Экономика потребителя - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Обществознание универсальный справочник - Интенсивная подготовка - Единый государственный экзамен

Экономика потребителя - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Одним из видов экономических отношений в обществе является потребление. Каждый из нас выступает в качестве потребителя материальных и духовных благ — без этого невозможна жизнь ни отдельного человека, ни общества в целом. Так мы удовлетворяем свои потребности и в хлебе насущном, и в духовном развитии, красоте. Экономисты определяют потребление как конечную цель экономики. В рыночной экономике потребитель формирует спрос на товары и услуги.

Кто такие потребители в экономике? Это прежде всего те, кто приобретает в магазинах необходимые товары, пользуется услугами туристических фирм, парикмахерских салонов, предприятий бытового обслуживания, кто получает медицинскую помощь или обучается в учебных заведениях. Но потребителями выступают не только граждане. В качестве потребителей фигурируют и предприятия, и государство.

Цель потребителя — получить максимальную пользу от потребляемых товаров и услуг. Безусловно, мы не можем удовлетворить сразу все свои потребности, поэтому перед потребителем стоит ряд ограничений: сумма денег, которую мы можем потратить на необходимые нам товары и услуги, уровень цен, ассортимент предлагаемых товаров и услуг. И потребитель выбирает, что ему приобрести в первую очередь. Это рациональный выбор потребителя.

Важно быть грамотным потребителем — внимательно изучить ассортиментный ряд, соотношение цены и качества тех товаров и услуг, которые нам нужны. Необходимо получить максимум информации о нужном товаре, прежде чем купить его.

В качестве основных источников дохода потребителя могут выступать: заработная плата, доходы от размещения средств в банках, дивиденды, пособия, пенсии, стипендии, доход от предпринимательской и иной деятельности, доходы от собственности, например от сдачи в аренду приватизированной квартиры.

Структура и уровень потребления — важный показатель развития страны. К примеру, в бедных, слаборазвитых странах, большинство людей тратят основную часть своих доходов на продукты питания, обеспечение более-менее приемлемых условий существования. Чем выше уровень развития страны, тем больше люди тратят на организацию отдыха, приобретение произведений искусства, вкладывают средства в собственное оздоровление, улучшение качества своей жизни. В Российской Федерации более 40 % средств люди тратят на питание. Это самый высокий показатель среди крупнейших стран мира.

Рациональному потребителю важно не только уметь грамотно потратить имеющиеся средства, но и сберечь их, преумножить. Поэтому необходимо знать, как и где сберегать средства, в какие активы их вкладывать. Большинство граждан РФ хранят свои сбережения на депозитах в Сберегательном банке. Но становятся популярными и другие способы сбережений: покупка акций, вложение средств в недвижимость, произведения искусства и т. д.

Права потребителей во всех странах защищены специальными законами.

В РФ закон «О защите прав потребителей» был принят в 1992 году, а в 1995 году Государственная дума приняла поправки к нему. Основное содержание этого закона было включено в Гражданский кодекс РФ.

По закону потребителем признается не только гражданин, который приобретает товары или заказывает работы (услуги), но и гражданин, который ими пользуется непосредственно. Основная цель закона «О защите прав потребителей» — подчинить рыночную стихию интересам главных лиц — потребителей. В законе есть три основные группы норм, которые необходимо знать каждому:

• права потребителя;

• механизм защиты прав потребителя;

• ответственность виновных в нарушении этих прав.

Права потребителя установлены не только законом РФ «О защите прав потребителей», но и Гражданским кодексом РФ и другими законами. К примеру, права потребителей в двух самых известных сферах — купли-продажи и пользования коммунальными услугами — определены следующим образом:

1. Право на необходимую и достоверную информацию о товаре.

Ее обязан предоставлять продавец. Покупатель еще до заключения договора розничной купли- продажи вправе осмотреть товар, потребовать проверки его свойств. В информации о непродовольственных товарах должны указываться на русском языке:

• основные потребительские свойства товара;

• гарантийные обязательства изготовителя, если на товар установлен гарантийный срок;

• срок службы или годности;

• правила пользования, хранения и транспортировки;

• адреса предприятий, осуществляющих ремонт и техническое обслуживание (для технически сложных изделий).

2. Право потребовать у продавца сертификат соответствия.

Сертификат соответствия — это документ, подтверждающий хорошее качество и безопасность товара.

3. Право обменять купленный товар.

На это у потребителя есть 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара. И вовсе не обязательно, чтобы причиной обмена был дефект или плохое качество. Любой непродовольственный товар можно заменить на аналогичный другого размера, формы, габаритов, фасона, расцветки или комплектации. Если обмен происходит на другой товар, который отличается по цене, то ценовая разница перерассчитывается. При отсутствии необходимого для обмена товара покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную сумму. Однако надо помнить, что требование покупателя об обмене или возврате товара будет выполнено лишь в том случае, если товар не был в употреблении, сохранены его свойства и имеются доказательства, что он приобретен у данного продавца.

В случае приобретения товара ненадлежащего качества покупатель имеет право по своему выбору:

• на незамедлительное безвозмездное устранение недостатков товара;

• замену недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

• соразмерное уменьшение покупной цены;

• возмещение расходов на устранение недостатков товара; расторжение договора, возврат денег и возмещение убытков.

Потребитель коммунальных услуг имеет право:

• на получение услуг установленного качества, безопасных для его жизни и здоровья, не причиняющих вреда его имуществу;

• требовать от исполнителя возмещения в полном объеме убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу вследствие недостатков в предоставлении услуг, а также компенсации морального вреда;

• не производить оплату услуг на время перерывов, сверх установленных договором. При этом прекращение оплаты не освобождает исполнителя от возмещения убытков и вреда;

• на устранение исполнителем выявленных недостатков, в предоставлении услуг в установленные договором сроки.

Наконец, важнейшими правами потребителя в любой сфере потребления являются:

• самостоятельное отстаивание своих прав;

• право обратиться за судебной защитой;

• право на возмещение морального вреда.






Для любых предложений по сайту: [email protected]