БИОЛОГИЯ - Уроки-экскурсии 6-8 классы
Многообразие растений. Осенние явления в жизни растений - урок 2 - 7 класс - Карточки-задания уроков-экскурсий
Карточка-задание для учащихся
Цель: определение видовой принадлежности деревьев и кустарников, наблюдение осенних явлений в жизни растений.
Групповые задания
1. Выберите понравившийся вам участок на территории, определенной учителем, опишите его и обоснуйте свой выбор.
2. Ограничьте найденный участок с помощью шнура.
3. Установите видовой состав деревьев и кустарников на вашем участке, используя определительные карточки.
4. Заполните таблицу.
Вечнозеленые растения |
Листопадные деревья |
Листопадные кустарники |
5. Соберите листья и плоды определяемых деревьев и кустарников. Не ломайте ветки, собирайте только опавшие плоды и листья, не сорите.
6. Какие собранные вами плоды распространяются ветром, а какие с помощью животных? Почему вы так думаете?
7. Нарисуйте на листе А3 план-схему выбранного вами участка и обозначьте на нем деревья и кустарники, которые вы определили. Сохраните этот план-схему для работы на весенней экскурсии.
8. Соберите листья одного вида деревьев, но различной окраски. Попробуйте собрать листья всех переходных цветов. Установите, где больше окрашенных листьев — в верхней части кроны деревьев или в нижней.
9. Проследите последовательность изменения окраски листьев у различных (или у одного) видов деревьев. С помощью двусторонней клейкой ленты разместите собранные листья на листах белой бумаги формата А4 в такой последовательности:
Виды деревьев |
Зеленый лист |
Частично изменивший окраску лист |
Полностью изменивший окраску лист |
10. Какие осенние явления в жизни растений вы наблюдаете на выбранном вами участке?
11. Представьте результаты вашей работы другим группам. Расскажите, по каким признакам вы определили видовую принадлежность деревьев и кустарников на вашем участке и какие явления живой природы вы наблюдали.
Индивидуальное домашнее задание
Подготовить отчет об экскурсии по плану:
• Тема экскурсии.
• Цель экскурсии.
• Дата и место проведения экскурсии.
• Состав группы.
Результаты работы группы.
• опишите погодные условия и увиденные во время экскурсии приметы осени;
• перечислите виды деревьев и кустарников, которые вы определили на вашем участке:
вечнозеленые растения — ………………………..,
листопадные деревья — ………………………..,
листопадные кустарники — ………………………..;
• перечислите признаки, по которым вы определили видовую принадлежность деревьев и кустарников. Опишите, используя эти признаки, по два вида деревьев и кустарников. Зарисуйте их листья и плоды. Каким способом распространяются плоды и семена у этих видов растений?
• назовите осенние явления в жизни растений, которые вы наблюдали на территории учреждения образования в этот день.
Ответьте на вопросы.
1. Почему растения различных видов меняют окраску листвы неодновременно? Обоснуйте свой ответ и приведите примеры.
2. Объясните, почему осенью рядом с неисправными фонарями деревья желтеют быстрее и у них раньше начинается листопад.
Напишите небольшой рассказ (можно от первого лица) на тему «Листопад», используя известные вам из курса биологии 6-го класса понятия: хлоропласты, хромопласты, вакуоли, фотосинтез. Примените знания, полученные на экскурсии, при объяснении значения листопада в жизни растений.
Дополнительное задание.
Спланируйте наблюдение, для того чтобы выяснить, как изменяется окраска листьев в зависимости от условий произрастания растений (время года, увлажнение почвы, минеральное питание). Какие результаты вы ожидаете получить?