Особенности химического состава живых организмов - БИОЛОГИЯ - НАУКА О ЖИВОМ МИРЕ

Поурочные разработки по биологии 5 класс к учебнику И.Н. Пономаревой - 2017

Особенности химического состава живых организмов - БИОЛОГИЯ - НАУКА О ЖИВОМ МИРЕ

Неорганические и органические вещества, их роль в организме

Тип урока: урок открытия нового знания.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.

Формируемые УУД: к.добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); р. — самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; п. — осуществлять исследовательскую деятельность; л. — формировать устойчивую мотивацию к исследовательской деятельности.

Планируемые результаты: знать химические вещества клетки (неорганические и органические), роль органических веществ в клетке, значение минеральных солей для организма.

Оборудование: учебник, стеклянная пробирка, спиртовка, спички, растительная ткань (сухая чешуя лука), кусочки теста, стаканы с водой, кусочки марли размером 20 х 20 см, йод, пипетка, кусочки картофеля, кусочки бумаги размером 3x3 см, пестики (по количеству групп), семена подсолнечника, клей.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

Сегодня наш урок посвящен исследованию веществ, из которых состоит живая клетка, т. е. ее химическому составу.

II. Работа по теме урока

— Мы уже знаем, что изучать природу можно различными методами. Напомните их, пожалуйста. (Наблюдение, моделирование, эксперимент.)

— Можете ли вы по тому оборудованию, которое вы видите на своих партах, предположить, какой же метод мы сегодня применим для изучения веществ клетки? (Эксперимент.)

— Давайте вспомним последовательность действий при эксперименте. (Постановка цели, проведение опыта, получение результатов, оценивание результатов и их объяснение.)

(Далее учитель на доске, а ученики в тетрадях чертят таблицу.)

Вещества клетки

Опыт

Значение вещества




— Откройте учебник на с. 25. Прочитайте текст “Вещества клетки”.

(Один ученик читает вслух, остальные следят по тексту.)

Все прочитанное является гипотезой, которую необходимо подтвердить или опровергнуть.

(Учитель демонстрирует опыты № 1 и 2 с нагреванием, показывающие, что живые организмы и живые клетки, из которых они образованы, состоят из минеральных веществ — воды и солей, и комментирует все свои действия.)

В стеклянную пробирку положим сухую чешуйку лука, закрепим пробирку в держатель (это необходимо, чтобы не обжечь руку во время нагревания), зажжем спиртовку и начнем нагревать пробирку. Через некоторое время на стенках пробирки появляются капельки воды, которые выделились из растительного материала.

(Дети по очереди подходят к учителю, и он демонстрирует им капельки воды.)

При дальнейшем нагревании из пробирки появляется дымок, а растительный материал обугливается. Зола, оставшаяся после сгорания чешуек лука, — это минеральные соли, которые не горят.

(Дети по очереди подходят к учителю, и он демонстрирует им результаты опыта. Этот этап урока можно совместить с физкультминуткой. Далее учитель заполняет таблицу на доске, а ученики в тетрадях. Колонку “Значение вещества” ученики заполняют самостоятельно, работая с текстом учебника. Следующие опыты по обнаружению органических веществ в клетке ученики выполняют самостоятельно, но с обязательными комментариями и помощью учителя. Продолжают заполнять таблицу. Выполняя опыт № 4, учитель может при необходимости помочь капнуть йод. При проведении опыта № 5 учитель просит раздавить семена подсолнечника на приготовленных листочках бумаги. Затем эти листочки со следами растительного жира вклеиваются в тетрадь в графу таблицы “Опыт”.)

Вещества клетки

Опыт

Значение вещества

Минеральное вещество — вода

Рисунок (опыт № 1)

Участвует во всех процессах клетки

Минеральное вещество — соль

Рисунок (опыт № 2)

Придает прочность, защищает

Белок

Рисунок (опыт № 3)

Движение, транспорт веществ

Углевод (крахмал)

Рисунок (опыт № 4)

Основной источник энергии, строительная функция

Жир

Рисунок (опыт № 5)

Запасной источник энергии

— Какой вывод вы сделали, проведя опыты? (Опытным путем мы определили, что живая клетка состоит из органических и минеральных веществ, которые необходимы для построения клеток и всех процессов жизнедеятельности в клетке.)

III. Рефлексивно-оценочный этап

(Учитель подводит итог работы, хвалит учеников, собирает рабочие тетради для проверки (оцениваются правильность оформления, заполненность таблицы, аккуратность).)

Домашнее задание

Прочитать § 6, пересказать, ответить на вопросы в конце параграфа.






Для любых предложений по сайту: [email protected]