Времена Российской Империи. XVIII - начало XX века - Мое отечество

Окружающий мир 3 класс - Все домашние работы к учебнику А. А. Вахрушева - 2015 год

Времена Российской Империи. XVIII - начало XX века - Мое отечество

§ 13. Петр Великий.

— Русские правители на протяжении восьми веков считали невозможным строить город среди дремучих лесов и непроходимых болот.

— По указанию Петра Первого и при его личном участии Санкт-Петербург всё-таки был построен.

— Зачем надо было тратить столько сил на постройку города в таком неудобном месте?

• Стр. 66. Вспоминаем.

— Государство — организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

— Во времена Московского государства Россия имела выход к Азовскому, Каспийскому, Белому морям.

• Стр. 66. Решаем проблему

— Балтийское море связывало много стран. К нему Россия выхода не имела. Благодаря Петру, Россия не только построила “морские ворота”, но и создала мощный военный и торговый флот.

• Стр. 67. Рисунок

— Во время преобразований Петра I жизнь простых людей стала непосильной. Это касается и солдат, и строителей городов, верфей, и рабочих заводов. К ним всем применялось насилие, принуждение.

• Стр. 69. “Отец Отечества”

— Преобразования Петра I позволили России стать сильной европейской страной. Всю свою жизнь Петр учился и заставлял учиться своих подданных.

• Стр. 69. Применяем новые знания

1. При Петре I появилась постоянная армия, был построен флот; стали возводиться заводы и фабрики, новые города; появились школы.

2. За те великие преобразования, которые позволили России стать великой державой, Петра I назвали Великим.

3. Если бы я работал вместе с Петром на верфях Голландии, я бы приобрел много полезных навыков. Это бы мне понравилось, но вряд ли мне понравился бы подневольный труд на строительстве флота или города.

§ 14. Власть и народ Российской Империи.

• Стр. 70. Определяем проблему

— Памятники возводили Императорам, их приближенным поэтам, ученым, военачальникам.

— Илюшу возмутило, что не была увековечена память простых людей: крестьян, горожан, солдат.

— Почему во времена Российской Империи памятники строили только знатным людям?

• Стр. 70. Вспоминаем

— Государство — организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность. Общество — это большая общность людей, связанных друг с другом обычаями, правилами и проживающих в одной стране.

• Стр. 70. Решаем проблему

— Знатные люди помогали императору управлять страной. Они собирали с населения налоги, следили за порядком, исполняли указы царя. Их называли чиновниками.

• Стр. 71. Простолюдины

— При крепостном праве государственные чиновники и дворяне использовали жизнь простых людей по своему желанию и усмотрению. Крестьяне были закреплены за определенным дворянином, и с момента рождения были лишены элементарных прав.

• Стр. 72. Рисунок

— Барин (дворянин) мог заставить крепостного крестьянина работать от зари до зари, мог обложить любым оброком, подарить или продать, наказать и даже убить.

• Стр. 72. Применяем новые знания

1. При Екатерине II Россия утвердилась на берегах Черного и Азовского морей. В городах стали появляться народные училища, открылся Воспитательный дом.

2. Несправедливыми были порядки, закрепленные крепостным правом.

3. При помощи войны мировые проблемы решаться не могут.

4. В Российской империи не хватало памятников простым людям, которые защищали страну, строили новые города.

§ 15. Как Россия у Европы “училась”

• Стр. 74. Определяем проблему

— До преобразований Петра I, культура Руси была самобытной, патриархальной.

— При строительстве зданий, пошиве одежды, во всем стали подражать Европе.

— Можно ли сказать, что после XVIII века Россия отказалась от своей культуры и приняла европейскую?

• Стр. 75. Вспоминаем

— Под культурой понимают человеческую деятельность в ее различных проявлениях, включая все формы и способы самовыражения и самопознания, накопление навыков и умений.

— Большинство строений в Древней Руси были деревянными, одноэтажными, огражденными.

• Стр. 75. Решаем проблему

— Ломоносов прославился как физик, химик, геолог, поэт, художник, астроном, историк. Он является создателем первого русского университета.

• Стр. 75. Рисунок

— До преобразований Петра россияне, и знатные люди, и простолюдины, носили самобытную патриархальную одежду. В эпоху Петра I знатные люди во всем, в том числе и в одежде, стали подражать европейцам; простолюдины же продолжали носить традиционную одежду.

• Стр. 76. Самостоятельный рассказ по рисункам 772

• Стр. 77. Золотой век русской культуры

— Не зря называют XIX век временем расцвета русской культуры. Появилось много прекрасных поэтов, писателей, художников, композиторов, создавших величайшие творения мировой культуры.

• Стр. 78. Применяем новые знания

1. До Петра I Россия была достаточно отсталой страной. Необходимы были новые знания, чтобы конкурировать с западноевропейскими странами в военных и инженерно-технических науках, культуре и др.

2. Постоянно пользоваться чужими знаниями невозможно. Необходимо было развивать те отрасли науки, которые были важны именно для нашей страны. Этим и было вызвано открытие в России своего университета.

3. Появились новые учебные заведения, были написаны прекрасные стихи и проза. Картины русских художников и музыка русских композиторов стали знаменитыми во всем мире.

4. Россия славилась талантливыми военачальниками: Суворов, Ушаков, Кутузов. Ученых и изобретателей Ломоносова, Циолковского, Кулибина знает весь мир. Лермонтов, Толстой, Чехов составляют “золотой фонд” мировой художественной литературы.

5. Петровские реформы европейского образца носили неоднозначный характер: с одной стороны, культура просвещенной Европы благотворно повлияла на русское общество и формирование русской нации, с другой стороны, повсеместное копирование европейского образа жизни стирало самобытную народную культуру наших предков.

§ 16. “Гроза двенадцатого года”

• Стр. 80. Определяем проблему

— И до войны 1812 года Россия каждое столетие с кем-то воевала: то с монголами, то с поляками, то со шведами.

— Эту войну назвали Отечественной

— За какое отличие от других войн война 1812 года получила название Отечественная?

• Стр. 80. Вспоминаем

— Страна — определенная границами территория, на которой родились и живут люди по созданным ими законам и правилам. Государство — президент и правительство, иные органы власти, которые управляют страной, поддерживают в ней порядок и соблюдение законов.

— Со времен Древней Руси жителям нашей страны часто приходилось защищать родную землю от врагов. Можно вспомнить: “Ледовое побоище” в 1242 году, “Куликовскую Битву” в 1380 году, освободительную войну с Польшей и Швецией в 1611 году, “Полтавскую битву” со шведами 1709 года.

• Стр. 80. Решаем проблему

— В отличие от предыдущих войн, в войне 1812 года решалась судьба всего государства Российского.

• Стр. 81. Вопрос по карте

Наполеону удалось захватить Минск, Смоленск, Москву и другие крупные города. До этого в войнах участвовали солдаты регулярной армии, а в этой войне на защиту Отечества поднялся весь народ.

• Стр. 83. Применяем новые знания

1. Бородинское сражение стало решающим в войне с армией Наполеона. Оно же было самым кровопролитным за всю историю войн того времени.

2. Страна отстояла свою независимость благодаря сплоченности, патриотизму всего народа.

3. Нападая на разрозненные войска французов, разоряя их склады и тыловые обозы, крестьяне-партизаны помогали русской армии добить врага.

§ 17. Император-освободитель.

• Стр. 84. Определяем проблему.

— В России до середины XIX века построили лишь одну железную дорогу — между Москвой и Петербургом.

— К концу этого века у нас появились десятки железных дорог.

— Чем объяснить, что развитие железных дорог стало происходить только к концу XIX века?

• Стр. 84. Вспоминаем

— Времена Российской империи начались с преобразований Петра I в XVIII веке.

— Крепостное право — это совокупность государственных законов, закреплявших крестьян к определенному участку земли, а также ставивших крестьян в зависимость от землевладельца.

• Стр. 84. Решаем проблему

После отмены крепостного права нормально зажили только богатые крестьяне. Большинство их односельчан оставались бедными. Ведь богатство крестьянина зависело от того, каким количеством земли он владел. Из-за того, что дворяне-помещики значительную часть земли оставили себе, большинство крестьян остались малоземельными.

• Стр. 85. Рисунок

— “Работать из-под палки” — это значит, что за работой крестьян кто-то присматривал, и за нежелание работать их часто наказывали, били.

В странах Западной Европы многие производственные процессы были механизированы, и освобожденные от тяжелой работы люди могли изобретать что-то новое, совершенствовать условия труда. В России же всю тяжелую работу люди продолжали делать вручную.

• Стр. 86. Россия обновленная

— Люди смогли переезжать на новое место жительства, заниматься торговлей, наниматься на работу, было построено много железных дорог, заводов, фабрик и больниц.

• Стр. 87. Применяем новые знания

1. После отмены крепостного права и других преобразований Александра II, жители Российской империи получили определенные права и привилегии. Жизнь людей стала быстро меняться.

2. Многие крестьяне стали переселяться в города, становиться рабочими, благодаря этому, в промышленности появились новые рабочие руки, страна стала быстро развиваться.

3. Отмена крепостного права принесла России пользу и прогресс.






Для любых предложений по сайту: [email protected]