БОЛОТО И ЕГО ОБИТАТЕЛИ

Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год

БОЛОТО И ЕГО ОБИТАТЕЛИ

Тип урока: освоение нового материала


Педагогические задачи: создать условия для знакомства с многообразием представителей растительного и животного мира болота и возможностями их совместного обитания; содействовать раскрытию связей между обитателями болота; способствовать формированию умений составлять цепи питания, существующие в болотном сообществе


Планируемые результаты


Предметные:

познакомятся с природным сообществом “Болото”; многообразием растительного и животного мира болота и их взаимодействием;

научатся раскрывать связи, которые существуют между обитателями болота; составлять цепи питания в природном сообществе “Болото”

Метапредметные:

регулятивные - выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения;

познавательные - отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков;

коммуникативные - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимодействия

Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач


Образовательные ресурсы: рисунки или гербарии растений болот (сфагнум, багульник, осока, пушица, тростник, росянка, клюква, голубика, морошка), рисунки животных - обитателей болот; настенная географическая карта с условным обозначением болот


Организационная структура урока


Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося


II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Интеллектуальная разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

- Решите кроссворд:

По горизонтали:

2. Выпуча глаза сидит,

По-французки говорит,

По-блошьи прыгает,

По-человечьи плавает. (Лягушка.)

3. Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)

5. Грызун, хорошо плавает и ныряет. (Ондатра.)

По вертикали:

1. У кого глаза на рогах, а дом на спине? (Улитка.)

4. Есть на речках лесоруб

В серебристо-бурой шубе.

Из деревьев, веток, глины

Строит прочные плотины. (Бобр.)

6. Ползает наоборот, задом наперёд,

Всё под водой хватает клешнёй. (Рак.)

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

Решают кроссворд:

Выделять существенную информацию из текста загадки.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу




III. Сообщение темы урока.

Определение целей урока

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока.

- Отгадайте загадки:

• Все обходят это место:

Здесь земля как будто тесто;

Здесь осока, кочки, мхи...

Нет опоры для ноги.

• Не вода, не суша –

На лодке не уплывешь

И ногами не пройдешь.

- Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника.

- Определите цели урока, используя опорные слова.

- Назовите изученные природные сообщества

Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения.

Отгадывают загадки:

- Болото.

Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

- Сегодня мы познакомимся с еще одним природным сообществом - болотом

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Анализировать, находить общее и различия, делать выводы.

Строить речевое высказывание в устной форме


IV. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

- Болото - широко распространенное в нашей стране природное сообщество. Подтвердить это можно с помощью физической карты России (второй форзац учебника 3 класса, часть 1). Образуются болота в низинах, где скапливается и застаивается вода, а также на месте бывших озер при их зарастании.

- Прочитайте вслух “по цепочке” рассказ в хрестоматии “Откуда берутся болота?”.

- Что это?

• Я болотное растенье,

Конопатят мною стены.

- Мох - древнейшее растение. Он встречается везде.

На доске закрепляет иллюстрацию с изображением мха.

- Рассмотрите внимательно мох. Каких частей у мха вы не обнаружили?

- Где встречается мох?

- Болотистый мох является хорошим перевязочным материалом, дезинфицирующим рану и впитывающим любую жидкость.

- В чем особенность мхов?

- Рассмотрите мох сфагнум на рисунке в учебнике (с. 66). Нижние части стебля сфагнума находятся в торфяной жиже и постепенно отмирают. Отмершие части превращаются в торф.

- О том, как образуется торф, очень образно говорится в сказке-были Михаила Пришвина “Кладовая солнца”: “...Болото, со своими огромными запасами горючего, торфа есть кладовая солнца. Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь в удобрение, передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам. Но в болотах вода не дает родителям-растениям передать все свое добро детям. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца как торф достается человеку в наследство”.

- На болотах живут лишь немногие растения и животные.

Отгадайте, какие, например:

• Ствол этот не простой:

Хоть и длинный,

Но пустой.

• Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком?

• Лист острый, узкий,

Тянется высоко,

Растет в болоте.

• Что за бусинка вот тут

На стебле повисла?

Глянешь - слюнки потекут,

А раскусишь - кисло!

- На болотах также растут багульник, голубика, морошка, пушица, аир. А еще есть необыкновенные растения- хищники - росянка и пузырчатка. Они ловят и поедают насекомых. Мелкие листочки росянки покрыты красными волосками с капельками клейкого сока. Окраска привлекает насекомых, и они, как только сядут на растение, тут же приклеятся к нему.

- Почему росянка и пузырчатка превратились в растения-хищники?

Показывает обучающимся рисунки растений и рассказывает о некоторых отличительных особенностях рогоза и камыша.

- Рогоз - это растение с большими темно-коричневыми, почти черными головками. Головка рогоза плотно сложена из сырых волосков. Под волосками зреют семена.

К осени, когда семена созревают, волоски подсыхают, и сама головка становится очень легкой. Заденешь ее, и вокруг тебя уже летает светлый пух. На его волосках-парашютиках семена рогоза разлетаются в разные стороны. Еще в прошлом веке легкий пух из головок рогоза шел на спасательные жилеты, а из стеблей рогоза делали грубую упаковочную ткань, теплоизоляционный материал и т. п.

Камыш - это растение с темно-зелеными, круглыми, длинными стеблями. Стебель камыша очень легкий, внутри много полых мест. Поэтому стебель не тонет.

На вершине стебля в начале лета появляются небольшие неприметные цветки, собранные в соцветие-колосок.

На стебле камыша много улиток, они очень любят это растение.

- Прочитайте рассказ в хрестоматии “Росянка - комариная смерть” и рассмотрите рисунок этого растения в учебнике (с. 66)

Находят в тексте информацию по данному вопросу.

Работа в парах: выполняют задания на карточках, согласно сделанному выводу по материалу учебника. Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре.

- Мох.

- У мха мы не обнаружили корней и цветков.

- Мох встречается в хвойном лесу, во влажных болотистых лесах.

- Мхи растут только в экологически чистых местах. При сильном загрязнении местности мхи погибают.

Отгадывают загадки:

- Тростник.

- Клюква.

- Осока.

- Клюква.

- Росянка и пузырчатка превратились в растения-хищники потому, что им не хватало питательных веществ. Заранее подготовленный ученик рассказывает о растении- хищнике - пузырчатке:

- Назвали растение так за липкие зеленоватые пузырьки, которыми густо покрыты его тонкие, как ниточки, листья. Эти пузырьки нужны растению для охоты. А охотится эта травка на крошечных водных жителей-маленьких рачков и водяных блох, инфузорий. Каждый пузырек — это хитро устроенная ловушка и одновременно пищеварительный орган. На суженном конце пузырька есть отверстие, закрытое “дверцей”. Открывается она только внутрь. По ее бокам насторожились длинные упругие и очень чувствительные щетинки. Как только их коснется водяной рачок или другое животное, “дверца” мгновенно открывается внутрь. Вода, а вместе с ней и жертва, всасываются внутрь пузырька. “Дверца” сразу закрывается. Изнутри пузырьки покрыты желёзками, которые вырабатывают пищеварительный сок. В этом соке пойманная добыча растворяется, а затем всасывается растением. Пузырчатка очень прожорлива. Уже через 20 минут пузырек готов схватить следующую жертву

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества.

Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость.

Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

Осуществлять контроль по результату


V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Самостоятельная работа

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся.

- На болотах обитают и животные. Рассмотрите рисунки в учебнике (с. 67). Назовите этих животных. Как они приспособились к обитанию на болоте?

- Отгадайте загадки (см. ресурсный материал к уроку).

- На болотах лакомятся сладкими ягодами белые куропатки, сочные части растений едят косули. На болотистых берегах рек селятся также водяные крысы.

Можно встретить ужа и болотную гадюку.

- Приведите примеры цепей питания обитателей болота.

Организует работу в тетради № 2 (задания 29-21, с. 22).

- Какие цепи питания вы видите?

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о лягушке:

- Кожа у лягушки постоянно влажная благодаря выделяющейся слизи, а обилие комаров на болотах обеспечивает ее питание.

- Слышали ли вы поговорку: “Всякий кулик свое болото хвалит”? Это говорит о том, что народ давно заметил, кулик - птица болотная. У этих птиц длинный клюв, который помогает им находить личинки комаров.

- У цапель и журавлей длинные тонкие ноги с перепонками между пальцами, что позволяет птицам ходить по топкой болотной грязи, не проваливаясь.

А питаются эти птицы лягушками, моллюсками, червями, которых много на болоте.

Записывают цепи питания:

Росянка → комар; комар → лягушка→ цапля

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок


VI. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание.

- Прочитать статью учебника (ч. 2, с. 65-68), рассказ в хрестоматии “Кто ревет и хохочет на болоте?”

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Сохранять учебные задачи


VII. Итог урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

- Что особенно заинтересовало вас во время урока?

- Что нового узнали на уроке?

- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение?

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности









Ресурсный материал к уроку

Загадки

• Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит:

Сядет и укусит. (Комар.)

• Есть на речках лесорубы

В серебристо-бурых шубах.

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины. (Бобры.)

• В болоте плачет,

А из болота не идет. (Кулик.)

• Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затем он голый, красный.

Бродит по болотам грязным.

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек (Журавль.)

• Кто по мшистой мокрой тропке,

Словно мячик, скачет ловкий? (Лягушка.)

• Это кто там лентой черной

К ручейку скользит проворно?

Сквозь кусты пробрался ловко.

А на маленькой головке

(Все об этом знать должны)

Пятна желтые видны. (Уж.)

• У меня ходули –

Не страшит болото.

Лягушат найду ли?

Вот моя забота. (Цапля.)

• Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось.)






Для любых предложений по сайту: [email protected]