Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год
ДАРЫ РЕК И ОЗЕР
Тип урока: решение частных задач |
|||||
Педагогические задачи: создать условия для знакомства с реками и озерами России и родного края; способствовать формированию умений показывать на карте реки и озера, выполнять правила безопасного поведения у водоемов; способствовать развитию умения работы в группе |
|||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные: познакомятся с реками и озерами России и родного края, понятием “гидроэлектростанция”; научатся показывать на физической карте России реки и озера, выполнять правила поведения у водоемов |
Метапредметные: регулятивные - выполнять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; познавательные - целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; коммуникативные - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимодействия |
Личностные: понимать, в чем истинное богатство жизни: быть наблюдательными; любить и ценить окружающий мир; открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном |
|||
Образовательные ресурсы: физическая карта России, рисунки животных рек и озер; синие и розовые кружки для игры |
|||||
Организационная структура урока |
|||||
Этап урока, формы работы |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности обучающегося |
||
II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Интеллектуальная разминка |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. - Что это за местность? (Болота.) - Вы сейчас должны будете разгадать кроссворд, в котором зашифрованы обитатели болот. 1. Один из видов кулика. (Бекас.) 2. Растение, которое раньше использовали вместо ваты. (Мох.) 3. Болотная целебная ягода, которую собирают люди и варят из нее варенье. (Клюква.) 4. Часто встречающееся кровососущее насекомое на болотах. (Комар.) 5. Полезное ископаемое, образуемое из отмершего мха. (Торф.) 6. Птица, обитающая на болоте и питающаяся лягушками. (Цапля.) |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Объясняют пословицы: • В болоте тихо, да жить там лихо. • На болоте все гнилью пахнет. • Стоячее болото гниет. Решают кроссворд, читают ключевое слово: болота. |
Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
||
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока. - Отгадайте загадку: • Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе, Узкий кончик в роднике, А широкий - в море. (Река.) - Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника. - Определите цели урока, используя опорные слова |
Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Отгадывают загадку. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. - Сегодня на уроке мы... |
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Строить речевое высказывание в устной форме |
||
IV. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику |
Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. Проводит игру “Мы знаем эти реки и озера”. Цель игры - дальнейшее формирование умений обучающихся показывать на карте реки и озера. Предлагает обучающимся разделиться на группы. На столе учителя лежат синие и розовые кружки. Их количество совпадает с количеством упомянутых в контрольных карточках реках и озерах. - Какие реки и озера России вы знаете? - Какая река или озеро расположены в родном крае? - Рек и озер в нашей стране очень много. И о них можно рассказать немало интересного. В России есть реки, названные именами рыб, птиц, зверей. Например, Осетр - река в Московской области, Лебедь - река на Алтае, Медведица - река в Тверской области, Ворона - река в Воронежской области, Гусь - река во Владимирской области. Есть в России реки, известные всем: Москва-река, Нева. Что вы знаете об этих реках? - Среди названных вами рек были самые крупные реки России. Это Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. Самая длинная река страны - Обь (вместе со своим притоком Иртышом). Ее длина около 6000 км. Длина Енисея около 4000 км. Но эта река считается самой многоводной и сильной рекой страны. По ее гранитному ложу ежегодно протекает столько же воды, сколько по руслу реки Днепр за 10 лет, и движется этот поток воды в три раза быстрее днепровского. Енисей - богатырь-река. Самые мощные электростанции стоят на этой реке. А Волгу наш народ зовет “матушкой”. На берегах этой реки поднялись десятки славных русских городов. - Прочитайте о некоторых замечательных озерах нашей страны: Байкале, Каспийском море, Ладожском озере, озере Таймыр, Фумарольном озере (учебник, ч. 2, с. 87). - Рассмотрите карту России. Найдите самые крупные реки России: Волгу, Обь, Енисей, Лену, Амур, Иртыш. Покажите озера нашей Родины: Байкал, Каспийское море, Ладожское озеро, Онежское озеро, Фумарольное. Озеро Байкал - уникальное создание природы. Оно вмещает 80 % пресной воды России. Более 300 рек и речек впадает в озеро. А вытекает лишь одна, широкая величественная Ангара, и впадает в Енисей, “пробежав” для этого 1800 км. Ангара “меняет” воду в Байкале. За время существования озера вода в нем сменилась 50 тысяч раз. Медленно протекая через озеро, подолгу отстаиваясь в его темных глубинах, она становится чище и прозрачнее. Байкал славится тем, что растворенных солей в нем меньше, чем в любом другом озере. Самая пресная вода на свете получается при таянии ледников. Несколько десятков тысячелетий назад в Байкал спускались ледники. Специалисты по изучению озер утверждают, что своей чистотой Байкал обязан живым организмам, которые очищают воду. Вот почему так важно оберегать байкальскую воду от малейшего изменения ее свойств, осторожно поступать со всякого рода строительством на берегах Байкала, защищать воду этого уникального озера от проникновения всевозможных промышленных и бытовых стоков, несущих с собой пусть едва заметное, но, несомненно, вредное химическое и тепловое загрязнение. В нашей стране около миллиона озер. Разное у них происхождение, разная судьба. - Рассмотрим северо-запад Русской равнины. Этот край называют озерной областью. Какие озера там расположены? - Это крупнейшие озера Европы. Сердцем озерного края издавна считается Вологодское и Архангельское Белозерье. Здесь, среди лесов и болот, разбросаны тысячи озер, многие из них соединены реками и каналами в единую гигантскую озерную систему. К северо-западу от Белого озера лежат два крупных озера - Вожже и Ла- ча, связанные рекой Свидь. На северо-западе два озера- гиганта: Ладожское, рождающее знаменитую Неву, и Онежское, а дальше - бесчисленные озера Карелии, южнее же - озера Псковско-Чудское и Ильмень. Возраст озер, донесших до нас память о великом леднике, который когда-то спустился на Русскую равнину, - 10-12 тысячелетий. Есть короткие реки, хотя очень известные, например, вытекающая из Ладожского озера Нева. Ее длина 74 км. На ней стоит Санкт-Петербург. Если взять реки по-настоящему великие - длиной больше 500 км, то их окажется 331, а на расстояние больше 4 000 км текут всего 4 реки - Обь, Енисей, Лена и Амур. И среди них самая длинная - Обь (5410 км). - На крупных реках России построены гидроэлектростанции |
Делятся на две группы. Первая группа получает карточки с названием рек, вторая - озер, упомянутых в учебнике (с. 86, 87). Группы должны найти эти реки и озера сначала на карте в учебнике (второй форзац учебника, ч. 1), затем на настенной карте. Когда 1-я группа показывает на настенной карте реки, ученики 2-й группы находят их на карте форзаца учебника, а затем кто-то из группы повторяет названия этих рек. Когда 2-я группа показывает на настенной карте озера, ученики 1-й группы находят их на карте форзаца учебника, а затем кто-то из группы повторяет названия этих озер. Когда ученик называет реку (озеро), учитель прикрепляет один из кружков (синий или розовый) на классную доску. Если кружков на столе не остается, группа полностью справилась с заданием. - С именем Москвы-реки связано имя столицы нашей родины - Москвы. Москва-река вытекает из болота. В устье реки Невы, впадающей в Финский залив Балтийского моря, стоит город Санкт-Петербург. Этот город тоже когда-то был столицей России: с 1712 по 1918 год. Заранее подготовленные школьники рассказывают интересные факты: - Селигер - озеро, привлекающее туристов, охотников, рыболовов. Очень оживляют гладь озера бесчисленные острова. Их здесь 160-от самых крошечных, на которых уместятся два рыболова, до таких, как Хачин с пятью селениями и 11 внутренними озерами. - На северо-западе Русской равнины расположены Ладожское и Онежское озера. Находят в тексте информацию по данному вопросу. Работа в парах: выполняют задания на карточках, согласно сделанному выводу по материалу учебника. Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре; выступает делегат от пары |
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Осуществлять контроль по результату |
||
V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Самостоятельная работа |
Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся. - Рассмотрите рисунки в учебнике (с. 89). - Как люди используют реки и озера? - Как происходит загрязнение рек и озер? Организует самостоятельную работу в тетради № 2 (задание 43, с. 32). - Рассмотрите рисунок. Дорисуйте его, чтобы было видно, какое значение в жизни человека имеют реки и озера. - По рисунку (учебник, ч. 1, с. 93) расскажите, как происходит загрязнение рек и озер, и выскажите предположение, какое участие вы, как члены клуба, можете принять в охране водоемов от загрязнения |
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения |
Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия |
||
VI. Домашнее задание |
Знакомит и объясняет домашнее задание. - Прочитать статью учебника (ч. 2, с. 86-89), рассказ в хрестоматии “Отчего погибли киты?” |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Сохранять учебные задачи |
||
VII. Итог урока. Рефлексия |
Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке. - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение? - Главное богатство рек и озер - это пресная вода. - Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. - Охранять надо не только реки и озера, но и все водоемы на нашей планете. |
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |