ПОЧЕМУ НАДО БЕРЕЧЬ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год

ПОЧЕМУ НАДО БЕРЕЧЬ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: закрепить знания обучающихся о полезных ископаемых родного края и их использовании человеком; создать условия для понимания необходимости охраны полезных ископаемых и бережного отношения к богатствам природы; способствовать формированию универсальных учебных действий - работать с учебными текстами, осознанно читать вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логических ударений) и про себя

Планируемые результаты

Предметные: научатся охранять полезные ископаемые и бережно относиться к богатствам природы; работать с учебными текстами

Метапредметные:

регулятивные - выполнять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно;

познавательные - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

коммуникативные - понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения

Личностные: осознавать необходимость бережного отношения к полезным ископаемым

Образовательные ресурсы: коллекции полезных ископаемых

Организационная структура урока

Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Интеллектуальная разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

- Как образуются полезные ископаемые?

- Сколько времени проходит для образования полезных ископаемых?

- Какие полезные ископаемые образовались в глубинах морей и океанов, озер и болот?

- Какие полезные ископаемые образовались из магмы?

Проводит проверку знаний обучающихся. На классной доске нарисованы условные знаки полезных ископаемых, которыми богат родной край. Одному из обучающихся предлагается назвать эти полезные ископаемые, а также разделить их на группы: горючие, рудные, строительные, драгоценные и поделочные камни.

- Расскажите о горючих полезных ископаемых и их использовании человеком.

- Расскажите о рудных полезных ископаемых и их использовании человеком.

- Расскажите о строительных полезных ископаемых и их использовании человеком

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

- Одни полезные ископаемые рождены в недрах Земли из расплавов магмы, другие образовались на дне океана из остатков живых организмов.

- Для образования полезных ископаемых проходят миллионы лет.

- В глубинах морей и океанов, озер и болот образовались полезные ископаемые: известняк, торф, каменный уголь, бурый уголь, песок и глина.

- Из магмы образовались полезные ископаемые: гранит, базальт, рудные полезные ископаемые.

Находят в коллекции образцы полезных ископаемых, о которых идет речь, и демонстрируют их классу

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

III. Сообщение темы урока.

Определение целей урока

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока.

- Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника.

- Определите цели урока, используя опорные слова

Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

- Сегодня на уроке мы...

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Строить речевое высказывание в устной форме

IV. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. Организует коллективное чтение текста параграфа (ч. 2, с. 26, 27).

- Обратите внимание на тот факт, что на образование большинства полезных ископаемых потребовались миллионы лет, а расходуются они очень быстро по сравнению с периодом их образования. Запасы полезных ископаемых постепенно уменьшаются. Ученые предсказывают, что в XXI веке разведанные запасы нефти, золота, меди могут быть исчерпаны. Восстановить запасы полезных ископаемых, как лес после вырубки, человек не может. Возникает вопрос: что должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

- С каждым годом людям требуется все больше бензина, угля, газа, металла, и человек берет полезных ископаемых из земли больше и больше. Но если воду и воздух можно очистить, восстановить, то полезные ископаемые - нет. На их образование нужны миллионы лет. Их быстро не восстановишь.

Закон об охране природы требует вести добычу полезных ископаемых разумно и осторожно, не допуская потерь при их добыче, переработке, перевозке, хранении.

В 1920 году на Южном Урале был организован Ильменский минералогический заповедник. Это большой минералогический музей в природе. Когда-то здесь добывались различные ценные минералы. Теперь старинные копи приведены в порядок, расчищены от обломков.

Каждую жилку минералов внимательно просматривают, красивые минералы сохраняют нетронутыми.

Ученые заповедника изучают, как залегают в недрах Земли различные горные породы и минералы. Студенты геологических институтов приезжают сюда на практику. Множество туристов ежегодно посещают заповедник.

- Что нужно делать, чтобы сохранить полезные ископаемые? Ученые разрабатывают новые способы выплавки железных руд, чтобы изделия из металлов получались прочными и долговечными.

Стараются также найти способы для применения отходов одного производства в другом. Например, отходы после переработки нефти в бензин используются в производстве полиэтиленовой пленки.

Стараются заменить дорогостоящий металл и ценную древесину на пластмассу. Топливо из каменного угля и нефти заменяют на другие источники тепла. Строят гидроэлектростанции и электростанции, где используются сила воды, ветра или солнечное тепло.

- Какой вклад в дело сохранения полезных ископаемых вы можете внести?

Находят в тексте информацию по данному вопросу.

Делают выводы:

1. Разрабатываются все новые и новые способы выплавки железа из руд, в результате чего изделия из металлов получаются более прочными и долговечными.

2. Человек все более рационально использует отходы производства. К примеру, отходы заводов, где выплавляют металлы, — шлаки применяют для изготовления строительного материала - шлакобетона.

3. Создаются новые искусственные материалы, заменяющие природные металлы, например, пластмасса. Топливо из каменного угля и нефти заменяют другие источники тепла и света. Строятся электростанции, где используется сила ветра, солнечное тепло, потоки воды.

- Собирать металлолом, экономно расходовать газ, электричество, следить за экономным потреблением питьевой воды

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества.

Развивать чувство доброжелательности,

эмоционально-нравственную отзывчивость.

Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

Осуществлять контроль по результату

V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Самостоятельная работа

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся.

- Придумайте и нарисуйте плакаты, знаки, которые означают “Береги полезные ископаемые!”.

Организует работу в тетради № 2 (задания 8, 9).

- Решите кроссворд - и вы узнаете, как называют разведчиков недр.

1. Прочный камень, хорошо полируется и используется для отделки станций метро, строительства фундаментов, зданий.

2. Маслянистая жидкость, легче воды, тёмного цвета, с резким запахом.

- Покажите месторождения нефти на карте. Назовите её основные свойства.

3. Важное полезное ископаемое, состоящее из остатков полусгнивших растений. Вам подскажет ребус:

4. Этот прозрачный горный минерал может быть разного цвета.

5. Это полезное ископаемое образовалось в результате разрушения твердых горных пород.

6. Горная порода, пылевидная в сухом состоянии и пластичная при увлажнении.

- Железнодорожные насыпи делают из песка. Почему не из глины?

- В названии какого полезного ископаемого надо вставить букву и получится имя девочки?

- Какое свойство глины используется мастерами глиняной игрушки?

7. Осадочная горная порода, образуемая при участии живых организмов в морских бассейнах.

- Все эти полезные ископаемые есть в нашем крае. Какие полезные ископаемые мы не назвали, которые добывают в нашем крае?

- Отгадайте ребусы.

- Условные значки полезных ископаемых разбросаны на карте по всему краю, но особенно их много в горной части. Горные богатства служат для развития нефтяной, газовой, цементной и химической промышленности. Покажите на карте их месторождения

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Обсуждают экологические знаки в парах. Рисуют свои знаки. Решают кроссворд, читают ключевое слово: геолог.

- Глина легко размывается водой, а песок пропускает воду сквозь себя.

- Глина - Галина.

- Пластичность.

Отгадывают ребусы:

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия

VI. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание.

- Прочитать статью учебника (ч. 2, с. 26-30); выполнить задание 10 в тетради для самостоятельной работы № 2

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Сохранять учебные задачи

VII. Итог

урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке.

Организация подведения итогов урока обучающимися.

Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

- Что нового узнали на уроке?

- Почему надо беречь полезные ископаемые?

- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение?

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

- Сегодня на уроке мы...

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку






Для любых предложений по сайту: [email protected]