Проведение экскурсии

БИОЛОГИЯ - Уроки-экскурсии 6-8 классы

Проведение экскурсии

1. Обучение правилам безопасного поведения учащихся во время проведения экскурсии (с. 9, 10). Эти правила вырабатываются, обсуждаются и принимаются на экскурсии № 1 в 6-м классе. На первой экскурсии учителю придется уделить для этого до 10 минут. Правила можно записать на листе ватмана либо на отдельных карточках. На последующих экскурсиях времени будет затрачиваться до 3 минут. Достаточно будет лишь напоминать общие правила безопасного поведения во время проведения экскурсий и по необходимости добавлять специальные правила в зависимости от темы экскурсий. Делать это можно, используя различные приемы: «Присядьте те, кто помнит, чего на нашей экскурсии нельзя делать», «Подпрыгните те, кто помнит, что на нашей экскурсии можно делать», «Кто больше вспомнит правил, написанных на красных (зеленых) карточках?» и т. п.

2. В течение 2—3 минут учитель, используя различные приемы и методы интерактивного обучения, осуществляет введение в тему

3. Группы получают одинаковые задания, но выбирают для их выполнения разные участки на территории, определенной учителем. Разные по содержанию задания обычно не вызывают у учащихся этого возраста интереса при обсуждении результатов наблюдений. Участок, выбранный для работы, учащиеся ограничивают с помощью шнура определенной длины, что позволяет концентрировать их внимание, а также выполнить задания в отведенное время. Длину шнура (а следовательно, и площадь участка для работы группы) учитель определяет заранее, учитывая размеры территории и расположение объектов, которые будут описываться во время экскурсии. На выполнение задания группе отводится 15—20 минут. Карточку-задание получает каждый учащийся, и она остается у него до следующего урока. Записи учащиеся делают карандашом в блокноте для экскурсий. Для более быстрого выполнения заданий учащиеся должны распределить между собой обязанности в группе, определиться, кто будет представлять результаты работы группы. Каждая группа получает лист бумаги формата А3, на котором изображает план выбранного участка и наносит изучаемые на экскурсии объекты. Скорее всего, на первых экскурсиях группам понадобится помощь учителя при организации работы, распределении обязанностей, подготовке представления результатов работы группы.

4. Группы представляют результаты работы. На этот этап отводится 5—7 минут. Необходимо обратить внимание учащихся на последний пункт в карточке-задании, где четко указано, какие результаты должна представить группа. Учителю надо научить учащихся говорить конкретно и быстро.

5. Подведение итогов. Обобщающие и уточняющие вопросы учителя. После представления результатов работы групп, собрав все листы АЗ с отмеченными на них объектами природы, можно получить интересный общий план-схему выбранного для экскурсии участка. На последующих экскурсиях целесообразно использовать план-схему, наносить на него новые объекты в соответствии с темой экскурсии. Так, на первой экскурсии на плане- схеме появятся только отмеченные синими и красными точками объекты живой и неживой природы. На последующих экскурсиях в 6-м классе точки, обозначавшие объекты живой природы, будут подписаны. В 7-м классе учащиеся наносят на план-схему названия деревьев, кустарников, травянистых растений, а в 8-м — названия беспозвоночных и позвоночных животных, встречающихся на выбранных участках. Время этого этапа — 5 минут.

6. Экологические игры при проведении экскурсии (5—15 мин в зависимости от времени, которым располагает учитель). Игры подобраны в соответствии с темой экскурсий, помогают закрепить знания, полученные учащимися во время экскурсии, создать положительный эмоциональный настрой. Опыт показывает, что иногда игры для детей являются стимулом быстрее справиться с заданиями.

7. Рефлексия в конце экскурсии. Вопросы могут быть разнообразные, но всегда последним звучит вопрос: «Что нового вы узнали о территории учреждения образования?» На этот этап отводится 3 минуты.

8. Домашнее задание. Оформить в рабочих тетрадях отчет об экскурсии по предложенному в карточках-заданиях плану:

• Тема экскурсии (указана в первой части карточки-задания).

• Цель экскурсии (указана в первой части карточки-задания).

• Дата и место проведения экскурсии.

• Состав группы (эти сведения помогут учителю при выставлении отметки).

• Результаты работы группы (учащимся предлагаются задания, соответствующие уровневой системе оценки результатов учебной деятельности при проведении экскурсий).

Время — 2 минуты.

В ходе экскурсии учитель должен придерживаться четкого соблюдения сроков. Три весенние экскурсии (в 6—8 классах) проводятся в разное время: апрель — начало мая, середина — конец мая, начало — середина мая. Две осенние экскурсии — начало и середина сентября. Зимняя — конец января — начало февраля.

Необходимо отметить, что для учащихся выход на природу должен быть обязательно сопряжен с положительными эмоциями!

Автор надеется, что подробное описание всех этапов уроков-экскурсий значительно облегчит работу учителя и вызовет интерес к преподаванию биологии с использованием методов интерактивного обучения, которые позволят сделать занятия в школе интересными для учащихся.

Проведение экскурсий требует обязательного инструктажа по безопасному поведению.






Для любых предложений по сайту: [email protected]