых нефтяных месторождений

5) вступление в фазу экономического роста

Ответ: ________________ .

11. Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Элементом социального контроля являются социальные нормы.

2) Социальный контроль осуществляют только государственные органы.

3) Социальный контроль служит важным средством предотвращения девиантного поведения.

4) Награждение государственным орденом служит примером неформальной позитивной санкции.

5) Внутренний самоконтроль помогает личности выстраивать отношения с другими людьми.

Ответ: ________________ .

12. В нашей стране социологическая служба проводила опросы населения, выясняя, что на данном этапе формирует основы жизненного опыта молодежи. Результаты опроса приведены в представленной ниже таблице (в %).

Факторы влияния

2000 г.

2010 г.

Семья

71

70

Школа

33

45

Компания товарищей

55

42

Интернет-общение

-

30

Радио и телевидение

29

23

Какие выводы можно сделать на основе этих данных? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Семья остается основным фактором, влияющим на социализацию личности.

2) Место и роль каждого из факторов, влияющих на социализацию молодежи, за прошедшее десятилетие не изменились.

3) Наиболее быстрыми темпами возрастает влияние виртуального общения.

4) Школа во влиянии на молодежь по-прежнему уступает влиянию компании сверстников.

5) Наблюдается тенденция снижения роли всех общественных институтов в формировании жизненного опыта молодежи.

Ответ: ________________ .

13. Выберите верные суждения о признаках, присущих любому государству, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К признакам государства относится его территориальная целостность.

2) Высшим органом законодательной власти в государстве является парламент.

3) Государство обладает монопольным правом сбора налогов.

4) Важнейшим признаком государства является его суверенитет.

5) Государству присуще разделение власти на самостоятельные ветви.

Ответ: ________________ .

14. Установите соответствие между государственными полномочиями и функциями и субъектами высшей судебной власти РФ, которые их реализуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОЛНОМОЧИЯ И ФУНКЦИИ

СУБЪЕКТЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ РФ

А) осуществляет надзор за деятельностью судов общей юрисдикции

Б) разрешает споры о компетенции между высшими государственными органами субъектов РФ

В) дает разъяснения по вопросам судебной практики

Г) разрешает споры о компетенции между высшими органами федеральной власти

Д) дает толкование Основного закона страны

1) Конституционный Суд РФ

2) Верховный Суд РФ

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д






15. Найдите в приведенном ниже списке признаки, присущие любому государству как общественному институту. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) законодательная деятельность

2) выборность органов власти

3) суверенитет

4) территориальная целостность

5) наличие публичной власти

6) разделение властей

Ответ: ________________ .

16. Что из перечисленного, согласно Конституции РФ, относится к политическим правам граждан РФ? Запишите цифры, под которыми эти права указаны.

1) право проводить собрания, митинги, демонстрации

2) право свободно использовать свои способности для предпринимательской деятельности

3) право иметь религиозные и иные убеждения

4) право избирать и быть избранными в органы государственной власти

5) право на неприкосновенность жилища

Ответ: ________________ .

17. Выберите верные суждения об объектах правоотношений и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Отсутствие объекта права делает бессмысленными любые правоотношения.

2) Объектами правоотношений могут быть коммерческие организации.

3) Согласно Гражданскому кодексу РФ результаты интеллектуальной деятельности относятся к объектам правоотношений.

4) Физические лица могут быть объектами правоотношений.

5) Вещи, включая деньги и ценные бумаги, относятся к объектам гражданских правоотношений.

Ответ: ________________ .

18. Установите соответствие между правоохранительными органами РФ и приведенными функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОРГАНИЗАЦИИ

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РФ

А) осуществление правосудия

Б) толкование правовых норм

В) уголовное преследование

Г) участие в отправлении правосудия

Д) официальное удостоверение Юридических фактов

1) прокуратура

2) суд


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д






19. Найдите в приведенном списке правоохранительные органы РФ и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Государственная Дума

2) Администрация Президента

3) прокуратура

4) полиция

5) Совет безопасности

6) Министерство иностранных дел

Ответ: ________________ .

20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

“В марксизме принято выделять рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический периоды социального развития, или общественно-экономические __________ (А). Здесь за основу периодизации берется экономическая сторона и конкретно — форма __________ (Б) на средства производства. Наиболее распространенным в современной социологической теории является деление обществ на традиционное и современное. Традиционное общество — это прежде всего аграрное общество. Подавляющая часть его населения проживает в сельской местности и занята примитивным сельскохозяйственным трудом и ремеслом, основанном на простом __________ (В). Традиционное общество отличается закрытой социальной __________ (Г), исключающей вертикальную и горизонтальную социальную __________ (Д), и низким индивидуальным __________ (Е) большинства его членов”.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) система

2) структура

3) формация

4) распределение

5) мобильность

6) собственность

7) статус

8) воспроизводство

9) базис

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е







Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (21-29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Рыночная экономика — это социальная система разделения труда и частной собственности на средства производства. Рынок направляет активность людей в такое русло, где они лучше всего соответствуют потребностям окружающих. Рынок работает без принудительных мер. Поддержание жизни, здоровья и собственности против насилия, агрессии, надувательства со стороны внутренних преступных элементов и внешних врагов — таковы функции государства, гаранта нормальной работы рыночной экономики. Индивид интегрируется, как умеет, самостоятельно в систему кооперации.

Рыночный процесс есть адаптация индивидуальных поступков к требованиям взаимной кооперации. Цены указывают производителям, что, как и в каком количестве следует производить. Рынок есть фокус, в котором пересекаются и отражаются виды активности; из этого центра они распространяются дальше.

Рыночную экономику следует строго отличать от второй мыслимой системы. Систему государственной собственности на средства производства обычно называют социализмом, коммунизмом, плановой экономикой или государственным капитализмом. Рыночная экономика, или, как обычно говорят, капитализм, и социалистическая экономика взаимно исключают друг друга. [...] Капитализм, т.е. рыночная экономика, — это система социального взаимодействия и разделения труда, основанная на частной собственности на средства производства. Материальные факторы производства находятся в собственности отдельных граждан, капиталистов и землевладельцев. Производство на заводах и фермах организуют предприниматели и фермеры, т.е. индивиды или ассоциации индивидов, которые либо сами являются собственниками капитала, либо взяли в долг или аренду у собственников. Характерной чертой капитализма является свободное предпринимательство. Цель любого предпринимателя, будь то промышленник или фермер, состоит в получении прибыли.

Капиталисты, предприниматели и фермеры играют важную роль в сфере экономики. Они стоят у штурвала и ведут корабль. Но они не вольны определять его курс. Они всего лишь рулевые, обязанные беспрекословно подчиняться приказам капитана. Капитаном является потребитель.

Капиталисты, предприниматели, фермеры не определяют, что следует производить, — это делают потребители. Бизнесмены производят не для собственного потребления, а на рынок. Их основная цель — продать свою продукцию. Если потребители не покупают предлагаемые товары, бизнесмен не может окупить понесенные затраты. Он теряет свои деньги. Если он не сможет приспособить производство к желаниям потребителей, ему очень скоро придется расстаться со своим привилегированным положением штурмана. Его заменят другие, кому лучше удается удовлетворять запросы потребителей.

(Л. Мизес)

21. На какие показатели производства указывают цены в условиях рынка? Что заставляет предпринимателя производить нужные людям блага?

22. Каковы, на взгляд автора, функции государства в условиях рынка? Опираясь на обществоведческие знания, укажите еще одну функцию.

23. В тексте отмечается, что в условиях рынка материальные факторы производства находятся в частной собственности. Опираясь на обществоведческие знания, назовите три фактора производства и конкретизируйте каждый из них.

24. Как, на взгляд автора, соотносятся рыночная и плановая (государственная) экономика? Согласны ли Вы с автором в этом вопросе? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “форма правления государства”? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о разновидностях форм правления, и другое предложение, характеризующее одну из этих разновидностей.

26. Назовите три субъекта гражданских прав и укажите любую характерную черту каждого из них.

27. В стране Z был проведен социологический опрос. Респондентов просили выбрать черты, которыми должна обладать идеальная семья. Распределение ответов (в %) показано в приведенной ниже таблице. Какой тип семьи наиболее популярен в общественном мнении жителей данной страны? Укажите два признака, по которым вы это установили. Опираясь на обществоведческие знания, назовите еще один признак семьи данного типа.


Поддержали

Не поддержали

Затруднились в ответе

Интересы семьи важнее интересов отдельных членов семьи

78

18

4

В семье должны быть уважение, поддержка, взаимопомощь

87

13

-

Главная добродетель детей — послушание

75

17

8

Муж и жена должны делить домашние обязанности поровну

45

52

3

28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме “Образование как социальный институт”. Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1-29.5).

29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини- сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1

Философия

“У социального института своя история, существовавшая до рождения индивида, которая недоступна его индивидуальной памяти” (Т. Луман).

29.2

Экономика

“Характер занятий, тип хозяйственной деятельности несет на себе отпечатки той природно-географической среды, в которой находится социум” (А.Г. Эфендиев).

29.3

Социология, социальная психология

“Революции скорее не увеличивают, а сокращают все базовые свободы” (П. Сорокин).

29.4

Политология

“Все государства... обладавшие и обладающие властью над людьми, были и суть либо республики, либо государства, управляемые единовластно” (Н. Макиавелли).

29.5

Правоведение

“Закон благосклонен к несовершеннолетним” (Юридическое изречение).






Для любых предложений по сайту: [email protected]