Весь курс начальной школы в схемах и таблицах 1-4 классы - 2015 год
Письменное вычитание - МАТЕМАТИКА
1. Записываем вычитаемое под уменьшаемым: единицы под единицами, десятки под десятками.
2. Вычитание начинаем с единиц. Проверяем, возможно ли из единиц уменьшаемого вычесть единицы вычитаемого. Если нет, то занимаем 1 десяток (10 единиц) из десятков уменьшаемого. Ставим над десятками точку, чтобы об этом не забыть.
3. Вычитаем единицы.
4. Вычитаем десятки.
5. Читаем ответ.
53 - 25
1) Записываем вычитаемое под уменьшаемым: единицы под единицами, десятки под десятками.
2) Вычитаем единицы: из 3 вычесть 5 нельзя. Занимаем 1 десяток (10 единиц) из десятков уменьшаемого:
1 дес. + 3 ед. = 13 ед.
13 - 5 = 8
Записываем 8 под единицами.
3) Вычитаем десятки (в уменьшаемом осталось 4 десятка):
4 - 2 = 2
Записываем 2 под десятками.
4) Читаем ответ: разность равна 28.
6 574 - 4 395
1) Записываем вычитаемое под уменьшаемым: единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями, тысячи под тысячами.
2) Вычитаем единицы: из 4 нельзя вычесть 5. Занимаем 1 десяток (10 единиц) из десятков уменьшаемого:
1 дес. + 4 ед. = 14 ед.
14 - 5 = 9
Записываем 9 под единицами.
3) Вычитаем десятки: было 7 десятков,
1 десяток заняли, осталось 6. Из 6 нельзя вычесть 9, поэтому занимаем 1 сотню (10 десятков):
1 сот. + 6 дес. = 16 дес.
16 - 9 = 7
Записываем 7 под десятками.
4) Вычитаем сотни: было 5 сотен, 1 сотню заняли, осталось 4:
4 сот. - 3 сот. = 1 сот.
Записываем 1 под сотнями.
5) Вычитаем тысячи:
6 тыс. - 4 тыс. = 2 тыс.
Записываем 2 под тысячами.
6) Читаем ответ: разность равна 2 179.
8 204 - 4 397
1) Записываем вычитаемое под уменьшаемым: единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями, тысячи под тысячами.
2) Вычитаем единицы: из 4 нельзя вычесть 7. Занять у десятков нельзя, поэтому занимаем 1 сотню (10 десятков). 1 десяток берём для единиц, остаётся 9 десятков:
10 + 4 = 14
14 - 7 = 7
Записываем 7 под единицами.
3) Вычитаем десятки: из 9 десятков, которые заняли у сотен, вычитаем 9 десятков:
9 дес. - 9 дес. = 0 дес.
Записываем 0 под десятками.
4) Вычитаем сотни: было 2 сотни, 1 сотню заняли, осталась 1 сотня. Из 1 сотни вычесть 3 сотни нельзя. Занимаем 1 тысячу (10 сотен):
10 сот. + 1 сот. = 11 сот.
11 - 3 = 8
Записываем 8 под сотнями.
5) Вычитаем тысячи: было 8 тысяч, 1 тысячу заняли, осталось 7 тысяч:
7 тыс. - 4 тыс. = 3 тыс.
Записываем 3 под тысячами.
6) Читаем ответ: разность равна 3 807.
6 000 - 2 436
Если нули стоят в нескольких разрядах подряд, нужно последовательно перемещаться до того разряда, который выражен значимой цифрой. При этом в каждом разряде ставится точка и в дальнейшем в этих разрядах следует вычитать из 9.