Живые клетки. Лабораторная работа № 2 Строение клеток кожицы чешуи лука - БИОЛОГИЯ - НАУКА О ЖИВОМ МИРЕ

Поурочные разработки по биологии 5 класс к учебнику И.Н. Пономаревой - 2017

Живые клетки. Лабораторная работа № 2 Строение клеток кожицы чешуи лука - БИОЛОГИЯ - НАУКА О ЖИВОМ МИРЕ

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Используемые технологии: здоровьесбережения, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, группового обучения.

Формируемые УУД: к. — слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; п. — выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; л. — формировать познавательный интерес к предмету исследования.

Планируемые результаты: научиться определять отличия растительной и животной клеток; иметь начальное понятие о ткани, о тканях животных и растений, их функциях.

Оборудование: учебник, микроскопы, готовые микропрепараты растительных и животных тканей, плакат “Ткани”, кожица чешуи лука, предметное и покровное стекла, препаровальная игла, аппликации, изготовленные учениками на прошлом уроке, магнитная доска, мелкие магниты, листы бумаги с написанными названиями тканей (красным цветом написаны животные ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная; зеленым цветом — растительные ткани: образовательная, основная, покровная, проводящая, механическая).

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

Начнем урок с проверки домашнего задания, затем узнаем, что биологи называют тканью и, конечно же, поиграем.

II. Проверка домашнего задания

(Ученики рассказывают о частях клетки, начиная словами “Если бы в клетке не было..., то...”. При таком рассказе ученик не просто рассказывает заученный материал учебника, а учится работать с полученной информацией, по-новому ее представлять, так как по ходу рассказа он должен перестраивать предложения. Это помогает детям обдумывать свой рассказ, развивать навыки устной речи и, соответственно, лучше усваивать материшь Опрос лучше начать с ученика, который хорошо ориентируется в новой ситуации. Его ответ должен служить образцом. Учитель при необходимости помогает ученикам правильно выстраивать предложения.)

III. Работа по теме урока

1.Понятие о ткани, о животных и растительных тканях

— Если клетка одна, организм называется... (одноклеточным).

— А если много? (Многоклеточным.)

В многоклеточном организме одинаковые клетки объединяются в ткани. Если мы возьмем несколько одинаковых клеток и соединим их вместе, то получим ткань.

(Учитель при помощи мелких магнитов прикрепляет аппликации, изготовленные учениками на прошлом уроке, на магнитную доску.)

Мы получили растительную ткань, так как клетки вы приготовили растительные.

Бывают и животные клетки. Они имеют те же главные части, что и растительные. Это хорошо видно на рис. 16 в учебнике.

(Ученики рассматривают рисунок, сравнивают, находят одинаковые и разные части.)

Растительные и животные ткани также отличаются и по строению и по функциям. И называются они по-разному.

2.Лабораторная работа

(Учитель показывает, как приготовить микропрепарат кожицы чешуи лука. Помещает микропрепарат под микроскоп, затем просит детей подойти по очереди к приготовленным микроскопам и рассмотреть некоторые растительные и животные ткани при увеличении.)

3.Работа по учебнику

— Откройте учебник на с. 22 и прочитайте тексты “Ткани животный”, “Ткани растений”.

(Проверку восприятия нового материала можно совместить с физкультминуткой. Это лучше сделать в виде игры. К доске выходят девять человек (можно взять с собой учебники). Они получают заранее подготовленные листочки с названиями тканей. Ученикам нужно попытаться изобразить ткань, название которой написано на полученном листе, так, чтобы ее смогли определить одноклассники. Это нужно сделать молча. Всем разрешено пользоваться учебниками, так как материал новый и такой способ позволит достаточно быстро запомнить названия и некоторые характеристики.)

III. Рефлексивно-оценочный этап

— Из каких частей состоит клетка?

— Чем отличается растительная клетка от животной?

Домашнее задание

1.Прочитать § 5 до конца, пересказать, ответить на вопросы в конце параграфа.

2.Внутри рабочей группы, сформированной на прошлом уроке, распределить, кто принесет: кусочек марли размером 20 х 20 см и стаканчик, тесто, небольшой клубень картофеля, несколько семян (лучше подсолнечника), клей.






Для любых предложений по сайту: [email protected]