Конституционные основы национальной политики - СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Обществознание универсальный справочник - Интенсивная подготовка - Единый государственный экзамен

Конституционные основы национальной политики - СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

6.16. Конституционные основы национальной политики

в Российской Федерации


Россия — многонациональная страна. Века и века, словно в огромном плавильном тигле, смешивает и соединяет она судьбы больших и малых народов и народностей, многие культуры и многие языки. И все они становятся россиянами. Это и финно-угорские народы — мурома, весь, водь, чудь, корела, меря, что издревле проживали в соседстве со славянским племенем, ассимилируясь с ним. Историки спорят о происхождении племени вятичей, живших от начала Руси между верхней Волгой и Окой, в тех местах, где сейчас расположена столица России — Москва. Славяне ли они? Или угро-финны? А может, и та и другая кровь текла в их жилах? Да и само имя Москва — не угро-финского ли происхождения, ведь «ва» означает на этом языке «вода».

Мощный поток своей крови и силы влили в Русь и тюрко-монгольские народы, Великая степь — хазары, торки, печенеги, половцы, позднее монголы. И не только кровь, но и обычаи, обряды, одежду, язык. Мы уже с трудом представляем себе, что были времена, когда русская

женщина не носила сарафана, а только рубаху. От истоков своих Русь складывается как полиэтничная государственность. С течением времени изменяется сам облик россиян, черты лица, цвет волос, глаз. Шире становятся скулы, темнее и жестче волосы, глаза привыкают смотреть в лицо степному ветру. Интересен в этой связи скульптурный портрет — реконструкция князя Владимиро-Суздальской земли Андрея Юрьевича Боголюбского. Его облик схож, скорее всего, с обликом матери — половецкой княжны.

Многое, многое в нас от них, пришельцев из Азии, детей степи. Послушайте музыку «Половецких плясок» из оперы Бородина «Князь Игорь». В ней безбрежность и вольность степи, ее удаль, необузданный порыв, только мечется пламя костров. Мог ли написать композитор такую могучую музыку, если бы не текла в жилах многих из нас кровь степняков? «Да, скифы мы, да, азиаты мы с раскосыми и жадными очами» (А. Блок). Недаром прошли на Руси века ига. Князь Николай Трубецкой отмечал: «Иго есть не только несчастье, но и школа».

Русь — держава, царство, империя ломала этнические перегородки, взрывала замкнутость народов.

У А. С. Пушкина находим строки о том, что «только в империи россиянин может быть свободным». От кого и от чего? От этнической изоляции, замкнутости в своем узком мирке.

И сегодня огромное евро-азиатское пространство населяет целый конгломерат народов. Но все они — россияне.

Вдумайтесь в различие смысловых аспектов слов — русский и российский. Чем они отличаются? Об использовании этих понятий разгорелась целая дискуссия при принятии, к примеру, Выборгского воззвания депутатов разогнанной царем 8 июля 1906 года 1-й Государственной думы. Сначала первые парламентарии обратились к народу таким образом — «К русским гражданам!», затем после дискуссии формулировка изменилась — «Ко всем гражданам России!», и, наконец, в окончательном виде документ начинался словами — «Народу от народных представителей!».

Расширяя землю, присоединяет Русь все новые и новые народы. Каждое столетие делает палитру народов нашей страны все более и более многоцветной. Современная Российская Федерация является многонациональным государством. В ее состав в настоящее время входят более 100 этносов, в том числе около 30 крупных этнических общностей.

Сегодня мы пытаемся решить проблемы, которые существовали в царской России, были при советской власти и необычайно активизировались в последнее время. В целом их можно назвать национальным вопросом. Под национальным вопросом понимается проблема равенства народов, их самоопределения, экономического развития, сохранения культурных особенностей и традиций, создания условий для всестороннего развития любой этнической группы, в том числе и в составе многонационального государства.

Распад СССР и образование суверенной России не сняли остроты национального вопроса в стране. В ряде республик в начале 1990-х годов появились националистические силы, провозглашающие курс на отделение от России и образование самостоятельных государств.

Самым серьезным проявлением межнациональной проблемы на территории России был кризис в Чеченской республике. После затяжного противостояния сегодня в республике налаживается мирная жизнь, строятся новые школы, поликлиники, жилые дома, восстанавливаются промышленные предприятия. Восстановлено воздушное сообщение между столицей России — Москвой и столицей Чеченской республики — Грозным. Восстановлен аэропорт, уже принявший первые пассажирские авиалайнеры. Восстановлено железнодорожное сообщение. Постепенно восстанавливаются и иные нити и связи между республикой и всей страной, разорванные во время конфликта.

Другой проблемой современной России является сохранение так называемых малых народов, в первую очередь северных. Экономические рыночные преобразования осложнили их положение — традиционные занятия (оленеводство, рыболовство и резьба по кости) окончательно пришли в упадок. В районах Крайнего Севера царят безработица, бедность, высокая смертность и низкая рождаемость. Необходимы согласованные действия как центральных, так и местных властей по сохранению этнической самобытности этих народов, их уникального древнего языка и культуры. В ряде регионов подобные проблемы уже успешно решаются. Например, в Якутии. Интересен опыт по сохранению своего национального языка и культуры в Туве, Хакасии, Бурятии, Калмыкии.

В школах преподается наряду с русским языком национальный язык, бережно поддерживаются традиции, изучается народное искусство, песенное творчество, танцы. Дети вместе с родителями и учителями участвуют в подготовке и проведении народных праздников. Важно при этом, чтобы данные культурные традиции изучались разными детьми, обучающимися в классе. Чем больше языков ты знаешь — тем больше раз ты человек. Так звучит мудрость древних.

Национализм не пользуется повсеместной поддержкой в нашей стране, где в течение многих лет народы дружно жили между собой, совместно боролись против фашистской агрессии. Однако в период резких перемен в обществе, снижения уровня жизни населения повышается число людей, недовольных своим положением. На этом фоне можно успешно пропагандировать ненависть к врагам и все неудачи списывать на заговор отдельных стран и наций. Поэтому нужно внимательно относиться ко всем проявлениям ксенофобии в окружающем нас мире, выступать против малейшего проявления национальной нетерпимости, розни, оскорбления людей за то, что они говорят на другом языке, придерживаются иной веры.

Познакомимся с основными положениями нормативных документов, принятых в РФ в рамках государственной национальной политики.

Концепция государственной национальной политики Российской Федерации (извлечения).

«Концепция государственной национальной политики Российской Федерации представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов в деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее именуются — органы государственной власти) в сфере национальных отношений. Концепция учитывает необходимость обеспечения единства и целостности России в новых исторических условиях развития российской государственности, согласования общегосударственных интересов и интересов всех населяющих ее народов, налаживания их всестороннего сотрудничества, развития национальных языков и культур.

Государственная национальная политика основывается на принципах Конституции Российской Федерации и общепризнанных нормах международного права и находит свое выражение в системе федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, а также договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Концепция призвана стать ориентиром для органов государственной власти при решении задач национального развития и регулирования межнациональных отношений, обеспечения конституционных прав человека и гражданина.

Российская Федерация — одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более ста народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов.

В условиях переходного этапа в жизни страны непосредственное влияние на межнациональные отношения оказывает ряд взаимосвязанных тенденций общественного развития:

— стремление народов к самоопределению и объективный процесс интеграции российского общества;

— возрастающая самостоятельность субъектов Российской Федерации и воля граждан к упрочению общероссийской государственности;

— потребность в проведении общего курса экономических и политических реформ и разные социально-экономические возможности регионов, обусловленные их исторической и хозяйственно-культурной спецификой;

— стремление сохранить и развивать национально-культурную самобытность и приверженность духовной общности народов России».

На развитие межнациональных отношений оказывает существенное влияние наследие прошлого. Тяжелый удар по всем народам страны, включая русский, был нанесен тоталитарной системой, массовыми депортациями и репрессиями, разрушением многих национальных культурных ценностей. Наряду с достижениями в развитии и сотрудничестве народов, которые имелись в советский период, проводился курс на унификацию, заложивший основу нынешних противоречий.

После распада СССР начался новый этап в развитии государства на основе традиций российской государственности, принципов федерализма и гражданского общества. Однако отсутствие концепции государственной национальной политики затрудняло процесс становления Российского федеративного государства, осуществления реформ и достижения межнационального согласия.

Наследие прошлого, геополитические и психологические последствия распада СССР, социально- экономические и политические трудности переходного периода обусловили ряд кризисных ситуаций и сложных проблем в области межнациональных отношений. Наиболее остро они проявляются в местностях, соседствующих с зонами открытых конфликтов, местах сосредоточения беженцев и вынужденных переселенцев, в регионах с проблемами разделенных народов, на территориях со сложной социально-экономической, экологической и криминогенной обстановкой, в местностях, где ощущается резкая нехватка ресурсов жизнеобеспечения.

На межнациональные отношения серьезное негативное воздействие оказывают также безработица, особенно в районах, располагающих избыточными трудовыми ресурсами, правовая неурегулированность земельных и других отношений, наличие территориальных споров, проявление этнократических устремлений.

Каждый из перечисленных факторов находит свое специфическое проявление в жизни населения различных регионов, что требует, помимо общей концепции, разработки специальных региональных и местных программ.

Узловыми проблемами, требующими решения, являются:

— развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов Российской Федерации и целостности Российского государства;

— развитие национальных культур и языков народов Российской Федерации, укрепление духовной общности россиян;

— обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств;

— достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;

— поддержка соотечественников, проживающих в государствах — участниках Содружества Независимых Государств, а также в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, содействие развитию их связей с Россией.

Принятие Конституции Российской Федерации, подписание Федеративного договора и ряда договоров и соглашений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации снизили остроту нерешенных проблем. В то же время сохраняются факторы, ослабляющие государственность России и порождающие межнациональную напряженность. Об этом свидетельствуют как сепаратистские, так и унитаристские тенденции, факты дискриминации и нарушений конституционных прав граждан по национальному признаку.

На государственном уровне еще не утвердился системный, взвешенный взгляд на национальный вопрос. Не стали нормой при разработке и проведении государственной национальной политики опора на научный анализ и прогноз, учет общественного мнения и оценка последствий принимаемых решений.

Дает о себе знать отсутствие эффективных программ национальной политики, а также необходимых нормативных правовых актов, призванных регулировать различные стороны федеративных и национальных отношений.

В государственной национальной политике нужны новые концептуальные подходы, прежде всего, осознание того, что национальный вопрос не может занимать второстепенное место или быть предметом спекуляций в политической борьбе. В ходе его разрешения перед обществом встают все новые задачи. Действия в этой сфере должны учитывать реальное состояние и перспективы национальных отношений в Российском государстве.

Национальная политика может стать консолидирующим фактором лишь в том случае, если она будет отражать все многообразие интересов народов России, иметь в своем арсенале четкие механизмы их согласования. В этой связи особое значение приобретает общность позиций органов государственной власти, различных политических и общественных сил в национальном вопросе, основанных на конституционных принципах, научно обоснованных выводах и рекомендациях.

Основными принципами государственной национальной политики в Российской Федерации являются:

— равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;

— запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

— сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации;

— равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;

— гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;

— право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;

— содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации;

— своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;

— запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

— защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.






Для любых предложений по сайту: [email protected]