Многообразие растений. Осенние явления в жизни растений - 7 класс

БИОЛОГИЯ - Уроки-экскурсии 6-8 классы

Многообразие растений. Осенние явления в жизни растений - 7 класс

Обучающая цель: организовать деятельность учащихся, направленную на изучение видового разнообразия древесных и кустарниковых растений на территории учреждения образования, способов распространения плодов и семян и на ознакомление с осенними явлениями в жизни древесных и кустарниковых растений.

Личностно-развивающие задачи:

• способствовать формированию у учащихся умений наблюдать за живыми организмами осенью, планировать свою деятельность, систематизировать материал, оформлять отчеты;

• содействовать формированию у учащихся общеучебных умений, необходимых для работы в группе;

• способствовать развитию личностной мотивации учащихся по соблюдению правил поведения в природе.

Место проведения экскурсии: территория учреждения образования.

Время проведения экскурсии: начало сентября.

Продолжительность экскурсии: 45 мин.

Оборудование:

• карточки-задания (по количеству учащихся в классе);

• листы белой бумаги формата А3 (по одному для каждой группы);

• толстые нитки или шнур, колышки для обозначения площадки;

• блокнот и карандаш (лучше привязанный на веревочку и прикрепленный к блокноту) у каждого учащегося;

• пакеты для сбора листьев и плодов на каждую группу;

• листы белой бумаги формата А4 (по количеству учащихся в классе);

• двусторонняя клейкая лента;

• ножницы.

Подготовка к экскурсии. Учитель определяет место проведения экскурсии, разрабатывает маршрут для экскурсии таким образом, чтобы их можно было использовать и для проведения других сезонных экскурсий. Это позволит показать учащимся все сезонные изменения в природе на одних и тех же объектах. Педагог составляет карточки-задания для групповых и индивидуальных наблюдений. Желательно иметь план-схему территории учреждения образования, чтобы легче было давать задания для проведения наблюдений.

Учитель продумывает приемы, которые помогут разделить учащихся на группы, а также правила безопасного поведения на экскурсии. Одежда и обувь учащихся должны соответствовать погодным условиям на время проведения экскурсии.


Проведение экскурсии

1. Учитель предлагает учащимся вспомнить общие правила безопасного поведения во время проведения экскурсии. Эти правила обсуждались на первой биологической экскурсии в 6-м классе. Правила можно записать на листе ватмана либо на отдельных карточках. Спросите, какое правило учащиеся хотели бы изменить или добавить. Учитель может сам добавлять к общим правилам специальные правила в зависимости от времени проведения и темы экскурсии. (3 мин)

2. Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: «С каким цветом для вас ассоциируется слово осень?» Почему именно с этим цветом? Обычно учащиеся называют желтый, красный, оранжевый. Педагог показывает листья древесных растений (липа, береза, клен, рябина) соответствующей окраски и указывает на то, что не у всех деревьев листья ярких цветов. У ольхи, тополя листья становятся бурыми или серыми, у сирени листья еще долго будут оставаться зелеными. На сегодняшней экскурсии мы поговорим о том, почему же именно осень может похвастаться таким разнообразием красок. (3 мин)

3. Учитель сообщает о том, что летом листья деревьев и кустарников окрашены в зеленый цвет из-за зерен пигмента хлорофилла. Но в листьях есть и другие пигменты — желтого (ксантофилл), оранжевого (каротин) цвета. Летом хлорофилла в листьях так много, что остальные пигменты незаметны. Осенью сокращается световой день, хлорофилла образуется меньше, желтая окраска листьев становится заметной. В листьях содержится красящее вещество — антоциан. Это он окрашивает их во все оттенки красного цвета. Чем прохладнее, тем больше антоциана образуется в листьях. А вот листья ольхи и тополя не содержат в своем составе желто-оранжевых пигментов и антоциана. Тусклый цвет придают этим листьям продукты распада хлорофилла. Осенняя окраска характерна и для некоторых трав. (2 мин)

4. С помощью жестов покажите, что происходит после изменения окраски листьев. Какое явление живой природы вы сейчас изобразили? (Листопад) Причина листопада — изменение условий (сокращение светового дня, понижение температуры, изменение влажности). Ежегодно, сбрасывая листву, дерево освобождается от вредных веществ, которые накопились за лето. В лесу слой листьев защищает проростки растений и корни деревьев от мороза, листья перегнивают и дают питательные вещества растениям, в сухих листьях зимуют многие насекомые. Некоторые дубы не сбрасывают листву на зиму, засохшие листья опадут только весной. Хвойные растения не сбрасывают хвою на зиму, кроме лиственницы, у которой иголки опадают осенью. (3 мин)

5. Учащиеся, по желанию, разбиваются на группы по четыре — шесть человек (или учитель сам делит учащихся на группы любым известным ему способом). Группы получают одинаковые задания, но выбирают для их выполнения разные участки на территории, определенной учителем. На выполнение задания отводится 15 минут. Карточку-задание получает каждый учащийся, и она остается у него до следующего урока. Это облегчит выполнение домашнего задания. На следующем уроке учащийся сдает отчет об экскурсии вместе с карточкой (см. Приложение, с. 51).

6. Группы представляют результаты своей работы. (7 мин)

7. Подведение итогов. Учитель предлагает подсчитать общее количество видов деревьев и кустарников, которые удалось описать классу во время экскурсии. Какие виды деревьев и кустарников встречались у всех групп? Как осенью можно узнать эти растения? Собрав листы А3 с отмеченными на них видами деревьев и кустарников, можно получить общий план-схему выбранного для экскурсии участка. На весенней экскурсии можно использовать этот план-схему, наносить на него новые объекты в соответствии с темой экскурсии. (5 мин)

8. Экологические игры при проведении экскурсии (в зависимости от времени, которым располагает учитель).


Игра «Определи предмет»

Игра построена таким образом, чтобы научить учащихся различать и запоминать виды деревьев и кустарников своей местности. Можно использовать листья, плоды, семена деревьев и кустарников, собранные во время экскурсии. Разделите класс на две команды. Постройте команды лицом друг к другу на расстоянии 10 м. Разложите предметы в ряд между командами. Команды должны рассчитаться так, чтобы у каждого игрока в каждой команде был свой номер — № 1, № 2, № 3 и т. д. Когда команды будут готовы, произнесите название дерева или кустарника, частью которого является один из лежащих на земле предметов, а затем назовите номер игрока. Чтобы внести элемент неожиданности, называйте номера не по порядку. Например: «Следующее растение — дуб, а номер — 3!» Как только игроки под номером 3 услышат свой номер, они должны подбежать к образцам на земле и, стараясь опередить друг друга, найти дубовый лист, желудь, кусочек коры. Победивший игрок приносит команде два очка. В случае ошибки команда теряет два очка.


Игра «Собери дерево»

Игра развивает память, реакцию, пополняет знания учащихся о видовом разнообразии деревьев. К карточке с изображением листа дерева надо найти плод этого же дерева. Можно использовать листья и плоды деревьев, собранные на экскурсии. Можно предложить собрать три карточки: силуэт дерева, лист, плод. Игру проводят в группах, парах или в форме индивидуального задания. Можно игру проводить на время: «Кто быстрее?»


Игра «Голландское лото»

Одна из модификаций игры «Собери дерево». Эта игра очень хорошо развивает память, реакцию, пополняет знания игроков о видовом разнообразии деревьев. Раскладывают рядами рисунком вниз 36 парных карточек с изображением 18 видов деревьев и кустарников (или частей растений). Каждый игрок по очереди имеет право перевернуть одновременно две карточки и показать их изображение всем игрокам. Если на этих карточках оказался неодинаковый рисунок, их возвращают на место. После двух-трех конов по кругу начинают попадаться парные карточки, которые игроки оставляют себе, получая право дополнительного хода. Побеждает игрок, набравший большее количество пар. Одним из условий игры может быть: правильно назвать вид, изображенный на карточке.


9. Рефлексия в конце экскурсии. (3 мин)

• Что для вас было самым запоминающимся на экскурсии?

• Что было для вас самым интересным на экскурсии?

• Насколько легко или трудно было каждому из вас справиться с заданиями?

• Что нового вы узнали о территории учреждения образования?

10. Домашнее задание. Оформить в тетрадях отчет об экскурсии по предложенному в карточках-заданиях плану. Повторить § 1 учебного пособия. (2 мин)






Для любых предложений по сайту: [email protected]