Тренировочные тестовые задания к разделу «Социальные отношения» - СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Обществознание универсальный справочник - Интенсивная подготовка - Единый государственный экзамен

Тренировочные тестовые задания к разделу «Социальные отношения» - СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

При выполнении заданий уровня А (часть 1 ЕГЭ) нужно поставить знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного варианта ответа.


А1

1

2

3

4

А1. Верны ли следующие суждения об общественных отношениях?

А) Общественные отношения — это отношения, возникающие между группами людей и внутри них в процессе жизнедеятельности общества.

Б) Характер общественных отношений меняется в процессе общественной эволюции, по мере изменения общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А2

1

2

3

4

А2. К какому типу общностей следует отнести болельщиков спортивной команды, поклонников эстрадной звезды?

1) к социальным кругам

2) к аудитории

3) к массовой общности

4) к номинальной общности

А3

1

2

3

4

АЗ. Совокупность людей, объединённых взаимодействием с определённым индивидом или группой, — это

1) социальные круги

2) аудитория

3) массовая общность

4) номинальная общность

А4

1

2

3

4

А4. Школьный класс — это группа

1) формальная

2) неформальная

3) демографическая

4) профессиональная

А5

1

2

3

4

А5. По уровню дохода их участников группы бывают

1) демографические

2) профессиональные

3) поселенческие

4) социально-экономические

А6

1

2

3

4

А6. Русские, буряты, латыши — это группы

1) этнические

2) поселенческие

3) демографические

4) социально-экономические

А7

1

2

3

4

A7. Социальный статус — это

1) статус, в котором человек рождён

2) статус, приобретённый в результате выбора и личных усилий человека

3) положение личности как представителя большой социальной группы

4) наиболее характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют окружающие

А8

1

2

3

4

А8. Верны ли следующие суждения о социальной роли?

А) Социальная роль — это способ поведения, который соответствует принятым в данном обществе нормам.

Б) Социальная роль — это совокупность требований, которые выдвигаются по отношению к человеку, занимающему определённую позицию.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А9

1

2

3

4

А9. Люди, по разным причинам выпавшие из привычной социальной среды и неспособные примкнуть к новым группам, — это

1) маргиналы

2) люмпены

3) сословие

4) социальный класс

А10

1

2

3

4

А10. К какому виду мобильности относится факт изменения статуса детей по сравнению с их родителями?

1) к вертикальной восходящей

2) к вертикальной нисходящей

3) к межпоколенной

4) к структурной

А11

1

2

3

4

А11. К какому виду мобильности относятся коллективные социальные перемещения, появление новых социальных слоёв после революций и войн?

1) к групповой

2) к организованной

3) к горизонтальной

4) к структурной

А12

1

2

3

4

А12. В связи с банкротством предприятия все его сотрудники были уволены. Это пример мобильности

1) вертикальной восходящей

2) вертикальной нисходящей

3) горизонтальной

4) структурной

А13

1

2

3

4

А13. Что является фактором вертикальной восходящей мобильности в современном обществе?

1) национальность

2) образование

3) вероисповедование

4) отношения в семье

А14

1

2

3

4

A14. Нормы, распространяющиеся на отношения личности и власти, власти и общества, — это нормы

1) эстетические

2) моральные

3) правовые

4) политические

А15

1

2

3

4

А15. Верны ли следующие суждения о социальных санкциях?

А) Социальные санкции — это предписания, как правильно вести себя в обществе.

Б) Социальные санкции — это средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А16

1

2

3

4

А16. К какому виду социальных санкций относится штраф за нарушение правил дорожного движения?

1) к позитивным формальным

2) к негативным формальным

3) к позитивным неформальным

4) к негативным неформальным

А17

1

2

3

4

А17. Самостоятельное регулирование индивидом своего поведения и согласование его с принятыми нормами — это

1) самообразование

2) самоконтроль

3) связь с санкциями

4) самореализация

А18

1

2

3

4

А18. Социальный контроль, который основывается на реакциях окружающих и не закреплён в официальной форме, — это

1) формальный внешний контроль

2) неформальный внешний контроль

3) самоконтроль

4) влияние общественного мнения

А19

1

2

3

4

А19. Группа людей, связанных отношениями брака или родства, обеспечивающая воспитание детей и удовлетворение других потребностей (в общении, любви, половых отношениях и т. д.), — это

1) сословие

2) социальный слой

3) семья

4) друзья

А20

1

2

3

4

А20. К тенденциям развития семьи в современном обществе можно отнести

1) уменьшение количества разводов

2) увеличение рождаемости

3) уменьшение количества людей, проживающих в гражданском браке

4) увеличение числа одиноких людей, не вступающих в брак

А21

1

2

3

4

A21. Верны ли следующие суждения о молодёжи?

А) Молодёжь — это социально-демографическая группа, выделенная на основе совокупности возрастных характеристик и особенностей социального положения, обусловленных социально-психологическими свойствами.

Б) Молодёжь — это группа людей, имеющих особые культурные и языковые черты.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А22

1

2

3

4

А22. Народность — это

1) объединение кровных родственников, связанных общностью происхождения и поселения, единым языком, общими обычаями и верой

2) объединение нескольких родов

3) более крупные, чем племена, общности с единым языком, общей территорией, экономическими и культурными связями

4) устойчивая общность людей, сложившаяся на основе общего происхождения, единой культуры, совместного проживания и тесного общения между собой

А23

1

2

3

4

А23. Устойчивая общность людей, сложившаяся на основе общего происхождения, единой культуры, совместного проживания и тесного общения между собой, — это

1) род

2) племя

3) народность

4) нация

А24

1

2

3

4

А24. Тесное сотрудничество между народами, обмен культурными ценностями, преодоление отчуждения и поддержание взаимовыгодных контактов — это

1) дискриминация

2) сепаратизм

3) дифференциация

4) интеграция

А25

1

2

3

4

А25. Дифференциация — это

1) ограничение прав и свобод определённой группы населения

2) тесное сотрудничество, обмен культурными ценностями, преодоление отчуждения и поддержание взаимовыгодных контактов

3) стремление народа к самостоятельности, сохранению и развитию национальной культуры, экономики, политики

4) готовность к мирному урегулированию спорных проблем

А26

1

2

3

4

А26. Как называется поведение конфликтующих сторон, которые в результате переговоров договариваются о взаимных уступках?

1) приспособление

2) компромисс

3) сотрудничество

4) игнорирование

А27

1

2

3

4

A27. Поведение конфликтующей стороны, которая делает вид, что конфликта не существует, — это

1) приспособление

2) соперничество

3) сотрудничество

4) игнорирование

А28

1

2

3

4

А28. Разногласия, возникающие между двумя (и более) членами группы, когда главными сторонами являются личности, — это конфликт

1) принадлежности

2) межгрупповой

3) межличностный

4) внутриличностный

А29

1

2

3

4

А29. После принятия парламентом закона, существенно урезающего социальные льготы населения, в крупных городах начались массовые акции протеста. Это конфликт

1) принадлежности

2) межгрупповой

3) межличностный

4) с внешней средой

А30

1

2

3

4

А30. Верны ли следующие суждения о возможных последствиях социальных конфликтов?

А) Каждый конфликт имеет отрицательные последствия.

Б) В зависимости от сложившейся ситуации социальный конфликт может иметь как отрицательные, так и положительные последствия.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответом к заданиям В1—В6 является слово, последовательность букв или цифр, которые нужно записать без пробелов и других символов.

В1


В1. Запишите слова, пропущенные в схеме.


В2


В2. Ниже перечислены основные тенденции в развитии современной семьи. Но один из пунктов перечня не соответствует действительности. Найдите его и укажите в ответе.

абсолютное и относительное увеличение количества разводов увеличение числа детей, рождённых вне брака и воспитывающихся в неполных семьях

акселерация и раннее взросление откладывание момента вступления в брак

увеличение количества людей, проживающих в свободном браке увеличение размеров семьи, рост рождаемости стремление к экономической независимости от родственников уменьшение интенсивности общения в семье (члены семьи мало времени проводят вместе; телевизор и компьютер заменяют непосредственное общение )

В3


ВЗ. Установите соответствие между видами социальных норм и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

A) по отношению к другому поступай так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе

Б) формирование органов власти путём выборов

B) защита чести и достоинства семьи — обязанность каждого мужчины

Г) система идеальных пропорций человеческого тела в античности

Д) пост во время месяца Рамадана

ВИД СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

1) религиозные

2) моральные

3) политические

4) эстетические

Выбранные цифры запишите в таблицу под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д






Выберите в приведённом ниже списке основные виды этнических общностей, существовавших в истории человечества, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) род

2) сословие

3) племя

4) каста

5) народность

6) нация

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Уже давно люди знают о том, что конфликты и ссоры до добра не доводят. (2) Существуют разные мнения как по поводу возникновения конфликтов, так и по стратегии поведения в конфликтной ситуации. (3) Одни воспринимают конфликт как стресс и считают, что необходимо ликвидировать причины его возникновения. (4) Другие же утверждают, что конфликт является естественным фоном человеческой жизни, он неизбежен и надо уметь находиться в нём, не испытывая чрезмерного напряжения и волнения.

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер Б) характер оценочных суждений


Запишите под номером положения букву, которой обозначен его характер.

1

2

3

4

B6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

В современном мире ни одна нация не может жить в полной изоляции и обязательно вступает в межнациональные _____________(1), устанавливает экономические, политические, идеологические, культурные, правовые, дипломатические и др. ______________(2). При этом не всегда обходится без конфликта. Обычно их причинами являются территориальные_________(3), исторически сложившаяся(4), притеснение малых________(5) и народов, использование национальных чувств отдельными политическими лидерами с целью создания напряжённой ________(6), стремление отдельных _______(7) выйти из многонационального государства и создать собственное.


Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.

A) группы

Б) изоляция

B) народ

Г) напряжённость

Д) нация

Е) обстановка

Ж) отношения

3) потребности

И) связи

К) споры

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, которой в списке обозначено выбранное вами слово.

1

2

3

4

5

6

7








С1. Какими статусами вы обладаете на данный момент? Выделите главный и ещё не менее четырёх.

Прочитайте текст и дайте ответы на вопросы С2-С4.

Теория стратификации Питирима Сорокина

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) — русско-американский учёный, родившийся в Вологодской губернии и умерший в Винчестере (США), считается крупнейшим социологом XX столетия. Его книга «Социальная мобильность» признана мировой классикой.

П. Сорокин рассматривает мир как социальную вселенную, т.е. некое пространство, заполненное не звёздами и планетами, а социальными связями и отношениями людей. Они образуют многомерную систему координат, которая определяет социальное положение любого человека. В многомерном пространстве выделяются две главные оси координат — ось X (для измерения горизонтальной мобильности) и ось Y (для измерения вертикальной мобильности). Иначе говоря, получилось некоторое подобие эвклидова пространства.

Кроме них, П. Сорокин выделяет три разновидности социальной стратификации: экономическую, политическую и профессиональную. Социальная стратификация в целом описывает расслоение людей на классы и иерархические ранги. Её основа — неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния. Её подвид — экономическое расслоение — означает неодинаковость экономических статусов, иначе говоря, наличия экономического неравенства, которое выражается в различии доходов, уровней жизни, в существовании бедных и богатых. Политическая дифференциация описывает систему иерархических рангов, которая опутала, подобно гигантской паутине, всё общество. Она включает авторитеты, власть, престиж, звания, почести. Профессиональная дифференциация — разделение населения по родам деятельности, занятиям и профессиям, одни из которых считаются более престижными, другие — менее, а их организация обязательно включает руководителей различного ранга и подчинённых.

(77. Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество)

С2. В чём особенности рассмотрения мира П. Сорокиным? Укажите две позиции.

СЗ. Опираясь на текст, раскройте смысл понятия «социальная стратификация».

С4. Назовите разновидности социальной стратификации, выделяемые П. Сорокиным, и дайте их краткую характеристику.

Прочитайте текст и дайте ответы на вопросы С5-С6.

Типы властных структур

Большинство семейных систем, при которых расширенные семьи считаются нормой (например, крестьянская семья в Ирландии), являются патриархальными. Этот термин обозначает власть мужчин над другими членами семьи. Такой тип власти считается общепринятым и часто узаконенным в Таиланде, Японии, Германии, Иране, Бразилии и многих других странах. При матриархальной семейной системе власть по праву принадлежит жене и матери. Такие системы встречаются редко. Даже у жителей Тробрианских островов, где наследство передаётся по женской линии, жёны не имеют власти над своими мужьями. Во многих семьях в патриархальных обществах женщина приобретает неформальную власть, но это не является нормой.

В последние годы произошёл переход от патриархальной к эгалитарной семейной системе. Это главным образом обусловлено увеличением числа работающих женщин во многих индустриально-развитых странах. При такой системе влияние и власть распределяются между мужем и женой почти в равной мере.

(Н. Смелзер. Социология)

С5. Назовите типы семейных систем и дайте их краткую характеристику.

С6. Какой тип семейных систем, на ваш взгляд, преобладает в России? Обоснуйте свой ответ.

Прочитайте текст, проанализируйте данные социологического исследования и дайте ответы на вопросы С7—С8.

Последние исследования социологов показывают, что, хотя в семейно-брачных ориентациях молодёжи присутствует определённая вариативность, для большинства респондентов характерна установка на традиционный легитимный брак (70 %). Но для части респондентов (17 %) более привлекательным является гражданский брак, для 5 % респондентов — внебрачные отношения. Безбрачие, одинокий образ жизни выбирают 2 % респондентов. Категорией «другое» объединены альтернативные формы отношений (гомосексуальные, групповые и другие отношения), на которые ориентируются примерно 6 % респондентов. Но и этот процент достаточно высок и говорит о неблагоприятных симптомах, подогреваемых пропагандой цивилизованного образа жизни.

Степень привлекательности различных форм брачных отношений прослеживается при анализе данных таблицы:

Показатели привлекательности

Гражданский

брак

Зарегистрированный брак

Затруднились

ответить

Взаимная ответственность супругов

10,1

70,6

19,3

Супружеская верность

9,8

57,7

32,5

Материальная ответственность перед семьёй

6,9

71,4

21,7

Забота о детях, их воспитание

6,9

66,6

25,5

Забота о родителях

9,6

53,8

36,6

Личная свобода

55,7

18,2

26,0

Возможность самореализации

35,5

29,2

37,2

Защищённость

7,0

70,1

22,8


В 2002 г. в зарегистрированном браке состояли 24,8 %, а в незарегистрированном (гражданском) браке — 7,9 % молодёжи.

(Материалы всероссийского социологического мониторинга «Социальное развитие молодёжи» (1999-2002 гг.), проведённого Центром социологии молодежи ИСПИ РАН в 12 регионах Российской Федерации)

С7. Проанализируйте данные, представленные в таблице, и сделайте вывод: чем привлекателен для молодёжи незарегистрированный (гражданский) брак.

С8. Опираясь на данные, представленные в таблице, укажите, в чём молодёжь видит ценность зарегистрированного брака.






Для любых предложений по сайту: [email protected]