Государственный аппарат - ПОЛИТИКА

Обществознание универсальный справочник - Интенсивная подготовка - Единый государственный экзамен

Государственный аппарат - ПОЛИТИКА

Под государственным аппаратом понимается комплекс государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственная власть и государственное управление.

В демократических государствах в качестве базовых принципов функционирования властных структур выделяют: представительство интересов граждан в государственном аппарате; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную при их разумном взаимодействии; демократизм (учет интересов большинства при принятии важнейших решений с оставлением для меньшинства права отстаивать свои интересы всеми законными средствами); законность; гласность деятельности государственных органов; профессионализм и компетентность.

Государственный аппарат состоит из различных органов — составных частей механизма государства, наделенных государственно-властными полномочиями и осуществляющих функции государства.

Признаки государственных органов:

• осуществляют от имени государства его задачи и функции в определенной области;

• обладают властными полномочиями;

• имеют определенную компетенцию (закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей);

• имеют определенную структуру (систему служб и численный состав — штат);

• действуют на определенной территории;

• образуются и прекращают свою деятельность в установленном законом порядке.

Государственный орган может издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы; применять меры принуждения, убеждения, воспитания, поощрения для обеспечения требований этих актов.

К государственным органам относятся законодательные, исполнительные и судебные органы. Принцип разделения властей основан на ряде положений: законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным органом власти; исполнительная власть ограничена в нормотворчестве и занята исполнением законов; должен быть баланс полномочий между органами власти; судебные органы являются независимыми; ни одна из властей не вмешивается в деятельность другой; споры властей решаются конституционным путем (в РФ — с привлечением Конституционного суда).

Законодательные органы призваны разрабатывать и принимать законы, нормы которых регулируют соответствующие общественные отношения и закрепляют государственную политику. Исполнительные органы — правительства — исполняют законы. Судебные органы осуществляют правосудие.

Повседневная практическая работа по претворению в жизнь законодательных решений принадлежит исполнительным, управленческим органам. Исполнительная власть в рамках своих полномочий осуществляет все виды деятельности государственного аппарата: принятие решений, организацию их исполнения, контроль за выполнением. Поэтому управленческие органы именуются государственным аппаратом в узком смысле.

В современном мире государственно-административный аппарат представляет собой разветвленную систему министерств, ведомств, служб управления государственными предприятиями и т. д. Заняты на профессиональной основе в государственном аппарате — государственные служащие. Среди них — должностные лица, которые в силу занимаемой ими должности наделены особым кругом полномочий.

Государственные служащие работают на постоянной и профессиональной основе. В отличие от должностных лиц высшего ранга, они не зависят от результатов выборов. Деятельность государственных служащих, именуемых также чиновниками, или бюрократией, регулируется в большинстве стран мира специальными законами «О государственной службе». В частности, данными законами строго регламентируется сумма, на которую чиновнику может быть сделан подарок.






Для любых предложений по сайту: [email protected]