Обмен веществ - главный признак жизни - Жизнедеятельность организмов - разработка урока

УРОКИ БИОЛОГИИ 5-6 классы - Пособие для учителей общеобразовательных учреждений - 2012 год

Обмен веществ - главный признак жизни - Жизнедеятельность организмов - разработка урока

Задачи главы:

• сформировать представления об обмене веществ как важнейшем признаке жизни, о способах питания организмов (автотрофном и гетеротрофном), о транспорте веществ и усложнении транспортной системы животных в процессе эволюции в связи с повышением их уровня организации;

• раскрыть роль дыхания в обеспечении организма энергией, необходимой для его жизнедеятельности;

• научить учащихся ставить простейшие опыты и проводить наблюдения за живыми организмами.

Планирование главы

Урок 1. Обмен веществ — главный признак жизни.

Урок 2. Почвенное питание растений.

Урок 3. Удобрения.

Урок 4. Фотосинтез.

Урок 5. Значение фотосинтеза.

Урок 6. Питание бактерий и грибов.

Урок 7. Гетеротрофное питание. Растительноядные животные.

Урок 8. Плотоядные и всеядные животные. Хищные растения.

Урок 9. Газообмен между организмом и окружающей средой. Дыхание животных.

Урок 10. Дыхание растений.

Урок 11. Передвижение веществ в организмах. Передвижение веществ у растений.

Урок 12. Передвижение веществ у животных.

Урок 13. Освобождение организма от вредных продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений.

Урок 14. Выделение у животных.

Урок 15. Обобщающий урок.

Урок 1. Обмен веществ - главный признак жизни

Задачи урока:

• актуализировать знания учащихся об отличиях живых тел (организмов) от тел неживой природы;

• сформировать представления об обмене веществ как наиболее важном признаке жизни;

• раскрыть составные процессы обмена веществ: питание, дыхание, поступление веществ в организм, их транспорт, выделение;

• обосновать значение энергии для живых организмов.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с обменом веществ как основным признаком живых организмов; учатся выделять существенные признаки обмена веществ у живых организмов; обосновывать значение энергии для живых организмов.

Метапредметные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать, классифицировать, учатся работать с разными источниками информации.

Личностные: у учащихся формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для них объектов.

Основные понятия урока: обмен веществ, образование веществ, разрушение веществ, использование энергии организмами.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в рабочей тетради, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении характерных особенностей обмена веществ как главного признака жизни.

Ход урока

I. Повторение изученного в 5 классе

На первом уроке повторяется материал о многообразии живой природы, обсуждаются отличительные признаки живой и неживой природы.

II. Изучение нового материала

1. Обмен веществ между организмом и окружающей средой. Обмен веществ — основной признак, без которого невозможна жизнь (рассказ учителя с элементами беседы).

2. Поступление в организм веществ из окружающей среды, их преобразование и освобождение энергии, необходимой каждой клетке организма (беседа; демонстрация таблицы “Использование энергии организмом”).

3. Роль обмена веществ в осуществлении связи между органами, между организмом и окружающей средой (беседа).

4. Сходство процессов обмена веществ у всех организмов — доказательство их родства и единства органического мира (беседа с дополнениями и уточнениями учителя).

III. Закрепление материала об обмене веществ как главном признаке живых организмов (выполнение задания 5 к уроку 1 в рабочей тетради с дальнейшим обсуждением выполненной работы).

IV. Домашнее задание

1. Изучить § 23 учебника, ответить на вопросы в конце параграфа.

2. Разделить параграф на смысловые части и дать название каждой из них.






Для любых предложений по сайту: [email protected]