БИОЛОГИЯ - Уроки-экскурсии 6-8 классы
Предисловие
Экскурсия — одна из обязательных форм реализации практической части учебной программы по биологии. Данная форма способствует установлению связи теории с практикой, решению задач экологического образования.
Учебная программа для учреждений общего среднего образования с белорусским (русским) языком обучения «Биология. VI—XI классы» (Минск: НИО, 2012) предусматривает в 6—8 классах следующие тематические экскурсии:
6 класс
1. Живая и неживая природа. Наблюдение за живыми объектами.
2. Живые организмы зимой.
3. Живые организмы весной в различных экосистемах.
7 класс
1. Многообразие растений. Осенние явления в жизни растений.
2. Разнообразие цветковых растений, их мест обитания.
8 класс
1. Видовое разнообразие живых организмов леса (парка), водоема, окрестностей учреждения образования.
Проведение обязательных тематических экскурсий по биологии 6—8 классах нередко сопряжено с определенными трудностями, особенно в условиях городских школ.
В данном пособии представлены разработки экскурсий, которые проводятся в пределах непосредственного природного окружения учреждения образования. Они объединены общей идеей: учащиеся последовательно и системно знакомятся с разнообразием живых организмов на одной и той же территории. Экскурсии проводятся с использованием интерактивных методов.
Шесть экскурсий с 6-го по 8-й класс позволят создать общую план-схему территории учреждения образования с нанесенными на нее видами деревьев, кустарников, травянистых растений, встречающимися видами беспозвоночных и позвоночных животных. План-схема может изменяться, дополняться на протяжении нескольких лет.
Проведение экскурсий на территории учреждения образования имеет ряд преимуществ.
1. Можно легко уложиться в 45 минут учебного времени. Не надо тратить время на длительный переход к месту экскурсии.
2. На участке территории учреждения образования, где предполагается проводить экскурсии, педагог может организовать посадку необходимых деревьев и кустарников, травянистых растений, попросить не косить траву, не убирать листья на данном участке, развесить домики для летучих мышей и птиц, сделать убежища для беспозвоночных, создать мини-водоем, продумать место для работы учащихся.
3. Ограниченная территория для работы нескольких групп дает возможность контролировать выполнение заданий учащимися, а при необходимости — оказать помощь в работе групп.
4. Если вдруг испортится погода, всегда можно укрыться в учреждении образования и продолжить работу в помещении.
5. Сложность проведения экскурсий на природе связана с отсутствием простых иллюстрированных определителей живых организмов. Учитель, зная о том, какие виды встречаются на территории учреждения образования, может сам или с помощью учащихся изготовить иллюстрированные определительные карточки для экскурсий. Можно также изготовить гербарий растений, встречающихся на территории учреждения образования.