Уроки биологии в 6—9 классах - 2014 год
Многообразие покрытосеменных - СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ - 7 класс
Цели урока:
обучающая: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся о многообразии покрытосеменных растений;
развивающая: развивать способности логически мыслить и делать выводы;
воспитательная: воспитывать чувство коллективизма и ответственности за успешное выступление команды.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма проведения: урок-игра.
Метод обучения: игровой.
Форма деятельности учащихся: групповая работа.
Опорные термины, понятия: семейство, однодольные и двудольные растения, Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые, Бобовые, Злаки.
Материалы и оборудование: таблицы по тематике урока, муляжи цветков данных семейств, гербарные экземпляры растений класса однодольные и двудольные, наборы семян и плодов данных семейств.
Перечень знаний, умений, навыков, которые предполагается развивать на данном уроке:
- называть общие признаки покрытосеменных растений, характерные признаки семейств покрытосеменных растений, систематическое положение растений;
- характеризовать роль покрытосеменных растений в природе и хозяйственной деятельности человека.
- I. Подготовительный этап
Ø Деятельность учителя
Знакомит учащихся с тематикой игры, сообщает цели и задачи, знакомит с правилами игры. Сообщает, что для проведения игры необходимо сформировать две команды (разделив класс на две части). Сообщает, что победителем станет команда, которая заработает больше баллов. Объясняет условия игры.
В игре 5 туров:
- Систематическое положение.
- Определи растения по описанию.
- Перечисли признаки семейств.
- Отгадай загадку.
- Терминология.
Ø Деятельность учащихся
Формируют две команды для игры, выбирают название команды и капитана.
- Игровой этап
Ø Деятельность учителя
Объясняет условия.
- Систематическое положение. Первый конкурс заключается в том, что команды получают карточки со схемами, отражающими cистематическое положение предложенных видов растений. Однако эти схемы содержат ошибки. Задача участников команд — найти ошибки и нарисовать схему правильно.
Схема 1 |
Схема 2 |
Царство: Растения. |
Царство: Растения. |
Отдел: покрытосеменные. |
Отдел: покрытосеменные. |
Класс: однодольные. |
Класс: двудольные. |
Род: редька. |
Род: пшеница. |
Семейство: сложноцветные. |
Семейство: крестоцветные. |
Вид: редька дикая. |
Вид: пшеница мягкая. |
Ø Деятельность учащихся
Изучают задание и составляют схему ответа.
Предполагаемые правильные ответы:
Схема 1 |
Схема 2 |
Царство: Растения. |
Царство: Растения. |
Отдел: покрытосеменные. |
Отдел: покрытосеменные. |
Класс: двудольные. |
Класс: однодольные. |
Род: редька. |
Род: пшеница |
Семейство: крестоцветные |
Семейство: злаки. |
Вид: редька дикая. |
Вид: пшеница мягкая. |
Ø Деятельность учителя
Объясняет условия.
- Определи растения по описанию. Каждой команде дается по три описания растений. Задача — узнать предложенные растения.
Задание первой команде
- Однолетнее травянистое растение высотой 2—3 метра и более; ценная зерновая и продовольственная культура; служит сырьем для промышленности. Стебель толстый, неполый, длинные широкие листья имеют параллельное жилкование. Цветки двух типов: пестичные и тычиночные. Пестичные цветки собраны в соцветие — сложный початок, а тычиночные образуют соцветие — метелку.
- Родина — побережье Чили и горы Перу. Важнейшая продовольственная, техническая и кормовая культура. Из нее получают крахмал, патоку, спирт. Соцветие с крупными цветками, цветки самоопыляются, осенью образуют плоды: зеленовато-белые ягоды размером чуть больше лесного ореха.
- Очень древнее культурное растение, возделывали более 10 тыс. лет. Важнейшая зерновая культура. Стебель — соломина, на нем хорошо заметны узлы, плод — зерновка, из сортов изготавливают высококачественный хлеб, макароны, крупы.
Задание второй команде
- Однолетнее высокое растение с крупными цельными листьями. На верхушке стебля расположено огромное соцветие — корзинка. Снизу корзинка покрыта листочками обвертки. В корзинке бывает до 1000 цветков. Среди них различают цветки трубчатые и ложноязычковые. Теплолюбивая культура.
- Есть на полях нашей страны такое растение, из которого можно получить растительное масло и молоко, пластмассу и ткани, краску и удобрение, корм для животных и даже мясо. Растение в почве накапливает азот.
- Растение цветет осенью, стебель прямостоячий, покрыт в нижней части жесткими волосками, листья лировидной формы, расположены поочередно, цветки собраны в соцветие — кисть, плоды — стручки с поперечными перетяжками.
Ø Деятельность учащихся
Читают описания растений. Главная их задача — быстро и правильно узнать растения.
Предполагаемые правильные ответы первой команды:
- Кукуруза.
- Картофель.
- Пшеница.
Предполагаемые правильные ответы второй команды:
- Подсолнечник.
- Соя.
- Редька дикая.
Ø Деятельность учителя
Объясняет условия.
- Перечисли признаки семейств. Необходимо выписать номеpа признаков, которыми обладают представители предложенных семейств.
Задание первой команде
Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства крестоцветных.
- Плод — ягода.
- Соцветие — кисть.
- Чашечка цветка состоит из четырех свободных чашелистики
- Венчик цветка состоит из пяти свободных лепестков.
- Плод — боб.
- Венчик цветка состоит из четырех свободных лепестков.
- Соцветие — головка.
- Цветок имеет один пестик и шесть тычинок, из которых д короткие и четыре длинные.
- Плод — стручок или стручочек.
- Цветок имеет один пестик и десять тычинок.
Задание второй команде
Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства пасленовых.
- Венчик цветка раздельнолепестный, состоит из пяти лепестков.
- Венчик цветка сростнолепестный, состоит из пяти лепестков.
- Цветок имеет один пестик и пять тычинок.
- Цветок имеет один пестик и десять тычинок.
- Чашечка цветка сростнолистная, состоит из пяти чашелистиков.
- Плод — семянка.
- Чашечка цветка раздельнолистная, состоит из пяти чашелистиков.
- Плод — ягода или коробочка.
- Соцветие — кисть.
- Соцветие — корзинка.
Ø Деятельность учащихся
Выписывают признаки того семейства, которое им предлагается в задании.
Предполагаемые правильные ответы первой команды: 2, 3, 6, 8, 9.
Предполагаемые правильные ответы второй команды: 2, 3, 5, 8, 9.
Ø Деятельность учителя
Объясняет условия.
- Отгадай загадку. Предлагает учащимся загадки, в которых необходимо отгадать название растения, название плода и дать ему характеристику.
Загадки для первой команды
- Вертится Антошка на одной ножке: где солнце встанет, туда он и глянет.
- Ни окошек, ни дверей — полна горница людей.
- Десять мальчиков живут в зеленых чуланчиках.
Загадки для второй команды
- Белые горошки на зеленой ножке.
- Сорок зеленых одежек, и все без застежек.
- В золотой клубочек спрятался дубочек.
Ø Деятельность учащихся
Предполагаемые правильные ответы первой команды:
- Подсолнечник, плод семянка — сухой, односемянный.
- Огурец, плод тыквина — сочный, многосемянный.
- Горох, плод боб — сухой, многосемянный.
Предполагаемые правильные ответы второй команды:
- Ландыш, плод ягода — сочный, многосемянный.
- Капуста, плод стручок — сухой, многосемянный.
- Дуб, плод желудь — сухой, односемянный.
Ø Деятельность учителя
Объясняет условия.
- Терминология. Предлагает участникам двух команд термины, которым нужно дать определение.
Задание первой команде
- Семейство.
- Биология.
- Двудомные растения.
Задание второй команде
- Род.
- Ботаника.
- Однодомные растения.
Ø Деятельность учащихся
Команды дают определения.
Предполагаемые правильные ответы первой команды:
- Единица классификации, в которую объединяются родственные роды.
- Комплексная наука, занимающаяся изучением живых организмов.
- Растения, у которых раздельнополые цветки развиваются на разных растениях.
Предполагаемые правильные ответы второй команды:
- Единица классификации, объединяющая родственные виды.
- Наука о растениях.
- Растения, у которых раздельнополые цветки располагаются на одном растении.
III. Подведение результатов игры
Ø Деятельность учителя
Проанализировав результаты игры, определяет заинтересованность учащихся, уровень усвоения материала.
В заключение констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог игры.
Ø Деятельность учащихся
Участники двух команд обсуждают результаты игры, обмениваются мнениями, делают выводы по итогам игры.