БИОЛОГИЯ - Уроки-экскурсии 6-8 классы
Подготовка к экскурсии
Действия учителя
1. Определяет участок на территории учреждения образования, где будут проходить экскурсии, разрабатывает маршрут для экскурсии. Участок выбирает таким образом, чтобы его можно было использовать для проведения всех сезонных экскурсий. Это позволит учащимся увидеть сезонные изменения в природе на одних и тех же объектах. Наличие плана территории учреждения образования значительно облегчит выбор участка и подбор заданий для проведения наблюдений.
2. Продумывает правила безопасного поведения во время проведения экскурсии и приемы, с помощью которых учащиеся смогут обсудить и принять эти правила.
3. Выбирает приемы, которые помогут разделить учащихся на группы и определить роль каждого из них при работе в группе. На первой экскурсии группы формируются перед началом урока. Роли распределяются между учащимися как по желанию, так и случайным образом:
«автоответчик» — афиширует результаты работы группы;
«секретарь» — записывает идеи, вопросы, результаты работы группы;
«сомневающийся» — задает вопросы другим группам;
«хранитель времени» — следит за временем выполнения задания.
При большем количестве человек в группе может быть два «автоответчика», два «секретаря». Необходимо помнить о том, что четыре — шесть человек — это оптимальное количество для работы в группе. Учитель пишет названия ролей на бэйджах и предлагает разобрать их вслепую.
Распределение ролей в группах обязательно, так как это позволит обеспечить участие каждого учащегося в работе группы. Количество заданий для группы увеличивается с каждой последующей экскурсией. Успеть выполнить все задания за отведенное время (15—20 минут) группа сможет только при четком распределении ролей. Автор, учитывая собственный опыт, предлагает не менять состав групп на последующих экскурсиях. Это научит учащихся работать в постоянной команде. На других уроках, с использованием групповой формы работы, учитель может создать достаточно ситуаций, способствующих изменению состава групп.
4. Продумывает задания для проведения экскурсии, составляет и печатает карточки-задания для групповых и индивидуальных наблюдений учащихся (по количеству учащихся в классе). Такая карточка содержит задания для работы групп на уроке и план для индивидуального оформления отчета об экскурсии. Карточку-задание получает каждый учащийся, и она остается у него до следующего урока. Это облегчит выполнение домашнего задания, так как в карточке обозначены тема, цель экскурсии, последовательность работы группы. На следующем уроке учащийся вместе с карточкой сдает отчет об экскурсии в рабочей тетради по биологии.
5. Готовит оборудование, необходимое для проведения экскурсии.
Действия учащихся
1. Готовят маркеры двух цветов (например, красный и синий), простые карандаши и блокноты, в которых будут делать необходимые записи. Опыт показывает, что карандаш и блокнот удобнее использовать на экскурсиях. Не надо брать на экскурсию рабочую тетрадь по биологии. В ней дома учащийся оформляет отчет об экскурсии, используя карточку для индивидуального домашнего задания.
2. Повторяют учебный материал, предложенный учителем и необходимый для выполнения заданий на экскурсии. Можно предложить учащимся заранее сделать заготовки таблиц, которые они заполнят на экскурсии.
3. Помогают учителю готовить необходимое для экскурсии оборудование.
4. Распределяются по группам, определяют свои роли при работе в группе.