Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год
ПОЧЕМУ НАДО БЕРЕЧЬ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
Тип урока: решение частных задач |
||||||
Педагогические задачи: закрепить знания обучающихся о полезных ископаемых родного края и их использовании человеком; создать условия для понимания необходимости охраны полезных ископаемых и бережного отношения к богатствам природы; способствовать формированию универсальных учебных действий - работать с учебными текстами, осознанно читать вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логических ударений) и про себя |
||||||
Планируемые результаты |
||||||
Предметные: научатся охранять полезные ископаемые и бережно относиться к богатствам природы; работать с учебными текстами |
Метапредметные: регулятивные - выполнять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; познавательные - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; коммуникативные - понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения |
Личностные: осознавать необходимость бережного отношения к полезным ископаемым |
||||
Образовательные ресурсы: коллекции полезных ископаемых |
||||||
Организационная структура урока |
||||||
Этап урока, формы работы |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности обучающегося |
|||
II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Интеллектуальная разминка |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. - Как образуются полезные ископаемые? - Сколько времени проходит для образования полезных ископаемых? - Какие полезные ископаемые образовались в глубинах морей и океанов, озер и болот? - Какие полезные ископаемые образовались из магмы? Проводит проверку знаний обучающихся. На классной доске нарисованы условные знаки полезных ископаемых, которыми богат родной край. Одному из обучающихся предлагается назвать эти полезные ископаемые, а также разделить их на группы: горючие, рудные, строительные, драгоценные и поделочные камни. - Расскажите о горючих полезных ископаемых и их использовании человеком. - Расскажите о рудных полезных ископаемых и их использовании человеком. - Расскажите о строительных полезных ископаемых и их использовании человеком |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. - Одни полезные ископаемые рождены в недрах Земли из расплавов магмы, другие образовались на дне океана из остатков живых организмов. - Для образования полезных ископаемых проходят миллионы лет. - В глубинах морей и океанов, озер и болот образовались полезные ископаемые: известняк, торф, каменный уголь, бурый уголь, песок и глина. - Из магмы образовались полезные ископаемые: гранит, базальт, рудные полезные ископаемые. Находят в коллекции образцы полезных ископаемых, о которых идет речь, и демонстрируют их классу |
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания |
|||
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока. - Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника. - Определите цели урока, используя опорные слова |
Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. - Сегодня на уроке мы... |
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Строить речевое высказывание в устной форме |
|||
IV. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику |
Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. Организует коллективное чтение текста параграфа (ч. 2, с. 26, 27). - Обратите внимание на тот факт, что на образование большинства полезных ископаемых потребовались миллионы лет, а расходуются они очень быстро по сравнению с периодом их образования. Запасы полезных ископаемых постепенно уменьшаются. Ученые предсказывают, что в XXI веке разведанные запасы нефти, золота, меди могут быть исчерпаны. Восстановить запасы полезных ископаемых, как лес после вырубки, человек не может. Возникает вопрос: что должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых? - С каждым годом людям требуется все больше бензина, угля, газа, металла, и человек берет полезных ископаемых из земли больше и больше. Но если воду и воздух можно очистить, восстановить, то полезные ископаемые - нет. На их образование нужны миллионы лет. Их быстро не восстановишь. Закон об охране природы требует вести добычу полезных ископаемых разумно и осторожно, не допуская потерь при их добыче, переработке, перевозке, хранении. В 1920 году на Южном Урале был организован Ильменский минералогический заповедник. Это большой минералогический музей в природе. Когда-то здесь добывались различные ценные минералы. Теперь старинные копи приведены в порядок, расчищены от обломков. Каждую жилку минералов внимательно просматривают, красивые минералы сохраняют нетронутыми. Ученые заповедника изучают, как залегают в недрах Земли различные горные породы и минералы. Студенты геологических институтов приезжают сюда на практику. Множество туристов ежегодно посещают заповедник. - Что нужно делать, чтобы сохранить полезные ископаемые? Ученые разрабатывают новые способы выплавки железных руд, чтобы изделия из металлов получались прочными и долговечными. Стараются также найти способы для применения отходов одного производства в другом. Например, отходы после переработки нефти в бензин используются в производстве полиэтиленовой пленки. Стараются заменить дорогостоящий металл и ценную древесину на пластмассу. Топливо из каменного угля и нефти заменяют на другие источники тепла. Строят гидроэлектростанции и электростанции, где используются сила воды, ветра или солнечное тепло. - Какой вклад в дело сохранения полезных ископаемых вы можете внести? |
Находят в тексте информацию по данному вопросу. Делают выводы: 1. Разрабатываются все новые и новые способы выплавки железа из руд, в результате чего изделия из металлов получаются более прочными и долговечными. 2. Человек все более рационально использует отходы производства. К примеру, отходы заводов, где выплавляют металлы, — шлаки применяют для изготовления строительного материала - шлакобетона. 3. Создаются новые искусственные материалы, заменяющие природные металлы, например, пластмасса. Топливо из каменного угля и нефти заменяют другие источники тепла и света. Строятся электростанции, где используется сила ветра, солнечное тепло, потоки воды. - Собирать металлолом, экономно расходовать газ, электричество, следить за экономным потреблением питьевой воды |
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять контроль по результату |
|||
V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Самостоятельная работа |
Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся. - Придумайте и нарисуйте плакаты, знаки, которые означают “Береги полезные ископаемые!”. Организует работу в тетради № 2 (задания 8, 9). - Решите кроссворд - и вы узнаете, как называют разведчиков недр. 1. Прочный камень, хорошо полируется и используется для отделки станций метро, строительства фундаментов, зданий. 2. Маслянистая жидкость, легче воды, тёмного цвета, с резким запахом. - Покажите месторождения нефти на карте. Назовите её основные свойства. 3. Важное полезное ископаемое, состоящее из остатков полусгнивших растений. Вам подскажет ребус: 4. Этот прозрачный горный минерал может быть разного цвета. 5. Это полезное ископаемое образовалось в результате разрушения твердых горных пород. 6. Горная порода, пылевидная в сухом состоянии и пластичная при увлажнении. - Железнодорожные насыпи делают из песка. Почему не из глины? - В названии какого полезного ископаемого надо вставить букву и получится имя девочки? - Какое свойство глины используется мастерами глиняной игрушки? 7. Осадочная горная порода, образуемая при участии живых организмов в морских бассейнах. - Все эти полезные ископаемые есть в нашем крае. Какие полезные ископаемые мы не назвали, которые добывают в нашем крае? - Отгадайте ребусы. - Условные значки полезных ископаемых разбросаны на карте по всему краю, но особенно их много в горной части. Горные богатства служат для развития нефтяной, газовой, цементной и химической промышленности. Покажите на карте их месторождения |
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Обсуждают экологические знаки в парах. Рисуют свои знаки. Решают кроссворд, читают ключевое слово: геолог. - Глина легко размывается водой, а песок пропускает воду сквозь себя. - Глина - Галина. - Пластичность. Отгадывают ребусы: |
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия |
|||
VI. Домашнее задание |
Знакомит и объясняет домашнее задание. - Прочитать статью учебника (ч. 2, с. 26-30); выполнить задание 10 в тетради для самостоятельной работы № 2 |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Сохранять учебные задачи |
|||
VII. Итог урока. Рефлексия |
Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке. - Что нового узнали на уроке? - Почему надо беречь полезные ископаемые? - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение? - Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. - Сегодня на уроке мы... |
Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку |