Живые участники круговорота веществ - Обитатели Земли

Окружающий мир 3 класс - Все домашние работы к учебнику А. А. Вахрушева - 2015 год

Живые участники круговорота веществ - Обитатели Земли

§ 19. Растения-производители

• Стр. 78. Определяем проблему

— Лена собрала не все части растения.

— Из каких частей состоит растение?

• Стр. 78. Вспоминаем

— Они производят органические вещества, которые не могут создать другие организмы.

— Травы (подорожник, осока), кустарники (малина, орешник), деревья (дуб, сосна, береза).

— Для роста растений необходимы солнечный свет, воздух, почва, вода.

— Воду и минеральные вещества растения берут из почвы.

• Стр. 78. Решаем проблему

— На суше свет и вода находятся в разных местах: свет падает сверху, а вода накапливается внизу. Поэтому надземные части растений тянутся вверх, к солнечному свету, а подземные — вниз, к воде. Разные органы растения добывают вещества, необходимые для жизни.

— У наземных растений сформировались отдельные части тела — лист, стебель и корень. Листья выполняют главную задачу — накормить все клетки растения. Стебель дает опору листьям и подставляет их солнечным лучам. Корень удерживает растение в почве и всасывает из нее воду и растворенные в ней вещества.

• Стр. 79. Вывод

— Продолжение рода растениям обеспечивает цветок и плод с семенами.

• Стр. 80

— Плоды, распространяемые ветром, имеют приспособление для полета: крылышки, пушинки. Семена плодов, распространяемые животными, имеют защитную оболочку (чтобы не быть полностью переваренными животными), специальные крючочки (чтобы прицепиться к шерсти животного).

• Стр. 81. Определяем проблему

— Лена считает, что у папоротника есть цветы, а Миша это отрицает.

— У всех ли растений есть цветы?

• Стр. 81. Решаем проблему

— Цветки есть не у всех растений, а лишь у цветковых.

— Растения цветут по-разному; цветковые растения дают наиболее яркое цветение.

На рисунке изображены травы (клевер, ландыш, злак), кустарник (шиповник), деревья (береза, дуб).

• Стр. 82. Применяем новые знания

1. Каждый орган растения выполняет свою функцию.

2. Корень всасывает воду и минеральные вещества. По стеблю они передаются другим органам растения. В листе происходит фотосинтез. По стеблю обратно к корню идут питательные вещества. Корень помогает удержаться растению в почве. Стебель поднимает крону вверх, к солнцу.

3. Цветок и семя — органы размножения растения.

4. У хвойных растений нет цветков, на месте которых образуются плоды с семенами.

5. Красивые растения обрывают люди. Лучше срезать цветы в собственном саду, нежели на полях и лугах.

• Стр. 85. Схема

— Лист поглощает свет и углекислый газ, получает из почвы воду; с помощью хлорофилла вырабатывает кислород и органические вещества.

— Части всех растений состоят из клеток, как дома из кирпичей.

— Водоросль и лист традесканции способны создавать органические вещества из неорганический.

— Клетки кожицы лука не участвуют в процессе образования кислорода.

§ 20. Животные маленькие и большие

• Стр. 86. Определяем проблему

— Лена учитывала только животных, живущих на Земле.

— Какие бывают животные?

• Стр. 86. Вспоминаем

— Животные выступают в роле “потребителей”. Умершие животные являются пищей для “мусорщиков”.

— Свойства, общие для животных и растений: они могут расти, размножаться, чувствовать. Свойства, характерные только для животных: заглатывать добычу, двигаться. Специфические свойства растений: создавать органическое вещество, цвести.

• Стр. 86. Решаем проблему

— Различные группы животных отличаются формой, размером, цветом, количеством клеток.

• Стр. 87. Рисунок

— У сидячих кишечнополостных щупальца находятся сверху, а у плавающих в толще воды — снизу.

• Стр. 89. Рисунок

Слизень живет в почве. Раковина мешала ему передвигаться под землей.

• Стр. 89. Применяем новые знания

1. Пример: животное состоит из двухслойного мешка, внутри которого находится кишечная полость.

2. Усложнения возникли из-за того, что животным надо было защищать себя. Так возникли раковины.

3. Все моллюски обладают мускулистым органом, называемым ногой, претерпевшим в процессе эволюции ряд видоизменений в зависимости от назначения. У кальмаров и осьминогов этот орган служит для передвижения и преобразован в щупальца. У некоторых планктонных улиток нога превратилась в два крыловидных “весла” для плавания. Двустворчатые моллюски используют ее как лопату для разрывания грунта и для перемещения. Улитки и хитоны прочно прикрепляют свою ногу к поверхности дна, а затем передвигаются с помощью ритмичных волнообразных движений, идущих от задней ноги животного к передней.

§ 21. Маленькие рыцари

• Стр. 90. Определяем проблему

— Папа и Миша рассуждают о силе насекомых.

— Как устроен мир мелких наземных животных?

• Стр. 90. Вспоминаем

— На суше организмы испытывают притяжение Земли.

— Скелет — опора тела человека. Кости защищают человеческий организм изнутри и образуют скелет, к которому прикрепляются мускулы и связки. Кроме того, кости скелета защищают мягкие внутренние органы.

• Стр. 90. Решаем проблему

— Недостатки наружного скелета: он не растет вместе со всем организмом; когда хозяин сбрасывает старый скелет, он становится легкой добычей для врагов. Преимущества наружного скелета: такой скелет — хорошая защита.

• Стр. 91. Решаем проблему

— Насекомые — самая многочисленная и распространенная группа мелких наземных животных. Все насекомые имеют б ног, а большинство — еще и крылья. Многообразие насекомых объясняется тем, что мелким организмам легче выжить в различных животных.

— Наибольшим разнообразием отличаются цветковые растения.

— Чем мельче организм, тем проще ему найти среду обитания.

• Стр. 92. Рисунок

— Кузнечик питается стеблями и листьями растений. Комар прокалывает кожу живого существа и пьет кровь. Жук- плавунец ловит в воде живые микроорганизмы. Муха слизывает доступную ей пищу. Бабочка достает из цветов нектар своим хоботком и им питается.

— Глаз человека видит предмет целиком, а стрекоза видит предмет в виде мозаики.

• Стр. 93. Рисунок

— Палочник похож на сухую веточку, бабочка-скалима — на листок растения, бабочка-пяденица — на кору дерева. Яркая раскраска пчел и ос носит угрожающий и предупреждающий характер. Но зачем такой же яркий наряд маленькой божьей коровке? Оказывается, он также носит угрожающий и предупреждающий характер. Птицы и животные издалека узнают божью коровку и избегают встречи с ней. Секрет несъедобности божьих коровок в яде кантаридине, который они выделяют в виде оранжевой капли.

• Стр. 94. Рисунок

— У насекомых б ног, у пауков — 8, у ракообразных — 10 членистых конечностей.

• Стр. 95. Применяем новые знания

1. Членистоногие — это насекомые, пауки и ракообразные. У них имеются наружный членистый скелет и конечности.

2. Насекомые и пауки имеют трахеи, через которые в их организм поступает воздух с кислородом.

3. Большинство пауков не опасны для человека. Ядовитые разновидности пауков распространены в южных тропических странах Азии, Африки, Южной Америки и Австралии.

§ 22. Первый шаг из моря на сушу

• Стр. 96. Определяем проблему

— Лена не знала, что кости у рыб составляют внутренний скелет.

— В чем преимущества внутреннего скелета, и как рыбы приспособились к жизни в воде?

• Стр. 96. Вспоминаем

— У членистоногих наружный скелет, состоящий из отдельных твердых частей; он защищает хозяина от внешних врагов.

— Дыхание рыб осуществляется, главным образом, при помощи жабр: вода с растворенным кислородом проходит через рот в жабры, где растворенный кислород поглощается и поступает в организм. У некоторых рыб существуют и дополнительные органы дыхания: они поглощают кислород через кожу или при помощи специальных органов, характерных для отдельных видов. Например, у гурами, лялиусов имеется особый орган — жаберный лабиринт, позволяющий поглощать кислород из воздуха. Кожа рыб покрыта чешуей и защищает тело, как кольчуга. Добычу рыбы обнаруживают с помощью органов чувств.

• Стр. 98. Определяем проблему

1. Лена перепутала земноводных с рыбами.

2. Как земноводные освоили сушу?

• Стр. 98. Вспоминаем

— Рыбы дышат с помощью жабр. Плавают за счет сильных мышц и плавников. Чешуя рыб защищает их тело и помогает маневрировать в воде.

— Окружающие нас предметы состоят из маленьких невидимых частичек воздуха. Предметы, в которых частички воздуха расположены близко, имеют большую плотность и быстрее тонут. Предметы, в которых частички воздуха расположены далеко друг от друга, хорошо плавают на поверхности.

• Стр. 98. Решаем проблему

— Земноводные — это лягушки, тритоны и их родственники. Все они — позвоночные животные, могущие обитать и в воде, и на суше. Земноводные дышат с помощью легких и через кожу — это позволило им освоить сушу.

• Стр. 99. Применяем новые знания

1. Рыбы находят добычу с помощью, так называемой, боковой линии (чувствительных клеток в коже, которые позволяют ощущать колебания воды). Догоняют добычу рыбы благодаря быстрому плаванию за счет изгибов тела и хвостового плавника. Схватывают свою добычу рыбы зубами.

2. Земноводные хорошо плавают (имея перепонки между пальцами), могут передвигаться по суше (с помощью ног). Земноводные дышат с помощью легких, поэтому постоянно под водой находиться не могут. И настоящими сухопутными мы их назвать не можем, так как без воды их нежная кожа быстро высохнет.

3. Земноводные, не имеющие наружного скелета, не могут надежно защитить тело от врагов, от высыхания кожи.

4. Это предрассудки. Множество исследований эти предположения не подтвердили.

§ 23. На суше — как дома

• Стр. 100. Определяем проблему

— Одни считают ящериц теплыми, другие — холодными.

— От чего зависит температура тела пресмыкающихся? Чем они отличаются от земноводных?

• Стр. 100. Вспоминаем

— Земноводные живут на границе суши и воды. Удаляться надолго от водоемов они не могут; без воды их кожа высохнет.

— Скелет у насекомых не растет; старый скелет они сбрасывают и меняют на более просторный.

— Различают песчаные, каменистые и глинистые пустыни. Самая известная песчаная пустыня — Сахара, занимающая всю часть Африканского континента. Вообще пустыни распространены в умеренном поясе северного полушария субтропического и тропического поясах северного и южного полушарий.

• Стр. 100. Решаем проблему

— В жарких странах круглый год тепло, и пресмыкающиеся не теряют своей активности. Поэтому они там наиболее распространены.

• Стр. 101. Решаем проблему

— Ящерицы — оставляют хвост хищнику. Змея — не имеет лап. У крокодила — очень острые зубы. У черепахи твердый панцирь. Общим у них является следующее: все они — наземные позвоночные животные с сухой кожей; все они населяют засушливые области, откладывают яйца.

• Стр. 103. Применяем новые знания

1. Все пресмыкающиеся — настоящие сухопутные животные. В отличие от земноводных, они могут жить вдали от воды и населять засушливые области.

2. Температура тела питона стала + 10 (температура тела питона не изменилась).

3. Отойду в сторону и не буду тревожить змей, ведь они — часть природы.

§ 24. Пернатые изобретатели

• Стр. 104. Определяем проблему

— Главным отличием птиц от других животных Лена считает крылья, а Миша — перья.

— Какие приспособления нужны птицам для полета?

• Стр. 104. Вспоминаем

— Лучше греет одежда из натуральных материалов (натуральный пух, шерсть).

— При прыжке парашютист испытывает земное притяжение. Большой купол парашюта создает воздушное трение и замедляет падение с высоты, позволяя планировать.

— Пресмыкающиеся зарывают яйца в песок, который долго сохраняет высокую температуру.

— Летающие животные — почти все птицы и многие насекомые (мотыльки и бабочки, саранча и сверчки). Летать могут также отдельные животные (летяга, летающая лягушка) и отдельные рыбы (летучая рыба, летающий скат).

• Стр. 104. Решаем проблему

— Каждая деталь в строении тела птицы приспособлена к полету. Ее скелет состоит из легких трубчатых костей. Вместо зубов — легкий клюв. Внутренние органы уменьшены, зато полетные мышцы развиты больше остальных. Но главное у птиц — это перья.

• Стр. 105. Рисунок

— Оперение птицы является одновременно и постелью ночью, и шубой в морозы.

• Стр. 106. Рисунок

— В отличие от пресмыкающихся, которые зарывают яйца в песок, птицы свои яйца насиживают; свое потомство они выкармливают и обучают.

• Стр. 107. Рисунок

— Здесь изображены оседлые птицы: поползень, свиристель, воробей, дятел. Эти птицы находят корм и питаются им круглый год. Остальные, изображенные на рисунке птицы, являются перелетными. Спасаясь от голода, на зиму они улетают в теплые края.

• Стр. 107. Применяем новые знания

1. Птицы — лучшие летуны в животном царстве. Тело их облегчено. Они имеют полые кости, легкий беззубый клюв, легкие перья.

2. Оперение крыльев и хвоста служат опорой на воздух. Перья защищают тело птицы от потери тепла.

3. Достоинства полета: быстрое передвижение по воздуху, возможность взлететь высоко, куда не способные подняться другие животные.

4. И человек, и птица — теплокровные. Обмен веществ у них развит интенсивно.

5. Крупные животные тяжелее; они затрачивают больше энергии, чтобы преодолеть земное притяжение.

• Стр. 108. Рассказ

Хищные птицы — те, которые охотятся в полете. Они обладают хорошим зрением, большими когтями и клювом, приспособленными для захвата или умерщвления жертвы. Большинство дневных хищных птиц относят к отряду соколообразных: ястребиные, соколиные. Ночные хищные птицы представлены отрядом совообразных, куда входят семейства: совиные, скопиные, секретари. Скопа — одна из редких птиц, находящаяся под угрозой исчезновения. Имеет средние размеры, питается исключительно рыбой. Скопы охотятся так же, как и чайки. Они ныряют в воду с высоты 20 метров, хватая добычу когтями и клювом.

§ 25. Наши братья

• Стр. 110. Определяем проблему

— Лена считает, что потомство больше у животных, которые необходимы природе, а Миша считает, что о потомстве нужно заботиться, тогда оно и будет больше.

— Как млекопитающие заботятся о своем потомстве?

• Стр. 110. Вспоминаем

— У рыб тело покрыто чешуей, у птиц — перьями, у животных — кожей.

— У некоторых видов рыб рождается больше тысячи мальков; мальки выводятся из икры, ее очень много. Взрослые рыбы мальками не занимаются. У пресмыкающихся потомство выводится из яиц, и также родители не занимаются детьми. У птиц выводится не так много яиц, как у пресмыкающихся; обычно появляется несколько птенцов; родители первое время остаются кормить, воспитывать детей.

— Теплокровные животные могут вести активный образ жизни целый год.

• Стр. 110. Решаем проблему

— Да, Миша прав.

— Должно быть двое потомков, способных продолжить род, чтобы общее число животных сохранялось из поколения в поколение.

• Стр. 111. Решаем проблему

— В отличие от других животных тело млекопитающих покрыто шерстью.

• Стр. 112. Рисунок

— У обезьяны лучше всего развиты органы зрения и равновесия; у собаки — орган обоняния; у землеройки — орган осязания, у зайца — орган слуха.

• Стр. 113. Решаем проблему

1. У млекопитающих развиты органы зрения, слуха, обоняния, осязания, равновесия.

2. Млекопитающие издают сигналы в виде звуков и запахов и таким образом общаются. Для этого у них есть голосовые связки в горле и пахучие органы на теле.

3. Эти люди не правы. И тигры, и леопарды, и другие исчезающие животные нужны не нам, для развлечения, а той экосистеме, в которой они обитают.

4. Пресмыкающиеся жарких стран. Их кожа приспособлена для защиты от потери воды и хорошо нагревается на солнце.

5. К плюсам можно отнести то, что теплокровные животные целый год могут вести активный образ жизни. Минусы — чтобы сохранять тепло, необходимо часто и много есть.

• Стр. 114. Рисунок

— На верхних рисунках изображены две группы животных, у которых отличается среда обитания: наземно-воздушная и подземная. На нижних рисунках изображены травоядные и хищные животные. На стр. 115 (вверху) животные отличаются климатическими поясами, в которых существуют: холодные и жаркие страны, пояса. На нижних рисунках — отличаются средой обитания: водные и наземные.

§ 26. Осторожно — животные

• Стр. 116. Определяем проблему

— Лена говорит об осторожности применительно к змеям, а Миша считает, что надо быть осторожными с животными в дикой природе всегда.

— Стоит ли брать диких животных в руки?

• Стр. 116. Вспоминаем

— Кишечнополостные; моллюски; членистоногие; земноводные; пресмыкающиеся; рыбы; птицы; звери.

— Личный опыт.

— Не следует трогать змей, жалящих насекомых, бродячих собак и кошек.

• Стр. 116. Решаем проблему

— Обращаться с дикими животными нужно осторожно. Нельзя подходить к ним близко и трогать их.

• Стр. 117. Рисунок

— На крайних рисунках — слева и справа — ребята ведут себя неправильно.

• Стр. 118. Определяем проблему

— Никогда не следует пытаться погладить незнакомую собаку, даже если она дружески виляет хвостом. Не маши руками и не поднимай их, если к тебе подошла собака.

• Стр. 118. Решаем проблему

— Мы не знаем, как поведет себя незнакомая собака. Она может неожиданно укусить. Нельзя перед незнакомой собакой махать руками, поднимать руки вверх.

— На рисунках видно различное настроение собак. Слева изображена дружелюбная собака, на двух остальных — злобная и испуганная собака. Таких лучше избегать.

• Стр. 119. Применяем новые знания

1. Мы не знаем, как поступит животное, что оно может сделать: укусить, оцарапать, клюнуть, ужалить.

2. По внешнему виду животного (шерсть дыбом, пасть оскалена, наскакивает, пытается укусить).

3. Можно гладить только хорошо известную тебе собаку.

4. С домашними животными также надо соблюдать осторожность (не подходить без разрешения хозяина, не гладить чужих домашних животных).

§ 27. Прирожденные разрушители

• Стр. 120. Определяем проблему

— Лена считает, что грибы — это растения; Миша говорит, что грибы живут как животные.

— Грибы — это растения или животные?

• Стр. 120. Вспоминаем

— Благодаря живым организмам превращение веществ бесконечно идет по замкнутому кругу. Производители снабжают всех обитателей Земли пищей и кислородом. Потребители возвращают растениям углекислый газ. Разрушители превращают умершие организмы в вещества, необходимые растениям. Так поддерживается жизнь на Земле.

— Живые организмы дышат, питаются, растут, размножаются, умирают.

— Животные не могут создавать органические вещества. Их питание состоит в переваривании готовой пищи. Чтобы найти пищу, животные двигаются.

• Стр. 120. Решаем проблему

— Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Они — представители царства грибов. Их клетки растут и делятся только в одном направлении, образуя длинные разветвленные нити — грибницу.

— На рисунке один организм — гриб. Он один образовал три плодовых тела (подобно трем яблокам на яблоне).

• Стр. 122. Рисунок

— Ядовитые грибы: ложный опенок, мухомор, бледная поганка, сатанинский гриб.

Все остальные грибы — съедобные.

• Стр. 122. Применяем новые знания

1. Количество “мусорщиков” уменьшилось бы, экосистемам пришлось бы с трудом перерабатывать мусор.

2. Дрожжи помогают создавать молочные продукты, заквашивать тесто.

3. Грибница находится под землей.

• Стр. 124. Определяем проблему

— Лена посчитала, что бактерии на руках можно убрать тряпкой.

— Чем полезны и опасны бактерии?

• Стр. 124. Вспоминаем

— Портятся свежие продукты. Сохраняются те, которые законсервированы или прошли термообработку.

— Растениям необходимы солнечный свет, минеральные вещества и вода. Животным — органические вещества, другие животные.

— Для сохранения продуктов существует способ их обработки — пастеризация.

• Стр. 125. Рисунок

— В закрытом сосуде бульон остался прозрачным; бактерии, уничтоженные кипячением, не появились. В открытом сосуде на третий день появились бактерии.

• Стр. 126. Решаем проблему

— Бактерии могут обходиться без растений и животных, так как среди них есть свои “кормильцы” и “едоки”.

• Стр. 127. Применяем новые знания

1. Продукты пастеризуют, стерилизуют, консервируют, солят. При высокой температуре кипячения бактерии умирают.

2. В организме человека присутствуют полезные бактерии.

§ 28. Как нам жить в дружбе с природой

• Стр. 128. Определяем проблему

— Сам того не желая, человек постепенно уничтожает природу.

— Как можно сохранить природу для людей?

• Стр. 128. Вспоминаем

— В природе человек получает воздух, воду, солнечный свет, пищу, материалы для своей жизнедеятельности.

— Общее правило — человек не должен вмешиваться в работу экосистемы; она должна иметь замкнутый цикл. Исключения: экосистемы, которые не могут существовать без воздействия человека (поле, аквариум).

• Стр. 128. Решаем проблему

— Человек для удовлетворения своих потребностей берет у природы все больше и больше сырья, взамен отдавая ей отходы своей деятельности.

• Стр. 129. Вывод

— Надо переходить на другие, альтернативные источники получения энергии: солнечные батареи, ветряные электростанции.

• Стр. 130. Рисунок

— Человек использует много современных видов упаковок, которые природа не в состоянии переработать.

• Стр. 132. Рисунок

— Природный круговорот показан зеленым цветом, деятельность человека — оранжевым. Вмешательство человека приводит к нарушению круговорота в природе.

— “Мусорщики” перестают справляться со своей работой.

— Хозяйство человека загрязняет природу, которая не успевает перерабатывать отходы. Поэтому круговорот становится незамкнутым.

— Круговорот становится незамкнутым, и экосистема начинает гибнуть.

• Стр. 133. Применяем новые знания

1. Человек является активным обитателем биосферы и в состоянии влиять на других ее обитателей.

2. Из искусственных материалов сделаны большинство окружающих предметов: материалы для стен и потолков, мебель, посуда, одежда.

3. Искусственные материалы производят в основном из природных сырьевых материалов: железной руды, нефти, древесины.

4. Человек — часть биосферы. Биосфера — часть оболочки Земли, населенная живыми организмами. Человек не может существовать без биосферы. Отсюда — требование к поведению человека. Он не имеет права разрушать природу. Он должен разумно управлять процессами производственной деятельности.






Для любых предложений по сайту: [email protected]