Тренировочные тестовые задания к разделу «Политика» - ПОЛИТИКА

Обществознание универсальный справочник - Интенсивная подготовка - Единый государственный экзамен

Тренировочные тестовые задания к разделу «Политика» - ПОЛИТИКА

При выполнении заданий уровня А (часть 1 ЕГЭ) нужно поставить знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного варианта ответа.


А1

1

2

3

4

А1. Социальные ресурсы власти — это

1) престижные должности, особые права и привилегии

2) армия, полиция, службы безопасности, прокуратура, суд

3) финансовые средства, капиталы, собственность

4) средства массовой информации, институты науки и образования

А2

1

2

3

4

А2. Решения, которые распространяются на всё общество, на всех людей, проживающих на территории данного государства, принимает власть

1) социальная

2) экономическая

3) информационная

4) политическая

А3

1

2

3

4

АЗ. Для какой власти характерно наличие центра принятия важнейших решений?

1) для политической

2) для экономической

3) для информационной

4) для теневой

А4

1

2

3

4

А4. По способу взаимодействия с населением различают власть

1) государственную, партийную, профсоюзную

2) законодательную, исполнительную, судебную

3) демократическую и недемократическую

4) политическую, экономическую, социальную, информационную

А5

1

2

3

4

А5. Проблемы государственного финансирования народного образования, своевременной выплаты стипендий решает политика

1) образовательная

2) экономическая

3) национальная

4) демографическая

А6

1

2

3

4

А6.Совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействия и взаимоотношений между ними — это

1) политический режим

2) политическая культура

3) политическая система

4) политическая власть

А7

1

2

3

4

A7. К какой подсистеме политической системы относится совокупность отношений и форм взаимодействия между классами, социальными группами, нациями и индивидами?

1) к институциональной

2) к коммуникативной

3) к нормативной

4) к функциональной

А8

1

2

3

4

А8. Институциональная подсистема политической системы общества — это

1) формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти

2) совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений и чувств

3) государство, политические партии и общественно-политические движения

4) нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества

А9

1

2

3

4

А9. Функциональная подсистема политической системы общества — это

1) формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти

2) совокупность отношений и форм взаимодействия между классами, социальными группами, нациями и индивидами

3) государство, политические партии и общественно-политические движения

4) нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества

А10

1

2

3

4

А10. Какие политические системы характеризуются свободной конкуренцией, возможностью для каждого реализовать своё стремление к участию в политической жизни?

1) закрытые

2) диктаторские

3) открытые

4) теократические

А11

1

2

3

4

А11. Какой метод исследования позволяет выявить взаимосвязь политики и развития общества в целом?

1) социологический

2) системный

3) сравнительный

4) исторический

А12

1

2

3

4

А12. Институциональный метод исследования в политологии предполагает

1) выявление значимости для общества тех или иных политических явлений

2) выявление взаимосвязи политики и развития общества в целом

3) рассмотрение политических явлений в развитии от прошлого к настоящему, выявление повторяющихся в истории явлений и процессов

4) изучение политических институтов: государства, его органов, политических партий

А13

1

2

3

4

А13. Особая организация политической власти, обладающая своими отличительными чертами и признаками, — это

1) суверенитет

2) политический режим

3) государство

4) территория

А14

1

2

3

4

А14. Укажите форму правления, при которой власть монарха ограничена законами, конституцией?

1) дуалистическая монархия

2) абсолютная монархия

3) республика

4) парламентарная монархия

А15

1

2

3

4

А15. Сосредоточение в руках президента полномочий главы государства и главы исполнительной власти — это признак

1) парламентской монархии

2) президентской республики

3) парламентской республики

4) смешанной республики

А16

1

2

3

4

А16. Сложное государство, состоящее из отдельных частей, каждая из которых обладает юридической, отчасти экономической и политической самостоятельностью, называется

1) унитарным государством

2) федерацией

3) конфедерацией

4) автономией

А17

1

2

3

4

А17. Какая из перечисленных функций демократических выборов способствует интенсивному усвоению гражданами политических ценностей и норм, приобретению ими политических навыков и опыта?

1) выражение и представительство различных интересов населения

2) политическая социализация населения, развитие его политического сознания и политического участия

3) формирование политической элиты

4) контроль за институтами власти

А18

1

2

3

4

А18. Запугивание избирателей угрозами гражданской войны, массовых репрессий и т. п. в случае прихода к власти партии-оппонента — это пример давления

1) информационного (в организации избирательного процесса)

2) административного

3) социально-экономического

4) психологического

А19

1

2

3

4

А19. При какой избирательной системе для победы на выборах достаточно даже небольшого опережения по числу голосов?

1) при пропорциональной

2) при консенсусной

3) при мажоритарной абсолютного большинства

4) при мажоритарной относительного большинства

А20

1

2

3

4

A20. Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А) Партия — это организация, принципы построения которой, права и обязанности её членов отражены в её уставе.

Б) Цель партии — участие в осуществлении политической власти.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А21

1

2

3

4

А21. Какая идеология отстаивает равенство возможностей, равенство перед судом, но не равенство в экономике?

1) консерватизм

2) либерализм

3) социал-демократия

4) марксизм

А22

1

2

3

4

А22. Верны ли следующие суждения о демократии?

А) Демократия предполагает верховенство закона и распространение его действия на всех без исключения граждан.

Б) Демократия стремится к однообразию, унификации всей жизни людей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А23

1

2

3

4

А23. Одной из характерных черт авторитарного режима является

1) свободная деятельность политической оппозиции

2) защита и гарантия законом прав меньшинства

3) стремление контролировать жизнь граждан наиболее полно, хотя и не всеобъемлюще

4) полное переустройство существующих порядков во имя некой мифически важной цели

А24

1

2

3

4

А24. Теории, концепции, идеи, принципы, представления об устройстве властных структур — это

1) политические стереотипы

2) политические знания

3) политические идеалы

4) политические ценности

А25

1

2

3

4

А25. Способы выражения гражданами своих взглядов — это

1) формы политической деятельности

2) политические знания

3) политические идеалы

4) политические ценности

А26

1

2

3

4

А26. Выраженная ориентация на официальные институты и низкий уровень самостоятельной активности граждан — характерные черты ... типа политической культуры.

1) подданнического

2) традиционалистского

3) патриархального

4) активистского

А27

1

2

3

4

А27. Наличие в обществе свободной и независимой прессы и гарантированные права оппозиции — это ... основа гражданского общества.

1) социальная

2) экономическая

3) политическая

4) духовная

А28

1

2

3

4

А28. Экономические основы гражданского общества предполагает следующее:

1) свободный доступ к образованию имеют широкие слои населения

2) частная собственность выступает в качестве экономической основы независимости личности

3) средний класс выступает в качестве фундамента общества

4) в обществе господствуют демократические традиции, парламентаризм, политический плюрализм и конкурентная среда

А29

1

2

3

4

А29. К основным признакам правового государства относится

1) зависимость суда от исполнительной власти

2) всесторонний контроль над жизнью общества

3) презумпция невиновности (только суд может признать человека виновным)

4) занятие главой государства всех ключевых государственных постов

А30

1

2

3

4

А30. Абсентеизм — это

1) право избирать и быть избранным

2) уклонение избирателей от участия в голосовании

3) информирование граждан о политической ситуации в стране

4) объявление прошедших выборов недействительными


Часть 2


Ответом к заданиям В1—В6 является слово, последовательность букв или цифр, которые нужно записать без пробелов и других символов.

В1


В1. Запишите слово, пропущенное в схеме.


В2


B2. Ниже перечислены основные функции демократических выборов. Но одна из них «выпадает» из перечня, поскольку относится к функциям государства. Найдите и укажите эту функцию.

• выражение и представительство разнообразных интересов населения

• интеграция разнообразных мнений и формирование общей политической воли

• легитимация конкретных институтов власти... парламента, правительства, президента

• перевод политических конфликтов в русло их мирного урегулирования

• защита граждан своей страны, от произвола и насилия

• политическая социализация населения, развитие его политического сознания и политического участия

• формирование политической элиты

• генерирование обновления общества посредством конкурентной борьбы альтернативных политических программ

В3


ВЗ. Установите соответствие между типами и признаками политических режимов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

A) признание воли народа в качестве источника власти

Б) основа государственного устройства — сильная личная власть

B) действие в стране одной партии, монополизировавшей власть

Г) разделение властей и независимость каждой из ветвей власти

Д) полный контроль государства над жизнью общества

ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

1) демократический

2) авторитарный

3) тоталитарный

Выбранные цифры запишите в таблицу под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г

Д







В4


В4. Найдите в приведённом ниже списке основные функции гражданского общества и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) регулирование хозяйственной деятельности общества и обеспечение общих условий развития экономики

2) осуществление гражданского контроля за деятельностью органов власти на всех уровнях

3) осуществление правозащитной деятельности

4) осуществление социальных проектов

5) применение насилия по отношению к людям, преступившим закон

6) проведение мониторингов деятельности властных органов

7) проведение общественной экспертизы законопроектов и утверждённых законов

Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.

В5

1

2

3

4

B5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) В стране произошли парламентские выборы. (2) Явка избирателей оказалась очень низкой. (3) По-видимому, избиратели теряют интерес к политической жизни. (4) Возможно, факт низкой явки избирателей говорит и о недоверии к политическим лидерам и их обещаниям.

Определите, какие положения текста носят А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, которой обозначен его характер.

1

2

3

4

В6


В6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Основополагающий принцип парламентской системы состоит в том, что _______1) формируется не главой государства — президентом, а лидерами партий парламентского большинства. В силу этого правительство ответственно перед ____(2). В случае, когда большинство депутатов голосует за вотум недоверия правительству, оно в полном составе, включая и______(3), уходит в отставку. Таким образом, при парламентской системе правительство находится у______(4) только до тех пор, пока оно имеет поддержку парламентского______(5).

При парламентской системе премьер-министр, будучи главой высшей исполнительной власти, не является главой______(6). Эту должность занимает

__________ (7) или монарх.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.

A) большинство

Б) власть

B) государство

Г) депутаты

Д) меньшинство

Е) парламент

Ж) партия

3) правительство

И) президент

К) премьер-министр

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, которой обозначено в списке выбранное вами слово.

1

2

3

4

5

6

7









Часть 3


Прочитайте текст и выполните задания С1—СЗ.

Если в Западной Европе в своё время задачей нарождающейся демократии было освобождение нового общества от пут устаревших юридических и политических институтов «старого режима», то в России с самого начала процесса демократизации речь шла о большем — о создании с помощью демократии общих условий (экономических, социальных, политических, культурных), которые позволили бы народам нашей страны развиваться по типу передовых государств мира. На этом пути российская демократия столкнулась с проблемами, которые при «правильном» ходе дел должны были бы предшествовать политическим переменам. В российском обществе 1990-х годов практически не было ни экономических (развитый конкурентный рынок), ни социальных (влиятельная группа, способная выступить в роли «среднего класса»), ни историко-психологических (соответствующий тип личности) предпосылок перехода к демократии в западном её понимании. И если в классическом образце буржуазного развития различие капитала как «экономического производственного отношения» и капитала как «всеобщего общественного производственного отношения» (К. Маркс) едва угадывалось, то в российском варианте буржуазного развития это различие оказалось весьма глубоким.

Историческая потребность в демократическом переустройстве общества в России возникала существенно иначе, чем в большинстве стран Западной Европы. Появление демократических идей, а затем переход к демократии связан здесь с разрешением системного противоречия догоняющего развития — между образованным слоем, необходимым для ликвидации военно-технического отставания России от Запада, и самодержавной системой правления (в т. ч. и коммунистического периода). Будучи приобщённым к европейскому образованию, этот новый слой стал развиваться по своей логике, чуждой духу самодержавия. Именно это противоречие между развивающейся в верхних слоях общества культурой западного типа и коммунистическим способом реализации власти (плюс системный кризис, охвативший в конце 80-х годов XX в. экономику и советское общество) стало предпосылкой горбачёвской перестройки и последующих радикальных перемен. Характерно, что августовский переворот 1991 г., ознаменовавший конец коммунистического режима и начало демократического строительства в России, прошёл в отсутствие массового движения за демократию. В стране не оказалось политической силы, которая была бы в состоянии интегрировать устремления разнородных социальных групп, выступавших под знаменем антикоммунизма, ввести их порыв в рамки нормальной политической практики.

Историческое прошлое народов Западной Европы сформировало современный тип гражданина, человека из народа, который сам к себе относится с уважением и которого вследствие этого вынуждены были уважать власти предержащие. В России же самодержавие, а затем и тоталитарный режим осуществили многовековую работу по искоренению всяких следов внутренней демократии в народе, сформировали менталитет простолюдина, чьими характерными чертами стали внутреннее ожесточение, слепая ненависть к богатым и культурно развитым людям, к закону и представителям власти. Привычка к произволу, неверие в силу права буквально проросли в душу россиянина. Вспомним горькое признание Чернышевского: «Основное наше понятие, упорнейшее наше предание — то, что мы во всё вносим идею произвола. Юридическое формы и личные усилия для нас кажутся бессильны и даже смешны: мы хотим всё сделать силою прихоти, бесконтрольного решения...». Поэтому демократизация (как сверху, так и снизу) всякий раз ведёт к правовому беспределу в стране, причём главным нарушителем закона оказывается чиновничество (что царистское, что коммунистическое, что либеральное, что патриотическое). Практика подкупа судей, чинов из правоохранительных органов, избирательное правосудие, рейдерство, постоянное изменение подзаконных актов и т.п. привели к тому, что средний россиянин сегодня не чувствует себя защищённым законом и стремится действовать в обход него.

(И. Паншин. Демократия: универсальные ценности и многообразие исторического опыта)

C1. Опираясь на текст, укажите проблемы, с которыми столкнулось российское общество на пути демократизации.

С2. Какие особенности демократического переустройства общества в России отмечает автор? Приведите два примера.

СЗ. Какие характерные черты российской ментальности, сформировавшиеся под влиянием самодержавия, а затем тоталитарного режима, препятствуют процессам демократизации?

С4. Сформулируйте основные принципы либеральной, консервативной, социал- демократической и коммунистической идеологий.

Прочитайте текст и выполните задания С5—С7.

Политическая культура — часть общей культуры общества. Поэтому в политической культуре воплощается осмысленный, усвоенный и овеществлённый опыт взаимоотношений общества, личности и властных структур, востребованный в конкретной исторической ситуации. Политическая культура исторически и социально связана с политической традицией, системой ценностей, идей и особенностей политического поведения, обеспечивающих преемственность политической жизни общества. Она формируется и проявляется в процессе политической жизни.

Сравнительно-исторический подход к изучению политических культур предполагает выявление национальных особенностей институтов даже однотипных политических культур и обусловленных национальным историческим опытом способов интеллектуального осмысления мира, традиций и привычек, закреплённых в культуре и языке (менталитета).

Политическая культура, какое бы её определение мы ни принимали, в любом случае является сложной системой, существующей в определённых временных и пространственных координатах, которые необходимо учитывать в её исследованиях. Основными пространственными координатами культуры являются: степень её распространения — в региональных, национальных или цивилизационных границах; полнота и формы реализации типологических признаков; упроченность в этническом менталитете и характер проявлений на уровне личностной ментальности.

(Из книги «Эволюция политической и правовой культуры в России. Региональные особенности и влияние европейского фактора»)

С5. Опираясь на текст, раскройте смысл понятия «политическая культура».

С6. О каких составляющих сравнительно-исторического подхода к изучению политической культуры говорится в тексте?

С7. Назовите основные пространственные координаты политической культуры.

С8. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.

Выполняя задание, следует опираться на знания, полученные в курсе обществоведения, на факты общественной жизни и собственный жизненный опыт и привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.

Демократическая — плохая форма правления, однако ничего лучшего человечество не придумало.

(У. Черчилль)

Целью политики является общее благо: народ и власть должны подчиняться закону.

(Аристотель)

Когда правит тиран, народ молчит, а законы действуют.

(Саади)

Власть, основанная на ложной идее, обречена на гибель от собственного произвола.

(В. Короленко)

Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна.

(А. Сумароков)

Политикой должны управлять расчёты, расчётами же — нравственность.

(П. Сталь)

Наказание — это плоть власти, обряды — её крылья, знания — её опора, добродетель — средство привлечь к себе людей.

(Чжуан-Цзы )

Основой власти во всех государствах — как унаследованных, так и смешанных и новых — служат хорошие законы и хорошее войско.

(Н. Макиавелли)






Для любых предложений по сайту: [email protected]