Разнообразие цветковых растений, их мест обитания. Весенние явления в жизни растений - урок 2 - 7 класс - Карточки-задания уроков-экскурсий

БИОЛОГИЯ - Уроки-экскурсии 6-8 классы

Разнообразие цветковых растений, их мест обитания. Весенние явления в жизни растений - урок 2 - 7 класс - Карточки-задания уроков-экскурсий

Карточка-задание для учащихся

Цель: определение видовой принадлежности цветковых растений, изучение их морфологического строения, способов опыления, наблюдение весенних явлений в жизни растений.

Групповые задания

1. Найдите участок на территории учреждения образования, который вы описывали осенью при проведении экскурсии № 1.

2. Ограничьте найденный участок с помощью шнура. Не ломайте ветки деревьев и кустарников, не рвите растения, не сорите.

3. Найдите виды древесных и кустарниковых цветковых "растений, которые вы определяли осенью. Вспомните их названия. Какие изменения произошли с этими деревьями и кустарниками весной? В какой фенофазе они находятся?

4. Самостоятельно, используя определительную карточку, или с помощью, учителя установите названия травянистых цветковых растений на вашем участке (три — пять растений) и запищите их в блокнот. В какой фенофазе они находятся?

5. У видов древесных, кустарниковых и травянистых растений, которые вы определили, рассмотрите стебли, листья, цветки. Опишите эти растения данного участка, заполнив таблицу (на с. 56).

6. Определите по строению цветков способ опыления наблюдаемых вами растений. Свой ответ обоснуйте.

7. Нарисуйте на листе А3 план-схему выбранного вами участка и обозначьте на нем деревья, кустарники, травянистые растения, которые вы определили. (Можно использовать план- схему, составленный на осенней экскурсии. Это значительно экономит время, ведь там уже обозначены виды деревьев и кустарников. Останется только нанести местоположение травянистых цветковых растений.)


Наблюдаемые цветковые растения, деревья, кустарники, травянистые растения


Цветковые растения



Признаки

Деревья

Кустарники

Травянистые растения













Фенофаза













Положение стебля в пространстве













Листорасположение













Жилкование листа













Тип листовой пластинки













Одиночный цветок или соцветие (какое?)













Окраска цветков













Размеры цветков, мм














8. Есть ли на вашем участке виды цветковых растений, растущие при:

• недостатке влаги;

• избытке влаги;

• недостатке света;

• избытке света?

9. Отметьте особенности строения этих растений в связи с местом обитания. Отличаются ли сроки цветения этих растений? Сделайте вывод о воздействии условий среды на растение.

10. Какие весенние явления в жизни растений вы наблюдаете на выбранном вами участке?

11. Представьте результаты вашей работы другим группам. Расскажите:

• по каким признакам вы определили видовую принадлежность деревьев, кустарников, трав на вашем участке;

• как по строению цветков можно определить способ их опыления;

• можно ли по строению растения определить его местообитание;

• какие весенние явления в жизни растений вы наблюдали.


Индивидуальное домашнее задание

Подготовить отчет об экскурсии по плану:

• Тема экскурсии.

• Цель экскурсии.

• Дата и место проведения экскурсии.

• Состав группы.

Результаты работы группы.

• опишите погодные условия и увиденные во время экскурсии приметы весны;

• перечислите виды деревьев, кустарников, трав, которые вы определили на вашем участке:

деревья — ………………………..,

кустарники — ………………………..,

травянистые растения — ………………………..;

• перечислите признаки, по которым вы определили видовую принадлежность деревьев, кустарников, трав. Опишите, используя эти признаки, два вида цветковых травянистых растений;

• зарисуйте их цветки. Каким способом опыляются цветки у этих видов растений? Свой ответ обоснуйте;

• назовите весенние явления в жизни растений, которые вы наблюдали на территории учреждения образования в этот день.

Ответьте на вопросы.

1. Как по строению растения можно определить его местообитание? Обоснуйте свой ответ и приведите примеры.

2. Почки деревьев и кустарников трогаются в рост весной в определенное время. Как они «узнают» нужное время?

Дайте научное обоснование факту.

В нижней части стволов старых деревьев много трещин, которых нет у молодых растений. Число трещин в большей степени характеризует возраст дерева, а не условия его произрастания.

Дополнительное задание.

Напишите небольшой рассказ о своей жизни от имени любого дерева на территории учреждения образования.






Для любых предложений по сайту: [email protected]