Биология 10 класс - поурочные разработки
Введение в общую биологию. Определение жизни. Основные свойства живых организмов
Цель урока:
· Обуч. Расширить представления учащихся об основных критериях жизни, сформировать у школьников понятие об уровнях организации живой материи.
· Развив. Развивать навыки школьников определять конкретный уровень организации жизни по его характеристикам.
· Воспит. Воспитывать формирование у учащихся эмоционально-целостного отношения к современным проблемам общей биологии
Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.
Орг. момент. План урока.
Основная часть (новый материал).
Биология представляет собой комплекс наук изучающих живую природу, законы её существования и развития.
В результате объединения наук произошло обогащение биологии фактическим материалом. Кроме классических наук биологического цикла (физиологии, анатомии, гигиены, ботаники, зоологии и т. д.) появился целый ряд других молодых наук, которые глубинные основы живого (биохимия табл. № 1 стр. 48).
Биология изучает многообразие жизни на Земле, эволюционное учение, представление о развитии органического мира и происхождении человека, основы экологии и учения и биосфере, цитология, основы генетики и селекция.
Основные свойства живых организмов:
1. свойство Высокая степень организации живых существ (строение клетки, таб. № 2 стр. 49);
2. свойство Обмен веществ (поглощение, переработка и выделение веществ - свет, пища);
3. свойство Единство химического состава живых организмов (98% в живых организмах - углевод, кислород, азот, водород);
4. свойство Дискретность (разделенность). Любая биологическая система (организм, вид) состоит из отдельных частей, но эти части образуют единое целое (стр. 49);
5. свойство Раздражимость Она присуща всем живым организмам. Благодаря этому организм реагирует на условия окружающей среды (инфузория туфелька в капле воды);
6. свойство Рост организмов. Рост это увеличение в размерах и массе с сохранением общих черт строения. Рост сопровождается увеличением размера клеток или увеличением числа самих клеток;
7. свойство Самовоспроизведение (размножение). Каждая особь со временем перестает существовать, но жизнь вида не прекращается т. к. образуются новые организмы;
8. свойство Развитие. Рост сопровождается развитием. Во время развития постепенно и последовательно формируются и проявляются свойства и признаки организма;
9. свойство Способность к саморегуляции. Все живые организмы способны регулировать концентрацию различных химических веществ внутри себя табл. № 3 стр. 54, табл. № 4;
10. свойство Приспособленность живых существ к среде обитания. Приспособления к передвижению в воде и воздухе.
Физминутка.
Большое значение для человечества и всего живого является охрана природы.
Конституция РК.
Вопросы охраны окружающей среды рассматриваются международными организациями (ООН - организация объединённых наций).
Сотрудничество всех стран и борьба с загрязнениями.
Изучение биологии привело к появлению биологических систем (у космонавтов) - питание, дыхание и т. д.
Развитие биологии - приведет к управлению законами жизни.
Текущий контроль, закрепление материала 5-7 мин.
· Существует мнение, что химический состав живой и не живой природы во многом сходен. Докажите или опровергните эту точку зрения.
· Докажите, что биологический вид обладает свойством дискретности (разделенность).
· Чем отличается понятие «рост» и «развитие»? Какие внешние воздействия могут ускорить или замедлить рост организма? Приведите необходимые примеры.
· Всегда, ли конкретное приспособление, имеющееся у организма, будет ему полезно? Примеры?
· Почему в науке используют несколько свойств организма, а не какой-то один (например только обмен веществ)?
· В чем заключается отличия между наблюдением и экспериментом?
Итоговый контроль, анализ урока. Д/3 конспект.