Предисловие

БИОЛОГИЯ - Уроки-экскурсии 6-8 классы

Предисловие

Экскурсия — одна из обязательных форм реализации практической части учебной программы по биологии. Данная форма способствует установлению связи теории с практикой, решению задач экологического образования.

Учебная программа для учреждений общего среднего образования с белорусским (русским) языком обучения «Биология. VI—XI классы» (Минск: НИО, 2012) предусматривает в 6—8 классах следующие тематические экскурсии:

6 класс

1. Живая и неживая природа. Наблюдение за живыми объектами.

2. Живые организмы зимой.

3. Живые организмы весной в различных экосистемах.

7 класс

1. Многообразие растений. Осенние явления в жизни растений.

2. Разнообразие цветковых растений, их мест обитания.

8 класс

1. Видовое разнообразие живых организмов леса (парка), водоема, окрестностей учреждения образования.

Проведение обязательных тематических экскурсий по биологии 6—8 классах нередко сопряжено с определенными трудностями, особенно в условиях городских школ.

В данном пособии представлены разработки экскурсий, которые проводятся в пределах непосредственного природного окружения учреждения образования. Они объединены общей идеей: учащиеся последовательно и системно знакомятся с разнообразием живых организмов на одной и той же территории. Экскурсии проводятся с использованием интерактивных методов.

Шесть экскурсий с 6-го по 8-й класс позволят создать общую план-схему территории учреждения образования с нанесенными на нее видами деревьев, кустарников, травянистых растений, встречающимися видами беспозвоночных и позвоночных животных. План-схема может изменяться, дополняться на протяжении нескольких лет.

Проведение экскурсий на территории учреждения образования имеет ряд преимуществ.

1. Можно легко уложиться в 45 минут учебного времени. Не надо тратить время на длительный переход к месту экскурсии.

2. На участке территории учреждения образования, где предполагается проводить экскурсии, педагог может организовать посадку необходимых деревьев и кустарников, травянистых растений, попросить не косить траву, не убирать листья на данном участке, развесить домики для летучих мышей и птиц, сделать убежища для беспозвоночных, создать мини-водоем, продумать место для работы учащихся.

3. Ограниченная территория для работы нескольких групп дает возможность контролировать выполнение заданий учащимися, а при необходимости — оказать помощь в работе групп.

4. Если вдруг испортится погода, всегда можно укрыться в учреждении образования и продолжить работу в помещении.

5. Сложность проведения экскурсий на природе связана с отсутствием простых иллюстрированных определителей живых организмов. Учитель, зная о том, какие виды встречаются на территории учреждения образования, может сам или с помощью учащихся изготовить иллюстрированные определительные карточки для экскурсий. Можно также изготовить гербарий растений, встречающихся на территории учреждения образования.






Для любых предложений по сайту: [email protected]