Полный справочник школьника 1-4 класссы - 2015 год
Порядок разбора предложения по членам предложения - ПРЕДЛОЖЕНИЕ - РУССКИЙ ЯЗЫК
1. Читаю предложение:
Яркая звезда сверкала над лесом.
2. Нахожу подлежащее. Вспоминаю: подлежащее — это главный член предложения, который сообщает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопрос кто? или что? Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (О звезде.) В предложении слово “звезда” отвечает на вопрос что? Значит, слово “звезда” — подлежащее. Подчёркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Вспоминаю: сказуемое — это главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы что делает? что делал? и др. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем, о звезде? (Сверкала.) Слово “сверкала” отвечает на вопрос что делала?: звезда (что делала?) сверкала. Значит, слово “сверкала” — сказуемое. Подчёркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: подлежащее звезда, и сказуемое сверкала — это главные члены предложения (грамматическая основа предложения).
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее. Ставлю вопрос от подлежащего: звезда (какая?) яркая. Это определение. Подчёркиваю волнистой линией. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое. Ставлю от сказуемого вопрос: сверкала (где?) над лесом. Это обстоятельство. Подчёркиваю так:
6. Делаю вывод: в предложении два словосочетания - яркая звезда и сверкала над лесом.
Образец оформления разбора предложения в тетради
I вариант
Яркая звезда сверкала над лесом.
звезда (какая?) яркая; сверкала (где?) над лесом.
II вариант
Задания
1. Спиши, расставляя запятые. Подчеркни грамматическую основу каждого предложения.
1) С утра на реке стоял туман но дождик так и не начался.
2) Деревья зашумели и над ними по небу промчались тёмные тучки.
3) Сад опустел листья осыпались.
4) Солнце поднялось но воздух был ещё прохладным.
5) Ветер разогнал тучи и небо прояснилось.
6) Сентябрь уже закончился а холода ещё не наступили.
2. Найди и выпиши сложные предложения. Подчеркни грамматическую основу.
1) В небе появилась и засверкала первая звёздочка.
2) В небе появилась первая звёздочка, и в саду затихло пение птиц.
3) Стайка синиц пронеслась в небе и села на рябину.
4) Стайка синиц пронеслась в небе, жалобно закурлыкали журавли.
3. Придумай и допиши продолжения предложений. Докажи, что эти предложения — сложные.
1) Наступило ранее утро, и ... .
2) Утром шёл дождь, но ... .
3) Мама сказала, что ... .
4. Закончи разбор предложения.
5. Сделай разбор предложения.
Резкий ветер сильно качает толстые деревья.
6. Спиши предложения и выдели в них грамматическую основу. Выпиши словосочетания.
1) Подсолнух повернул голову к яркому солнцу.
Повернул (что?) ... ;
повернул (куда?) ... ;
к солнцу (какому?) ... .
2) На берегу лесного озера стоит лагерь.
Стоит (где?) ... ;
на берегу (чего?) ... ;
озера (какого?) ... .