Свойства живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. Рост и развитие организма. Размножение - БИОЛОГИЯ - НАУКА О ЖИВОМ МИРЕ

Поурочные разработки по биологии 5 класс к учебнику И.Н. Пономаревой - 2017

Свойства живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. Рост и развитие организма. Размножение - БИОЛОГИЯ - НАУКА О ЖИВОМ МИРЕ

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Используемые технологии: здоровьесбережен ия, проблемного обучения, развивающего обучения.

Формируемые УУД: к, — формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; р. — сверять свои

действия с целью и при необходимости исправлять ошибки; п. — преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу); л.формировать понимание ценности здорового и безопасного образа жизни.

Планируемые результаты: научиться называть основные процессы жизнедеятельности клетки; показывать взаимосвязь частей клетки.

Оборудование: учебник, таблицы для заполнения (по количеству учеников в классе).

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

Мы продолжаем изучать живую клетку. Сегодня поговорим о процессах, которые в ней происходят. Но сначала вспомним, из чего состоит живая клетка.

II. Проверка домашнего задания

— Из каких веществ состоят живые клетки?

— Как опытным путем можно доказать, что живая клетка построена из неорганических веществ? Каково значение этих веществ для клетки?

— Как опытным путем можно доказать, что живая клетка построена из органических веществ? Каково значение этих веществ для клетки?

(Каждый ответ учитель просит прокомментировать. Для этого напоминает, как это нужно сделать: объявить тему, по которой идет ответ, перечислить правильные пункты ответа, исправить ошибки, если есть, при необходимости дополнить. Далее проводится игра. Ученики встают, выходят из-за парт, заняв свободное положение. Учитель рассказывает о каком-то веществе. Если вещество органическое, ученики начинают двигаться, если неорганическое — замирают. Так как игра достаточно подвижная, физкультминутку на данном уроке можно не проводить.)

• Это крахмал (органическое).

• Этого вещества 80% в клетке (неорганическое).

• Это остается после сгорания частей растения (неорганическое).

• Это вещество входит в состав раковин моллюсков (неорганическое).

• Этого вещества много в семенах подсолнечника (органическое).

• Эти вещества — источник энергии (органические).

• От этого вещества зависит объем и форма клетки (неорганическое)I.

III. Работа по теме урока

— Вспомните свойства, которыми должен обладать живой объект. (Обмен веществ, размножение, движение, раздражимость, рост, развитие.)

Давайте попробуем определить, проявляет ли клетка признаки живого. Откройте § 7 учебника. Прочитайте весь материал и самостоятельно заполните таблицу.

Признак живого организма

Живая клетка (есть/нет)

Характеристика

Обмен веществ



Рост



Развитие



Размножение



Движение



(На работу отводится 5— 7 мин. После проверки правильности заполнения таблицы ученики вклеивают ее в тетрадь.)

Признак живого организма

Живая клетка (есть/нет)

Характеристика

Обмен веществ

Есть

Питание, дыхание

Рост

Есть

Увеличивается объем цитоплазмы, мелкие вакуоли сливаются в одну крупную, и мембрана растягивается

Развитие

Есть

Она меняется

Размножение

Есть

Из одной материнской образуются две дочерние клетки

Движение

Есть

Цитоплазма движется

IV. Рефлексивно-оценочный этап

— Можно ли, подводя итог нашей работе, сделать вывод о том, живая клетка или нет? (Клетка живая, так как у нее обнаруживаются почти все признаки живого.)

Домашнее задание

1.Прочитать § 7, пересказать, ответить на вопросы в конце параграфа.

2.Повторить § 1— 6.

3.Индивидуальные задания: подготовить мини-доклады по теме “Великие естествоиспытатели” (Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В. Вернадский, Н. Вавилов, Л. Пастер и др.). Доклад должен содержать биографические данные и основной вклад одного или нескольких ученых в развитие естествознания.






Для любых предложений по сайту: [email protected]