Порядок разбора предложения по членам предложения - ПРЕДЛОЖЕНИЕ - РУССКИЙ ЯЗЫК

Полный справочник школьника 1-4 класссы - 2015 год

Порядок разбора предложения по членам предложения - ПРЕДЛОЖЕНИЕ - РУССКИЙ ЯЗЫК

1. Читаю предложение:

Яркая звезда сверкала над лесом.

2. Нахожу подлежащее. Вспоминаю: подлежащее — это главный член предложения, который сообщает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопрос кто? или что? Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (О звезде.) В предложении слово “звезда” отвечает на вопрос что? Значит, слово “звезда” — подлежащее. Подчёркиваю одной чертой.

3. Нахожу сказуемое. Вспоминаю: сказуемое — это главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы что делает? что делал? и др. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем, о звезде? (Сверкала.) Слово “сверкала” отвечает на вопрос что делала?: звезда (что делала?) сверкала. Значит, слово “сверкала” — сказуемое. Подчёркиваю двумя чертами.

4. Делаю вывод: подлежащее звезда, и сказуемое сверкала — это главные члены предложения (грамматическая основа предложения).

5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее. Ставлю вопрос от подлежащего: звезда (какая?) яркая. Это определение. Подчёркиваю волнистой линией. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое. Ставлю от сказуемого вопрос: сверкала (где?) над лесом. Это обстоятельство. Подчёркиваю так:

6. Делаю вывод: в предложении два словосочетания - яркая звезда и сверкала над лесом.

Образец оформления разбора предложения в тетради

I вариант

Яркая звезда сверкала над лесом.

звезда (какая?) яркая; сверкала (где?) над лесом.

II вариант

Задания

1. Спиши, расставляя запятые. Подчеркни грамматическую основу каждого предложения.

1) С утра на реке стоял туман но дождик так и не начался.

2) Деревья зашумели и над ними по небу промчались тёмные тучки.

3) Сад опустел листья осыпались.

4) Солнце поднялось но воздух был ещё прохладным.

5) Ветер разогнал тучи и небо прояснилось.

6) Сентябрь уже закончился а холода ещё не наступили.

2. Найди и выпиши сложные предложения. Подчеркни грамматическую основу.

1) В небе появилась и засверкала первая звёздочка.

2) В небе появилась первая звёздочка, и в саду затихло пение птиц.

3) Стайка синиц пронеслась в небе и села на рябину.

4) Стайка синиц пронеслась в небе, жалобно закурлыкали журавли.

3. Придумай и допиши продолжения предложений. Докажи, что эти предложения — сложные.

1) Наступило ранее утро, и ... .

2) Утром шёл дождь, но ... .

3) Мама сказала, что ... .

4. Закончи разбор предложения.

5. Сделай разбор предложения.

Резкий ветер сильно качает толстые деревья.

6. Спиши предложения и выдели в них грамматическую основу. Выпиши словосочетания.

1) Подсолнух повернул голову к яркому солнцу.

Повернул (что?) ... ;

повернул (куда?) ... ;

к солнцу (какому?) ... .

2) На берегу лесного озера стоит лагерь.

Стоит (где?) ... ;

на берегу (чего?) ... ;

озера (какого?) ... .






Для любых предложений по сайту: [email protected]