Живые организмы весной в различных экосистемах - 6 класс

БИОЛОГИЯ - Уроки-экскурсии 6-8 классы

Живые организмы весной в различных экосистемах - 6 класс

Обучающая цель: создать условия для ознакомления учащихся с весенними явлениями в жизни живой природы, видовым разнообразием на территории учреждения образования, способствовать развитию понятия о взаимосвязи организмов между собой и об условиях окружающей среды.

Личностно-развивающие задачи:

• способствовать формированию у учащихся умений наблюдать за объектами живой природы весной, планировать свою деятельность, систематизировать материал, выполнять отчеты;

• содействовать формированию у учащихся общеучебных умений, необходимых для работы в группе;

• способствовать развитию личностной мотивации учащихся по соблюдению правил поведения в природе.

Место проведения экскурсии: территория учреждения образования.

Время проведения экскурсии: апрель — начало мая.

Продолжительность экскурсии: 45 мин.

Оборудование:

• карточки-задания (по количеству учащихся в классе);

• листы белой бумаги формата А3 (по одному для каждой группы);

• толстые нитки или шнур, колышки для обозначения площадки;

• блокнот и карандаш (лучше привязанный на Веревочку и прикрепленный к блокноту) у каждого учащегося;

• лист ватмана;

• клейкая лента для закрепления листа ватмана;

• маркер;

• термометр для измерения температуры воздуха;

• бечевка для проведения экологической игры.

Подготовка к экскурсии. Учитель составляет карточки-задания для групповых и индивидуальных наблюдений, определяет место проведения экскурсии, продумывает правила безопасного поведения на экскурсии, приемы распределения учащихся по группам. Для проведения экскурсии можно использовать ту же территорию, что и при проведении предыдущих экскурсий.


Проведение экскурсии

1. Учитель напоминает учащимся общие правила безопасного поведения во время проведения экскурсии. Правила могут быть написаны на листе ватмана либо на отдельных карточках. Спросите, какое правило учащиеся хотели бы добавить или изменить. Педагог сам может добавлять к общим правилам специальные правила в зависимости от времени проведения и темы экскурсии. (3 мин)

2. Учитель предлагает учащимся сесть в круг и, подумав 1 минуту, подобрать два-три слова, с которыми ассоциируется пора года весна. Учащиеся по очереди называют свои ассоциации, а учитель фиксирует все неповторяющиеся слова маркером на листе ватмана. После составления смыслового ряда ассоциаций педагог зачитывает его и просит выделить те слова, которые наиболее точно отражают причины весенних изменений в живой природе (увеличение длины светового дня, повышение температуры воздуха). (3 мин)

3. Учитель сообщает о том, что календарная весна начинается 1 марта, астрономическая весна наступает в день весеннего равноденствия — 21 марта. А у живой природы свой календарь. По каким признакам можно заметить весеннее пробуждение живой природы? Выслушав ответы, педагог предлагает учащимся найти признаки весеннего пробуждения живой природы. (3 мин)

4. Группы учащихся формируются в том же составе, что и при проведении экскурсий № 1 и № 2. Группы получают одинаковые задания, но выбирают для их выполнения участки на территории учреждения образования, на которых они уже работали на предыдущих экскурсиях. На выполнение задания отводится-15 минут. Карточку-задание получает каждый учащийся, и она остается у него до следующего урока. Это облегчит учащемуся выполнение домашнего задания. На следующем уроке учащийся сдает отчет об экскурсии вместе с карточкой (см. Приложение, с. 49).

5. Группы представляют результаты своей работы. (6 мин)

6. Подведение итогов. Учитель предлагает подсчитать, сколько объектов живой природы удалось наблюдать классу во время экскурсии. Отличаются ли их количество и разнообразие от того, что мы видели на зимней экскурсии? Какие объекты живой природы встречались у всех групп? Собрав листы АЗ с отмеченными на них объектами живой природы, можно получить интересную общую весеннюю карту выбранного для экскурсии участка. (5 мин)

7. Группы получают задание составить и изобразить возможную пищевую цепь на участке, который описывала группа. (5 мин)

8. Экологические игры при проведении экскурсии (в зависимости от времени, которым располагает учитель).


Игра «Паутина жизни»

Игра показывает взаимосвязь организмов между собой и взаимодействие организмов и компонентов неживой природы. Участники образуют круг. Учитель (или ведущий) берет в руки кусок бечевки и называет одно из растений на изученном участке, например береза. Затем задает всем вопрос: «Кто питается листьями березы?» Один из участников игры отвечает: «Гусеница». Участник, который сказал «береза», отдает кусок бечевки тому, кто сказал «гусеница», оставив в руках кусок бечевки. Ведущий задает следующий вопрос: «Кто питается древесиной березы?» Ответ: «Жук-короед». Далее ведущий задает аналогичные вопросы, имеющие отношение не только к пищевым, но и к непищевым связям между природными компонентами: «На каких деревьях еще живут жуки-короеды?» (дуб); «Для жизни всем растениям нужен солнечный свет. Нуждается ли дуб в солнечном свете?» и т. п. К концу игры все учащиеся оказываются опутанными бечевкой, символизирующей многочисленные пищевые и непищевые связи между живыми организмами, связи между живыми организмами и неживой природой. Ведущий предлагает участникам игры отклониться назад — бечевка натягивается, если один из них уходит — бечевка ослабевает.


Игра «Найди изменения»

Каждая группа получает задание запомнить все природные объекты, которые находятся на данной площадке. Команды меняются площадками и делают до пяти изменений на площадке другой группы (например, меняют местами объекты (камни, опавшие ветви деревьев)). Группы возвращаются на свои площадки и стараются найти все изменения. Эта игра развивает внимание и память, помогает лучше запомнить объекты живой природы.


Игра «Послушай дерево»

Для прослушивания деревьев можно использовать медицинский фонендоскоп. В начале апреля удается услышать сокодвижение у березы и клена. Услышанные звуки помогают понять, что дерево живое!


9. Рефлексия в конце экскурсии. (3 мин)

• Что было для вас самым интересным на экскурсии?

• Насколько легко или трудно было каждому из вас справиться с заданиями?

• В какое время года территория учреждения образования нравится вам больше всего? Почему?

• Что нового вы узнали о территории учреждения образования?

10. Домашнее задание. Оформить в тетрадях отчет об экскурсии по предложенному в карточках-заданиях плану. Повторить § 20, 24 учебного пособия. (2 мин)






Для любых предложений по сайту: [email protected]