Разнообразие цветковых растений, их мест обитания. Весенние явления в жизни растений - 7 класс

БИОЛОГИЯ - Уроки-экскурсии 6-8 классы

Разнообразие цветковых растений, их мест обитания. Весенние явления в жизни растений - 7 класс

Обучающая цель: организовать деятельность учащихся, направленную на изучение видового разнообразия цветковых растений на территории учреждения образования, особенностей их строения и мест обитания и на ознакомление с весенними явлениями в жизни растений.

Личностно-развивающие задачи:

• способствовать формированию у учащихся умений наблюдать за живыми организмами весной, планировать свою деятельность, систематизировать материал, выполнять отчеты;

• содействовать формированию у учащихся общеучебных умений, необходимых для работы в группе;

• способствовать развитию личностной мотивации учащихся по соблюдению правил поведения в природе.

Место проведения экскурсии: территория учреждения образования.

Время проведения экскурсии: середина — конец мая.

Информация для учителя. 11—20 мая. Массовое цветение одуванчиков, сирени, сливы, вишни. Начало цветения каштана и дуба. Появление листьев у березы, черной ольхи, тополя душистого, сирени обыкновенной, желтой акации, боярышника, шиповника, спиреи иволистной. До появления листьев зацветают лещина, ольха черная, ольха серая, ива козья, ива остролистная, ива пепельно-серая, вяз, черный тополь. «Пылят» мужские шишечки лиственницы. 20—31 мая. Зацветают клен, ясень, красная бузина, береза. Распускаются листья у клена, каштана, ивы козьей, осины, тополя, дуба. Отцветает сирень. (Береза, ясень, ольха серая, осина, вяз, лещина — ветроопыляемые; клен, бузина, ива, черемуха, сирень, липа — насекомоопыляемые.)

Продолжительность экскурсии: 45 мин.

Оборудование:

• карточки-задания (по количеству учащихся в классе);

• листы белой бумаги формата А3 (по одному для каждой группы);

• толстые нитки или шнур, колышки для обозначения площадки;

• блокнот и карандаш (лучше привязанный на веревочку и прикрепленный к блокноту) у каждого учащегося;

• лист ватмана;

• маркер;

• клеящиеся карточки (по две на каждого учащегося в классе);

• линейка для измерения размера цветков;

• однотонная ткань;

• заранее напечатанные таблицы для работы на участке (по количеству учащихся в классе) (см. карточку-задание).

Подготовка к экскурсии. Учитель определяет место проведения экскурсии, используя ту же территорию учреждения образования, что и при проведении экскурсии № 1, составляет карточки-задания для групповых и индивидуальных наблюдений. Желательно иметь план-схему территории учреждения образования, чтобы легче было давать задания для проведения наблюдений. Педагог продумывает приемы, которые помогут разделить учащихся на группы, а также правила безопасного поведения на экскурсии. Одежда и обувь учащихся должны соответствовать погодным условиям на время проведения экскурсии.


Проведение экскурсии

1. Учитель предлагает учащимся вспомнить общие правила безопасного поведения во время проведения экскурсии. Эти правила уже обсуждались. Правила могут быть написаны на листе ватмана либо на отдельных карточках. Спросите, какое правило учащиеся хотели бы изменить или добавить. Учитель может сам добавлять к общим правилам специальные правила в зависимости от времени проведения и темы экскурсии. (3 мин).

2. Учитель предлагает вспомнить, что на осенней экскурсии учащиеся наблюдали подготовку растений к зиме: листья желтели и опадали. Осень ассоциировалась с преобладанием желтого, оранжевого, красного цветов. Оглянитесь вокруг! Какой цвет преобладает? (Зеленый). Это цвет молодой листвы, молодой травы. Но заметьте, это не единственный цвет, который присутствует в живой природе весной! Ведь многие деревья, кустарники и травы уже цветут! Сегодня мы будем наблюдать изменения, произошедшие с растениями на территории учреждения образования весной. (2 мин)

3. Учитель предлагает записать каждую ассоциацию со словом весна на отдельной клеящейся карточке. Пока учащиеся индивидуально работают в течение 1 минуты, педагог на листе ватмана записывает: с одной стороны — «Весна. Погодные условия», с другой — «Приметы весны». Учащиеся по очереди озвучивают свои ассоциации и прикрепляют карточку либо под словами «Весна. Погодные условия», либо под словами «Приметы весны». В ходе последующей беседы выясняется значение солнечного света и тепла, увеличения продолжительности светового дня. Определяются главные весенние приметы в жизни цветковых растений: быстрый рост и цветение. Увеличение продолжительности дня способствует выработке у растений специальных веществ (гиббереллинов), которые стимулируют рост и цветение. При фенологических наблюдениях над цветковыми растениями различают следующие фазы: набухание почек, появление первых листьев, полное развитие листвы, появление первых цветков, массовое цветение, формирование зеленых плодов, созревание плодов и семян, осыпание плодов и семян, пожелтение первых листьев, начало листопада, полный листопад. (5 мин)

4. Учащиеся разбиваются на группы по четыре — шесть человек. Группы получают одинаковые задания и выполняют их на участках, на которых они работали при проведении осенней экскурсии. На выполнение задания отводится 15 минут. Напомните, что правильное распределение обязанностей в группе позволит выполнить работу в отведенное время. Карточку- задание получает каждый учащийся, и она остается у него до следующего урока. Это облегчит учащемуся выполнение домашнего задания. На следующем уроке учащийся сдает отчет об экскурсии вместе с карточкой (см. Приложение, с. 55).

5. Группы представляют результаты своей работы. (7 мин)

6. Подведение итогов. Учитель предлагает подсчитать общее количество видов цветковых древесных, кустарниковых и травянистых растений, которые удалось классу описать во время экскурсии. Какие виды цветковых травянистых растений встречались у всех групп? По каким признакам весной можно узнать эти растения? Собрав листы АЗ с отмеченными на них видами деревьев, кустарников, травянистых растений, можно получить общий весенний план-схему выбранного для экскурсии участка. (5 мин)

7. Можно предложить группам обменяться планами-схемами и на другом участке с помощью плана-схемы найти обозначенные растения.

8. Экологические игры при проведении экскурсии (в зависимости от времени, которым располагает учитель).


Игра «Ученые на новом континенте»

Игра предназначена для того, чтобы научить учащихся различать и запоминать виды растений своей местности. Учитель сообщает, что все учащиеся выступают в роли ученых, которые попали на новый континент. Вокруг незнакомая природа, а им необходимо описать все виды растений и дать им новые названия. Ученые разделяются на несколько групп и расходятся по участку. Каждая группа выбирает какое-то растение, рассматривает его, запоминает его особенности. Затем все участники игры собираются в круг, каждая группа описывает свое растение (например, цветки розовые, листья сидячие и т. д.). Другие группы ученых идут разыскивать это растение. Найдя его, возвращаются в круг. Если растение найдено правильно, то ему дают новое название (например, ромашка солнцевидная и т. п.). Затем другая группа ученых рассказывает о своем растении и т. д. Когда все растения найдены, по определителю растений участники устанавливают видовое биологическое название каждого растения. Сорванные растения можно использовать для оформления гербария.


Игра «Узнай растения»

Игра развивает память, реакцию, пополняет знания игроков о видовом разнообразии. Играющие распределяются на две команды с одинаковым количеством человек в каждой. Между командами кладут объекты природы (листья, грибы, камни и т. п.). Игроки в каждой команде получают порядковые номера (1, 2, 3 и т. д.). Ведущий называет растение и порядковые номера игроков, которые должны как можно быстрее взять в руки названное растение (или другой природный объект). Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся растения. Выигрывает та команда, у которой окажется большее количество растений.


Игра «Запомни и найди растение»

Игра развивает память, знакомит с растениями своего края. Участникам на 20—30 секунд показывают 10—15 разных

растений, разложенных на одноцветной ткани. Затем образцы накрывают, а участники в группах по несколько человек находят эти растения вокруг. Время для поисков 10—15 минут. В ходе игры можно рассказать об особенностях тех или иных растений.


9. Рефлексия в конце экскурсии. (3 мин)

• Что для вас было самым запоминающимся на экскурсии?

• Что было для вас самым интересным на экскурсии?

• Насколько легко или трудно было каждому из вас справиться с заданиями?

• Когда ваш участок понравился вам больше: осенью или весной? Почему?

• Что нового вы узнали о территории учреждения образования? А что еще вы хотели бы узнать о территории учреждения образования?

10. Домашнее задание. Оформить в тетрадях отчет об экскурсии по предложенному в карточках-заданиях плану. К отчету об экскурсии приложить таблицу с описанием цветковых растений, которую вы заполняли во время экскурсии. Повторить § 12, 17, 18 учебного пособия. (2 мин)






Для любых предложений по сайту: [email protected]