Порядок разбора имени существительного как части речи - ЧАСТИ РЕЧИ - РУССКИЙ ЯЗЫК

Полный справочник школьника 1-4 класссы - 2015 год

Порядок разбора имени существительного как части речи - ЧАСТИ РЕЧИ - РУССКИЙ ЯЗЫК

1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).

3. Одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное.

4. Род. Склонение.

5. Число. Падеж.

6. Роль в предложении.

Образец устного разбора

Охотник увидел белку.

1. Белку — имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос кого?

2. Начальная форма — белка.

3. Одушевлённое, нарицательное.

4. Женского рода, 1-го склонения.

5. Употреблено в единственном числе, в винительном падеже.

6. В предложении является второстепенным членом, поясняет сказуемое:

увидел (кого?) белку.

Образец оформления разбора в тетради

Белку — сущ., кого?, н. ф. — белка, одуш., нариц., ж. р., 1-го скл., ед. ч., В. п., второст. член (дополнение).

Задания

1. Прочитай текст, изменяя слова в скобках по смыслу. Определи их падеж.

Паша и Сергей — братья. Однажды они поехали на (река) ловить (рыба). С собой мальчики взяли (кот). Сидят на (берег) с удочками, а кот ждёт. Паша поймал (ёрш) и отдал коту. Кот его съел и облизнулся. Ребята поймали много рыбы, а вечером мама мальчиков сварила вкусную (уха).

2. Измени имена существительные по вопросам. Запиши их и выдели окончания.

1) Урожай (чего?) (свёкла, виноград).

2) Передал (кому?) (отец, бабушка).

3) Рисовали (чем?) (мел, краска).

4) Говорить (о ком?) (птицы, животные).

3. Из данных слов выпиши только склоняемые имена существительные.

Сестра, какао, кино, пианино, кофе, окно, радио, солнце, рыба, метро, белка, пальто, пенал, такси, улитка, весло, лампа, группа, заяц, дождь.

4. Спиши и укажи склонение имён существительных.

побед[а] (1-е скл.)

облако

салют

одежда

окно

газета

огонь

погода

мышь

мебель

вихрь

ель

якорь

радость

ёлка

зелень

берег

вкус

костёр

овца

деревня

5. Выполни разбор выделенных имён существительных как части речи (по образцу устного разбора на с. 251—252).

1) Заяц спрятался под пушистой ёлкой.

2) Резкий ветер качает ветви деревьев.

6. Допиши словосочетания, ставя имена существительные в скобках в нужных падежах. Укажи падеж.

1. Работает (на чём? где?) на (завод, фабрика, стройка, конвейер).

2. Говорим (о ком? о чём?) о (друзья, школа, лес, праздник, каникулы).

3. Мы жили (в чём? где?) в (деревня, посёлок, город, санаторий).






Для любых предложений по сайту: [email protected]