Биология 10 класс - поурочные разработки
Доказательства происхождения человека от животных
Цель урока:
· Обуч: Ознакомить школьников с основными группами доказательств происхождения человека от животных, которыми располагает современная биологическая наука.
· Развив. Развивать у учащихся умение сравнивать человека с другими млекопитающими и делать выводы на основании этого сравнения.
· Воспит. Убедить учащихся в том, что происхождение человека могло быть связано с эволюцией древних человекообразных обезьян.
Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.
Орг. момент. План урока.
Основная часть 5-7 мин.
В настоящее время известно несколько групп доказательств происхождения человека от животных, точнее - от древних человекообразных обезьян.
Несколько подробнее остановимся на характеристике таких сравнительно-анатомических доказательств, как рудименты и атавизмы.
РУДИМЕНТЫ - органы или части организма, утратившие в процессе эволюции свои первоначальные функции и имеющиеся у всех особей данного биологического вида (густая шерсть на лице, наличие хвоста, многососковость, сильно развитые клыки).
АТАВИЗМЫ - это черты предковых форм, появившихся у отдельных особей данного вида (копчик и идущие к нему мышцы, околоушные мышцы, зубы мудрости, остаток мигательной перепонки в углу глаза, аппендикс).
Доказательства происхождения человека от животных:
· Физиологические. Сходство процессов протекающих в организме человека и животных.
· Сравнительно-анатомические. Единый план строения тел человека и животных.
· Эмбриологические. Сходные этапы зародышевого развития человека и животных.
· Палеонтологические. Находки остатков древних человекообразных существ.
· Генетические. Сходство количества хромосом у человека и человекообразных обезьян.
· Биохимические. Сходство химического состава внутриклеточной среды у человека и животных.
Происхождение человека связано с эволюцией человекообразных обезьян. Это не случайно ведь между ними так много общих черт.
1. Сходство в строении скелета и внутренних органов.
2. Очень похожие зубы.
3. Наличие когтей.
4. Общие болезни.
5. Сходное число хромосом.
6. Сходные эмоции.
7. Забота о потомстве.
8. Близкий химический состав крови.
9. Высокая способность к обучению.
10. Хорошая память.
В данном случае речь идет о сходстве человека с современными человекообразными обезьянами, которые не являлись его предками. Почему же так много общего между ними? Современная наука дает такой ответ. У человека и современных обезьян были общий предок. Дальше их путь шел по пути дивергенции (расхождение признаков, накопление различий) в связи с приспособлением к конкретным условиям существования.
Основными итогами эволюции человека являются:
1. Возникновение прямохождения.
2. Расширение и укрепление таза (основная нагрузка на нижние конечности)
3. Облегчение челюстного аппарата.
4. Освобождение рук от труда как следствие возникновения прямохождения.
5. Противостояние большого пальца на руке.
6. Изготовление и использование орудий труда.
7. Сплочение членов общества, усложнение их трудовой деятельности.
8. Появление речи.
9. Развитие головного мозга.
10. Возникновение абстрактного мышления.
Физминутка.
Методы контроля знаний, закрепление материала 5-7 мин.
Выделите черты существенных отличий человекообразных обезьян от человека.
1. Большие размеры головного мозга.
2. Менее развиты извилины.
3. Длинные передние конечности.
4. Кисти рук крюкообразные.
5. Хватательный тип стопы.
6. Сильно развит лицевой отдел.
7. Стопа не образует свод.
8. Таз узкий.
9. Отличие в числе хромосом.
10. Уровень развития сознания ниже.
11. Менее развита способность к мышлению.
12. Отсутствует речь.
13. Нет коллективной трудовой деятельности.
14. Большая зависимость от условий среды.
Работа с переменой мест.
Итоговый контроль. Анализ урока. Д\3 П. 14.