Систематизация и обобщение знаний по темам Тип Плоские черви, Тип Круглые черви, Тип Кольчатые черви - СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ - 8 класс

Уроки биологии в 6—9 классах - 2014 год

Систематизация и обобщение знаний по темам Тип Плоские черви, Тип Круглые черви, Тип Кольчатые черви - СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ - 8 класс

Цели урока:

обучающая: систематизировать и обобщить знания учащихся о внутреннем и внешнем строении представителей типов Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви;

развивающая: развивать умение давать общую и сравнительную характеристику типам Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви;

воспитательная: воспитывать умения взаимодействовать и работать на общий результат.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма проведения: урок-конкурс.

Методы обучения: информационно-обобщающие, словесные, наглядные, игровые методы обучения.

Формы деятельности учащихся: групповая, индивидуальная.

Опорные термины, понятия: кожно-мускульный мешок, паренхима, гермафродит, половой диморфизм, кутикула, метанефридии, ганглии, поясок.

Материалы и оборудование: таблицы “Тип Плоские черви”, “Тип Круглые черви”, “Тип Кольчатые черви”, рельефная таблица “Внутреннее строение дождевого червя”.

Перечень знаний, умений, навыков, которые предполагается развивать па данном уроке:

— называть основные признаки плоских, круглых, кольчатых червей; черты приспособленности паразитических червей к жизни и других организмах;

— характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности свободноживущих и паразитических плоских, круглых и кольчатых червей; циклы развития паразитических червей;

— обосновывать значение кольчатых червей в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека;

— распознавать представителей типов среди живых и фиксированных натуральных объектов, а также на рисунках, таблицах, фотографиях в других пособиях;

— применять знания о строении и жизнедеятельности организмов для борьбы с паразитическими плоскими и круглыми червями;

— соблюдать правила профилактики заражения гельминтозными заболеваниями.

  1. I. Подготовительный этап

Ø Деятельность учителя

Делит класс на команды. Команды должны быть равнозначны по силам. В каждой команде выбирается капитан.

Для проведения первого тура раздает учащимся листы бумаги, на которых те будут писать ответы на проверочную работу.

Ø Деятельность учащихся

Выбирают капитанов команд.

  1. Проведение конкурса

Ø Деятельность учителя

I тур — проверочная работа.

Объясняет задание. Предлагает учащимся выполнить по вариантам проверочную работу (за этот конкурс выставляется максимально 5 баллов).

Вариант 1

  1. Кто изображен на рисунке?
  2. Дайте определение понятию “промежуточный хозяин”.
  3. Нервная система кольчатых червей состоит из:

а) спинной и брюшной нервных цепочек;

б) окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки;

в) окологлоточного кольца и спинной нервной цепочки;

г) сети нервных клеток.

  1. Опишите приспособления к паразитическому образу жизни, имеющиеся у плоских паразитических червей.
  2. После дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность. Какова причина этого явления?

Вариант 2

  1. Кто изображен на рисунке?
  2. Дайте определение понятию “финна”.
  3. Выделительные органы кольчатых червей:

а) протонефридии;

б) метанефридии;

в) фагоцитарные клетки;

г) очки.

  1. Важный продукт питания человека — мясо, однако употребляют его только после специальной кулинарной обработки. Почему необходима такая обработка мяса?
  2. Дождевые черви живут в норках, которые роют во влажной почве, в сухой же почве они сплетаются в клубок. Какое значение имеет в жизни дождевых червей это явление?

Ø Деятельность учащихся

Выполняют письменно задания.

Предполагаемые правильные ответы варианта 1:

  1. Серпула.
  2. Организм, в котором проходит определенный период развития личинки, возможно бесполое размножение, но в данном случае не происходит полового размножения.
  3. б.
  4. Имеется кутикула, которая защищает от переваривания; они имеют крючки, присоски для удерживания; огромная плодовитость; обоеполые животные; имеют аэробный тип дыхания развитие происходит со сменой хозяина.
  5. Появление дождевых червей на поверхности после дождя вызвано сильным увлажнением почвы, что затрудняет нормальное дыхание червей.

Предполагаемые правильные ответы варианта 2:

  1. Медицинская пиявка.
  2. Стадия развития ленточных червей.
  3. б.
  4. При кулинарной обработке улучшается вкус мяса, оно легче переваривается, уничтожаются личинки и яйца паразитических червей, которые могут находиться в нем, например финны бычьего и свиного цепней.
  5. Образование клубка из дождевых червей в сухой почве имеет защитное значение. При этом сохраняется влажность их кожи. Поддерживание влажности кожи необходимо для дождевых червей, поскольку они дышат через поверхность только влажной кожи.

Ø Деятельность учителя

II тур — проведение конкурса.

Конкурс 1. “Выбирай паспорт” (3 балла).

Объясняет условия. Проводит жеребьевку между командами, выдает три жетона: “плоские черви”, “круглые черви”, “кольчатые черви”. В соответствии с жеребьевкой команды выполняют задание “Чей признак?” (необходимо из перечня признаков выбрать только те, которые характеризуют данных червей).

  1. Двусторонняя симметрия.
  2. Кожно-мускульный мешок.
  3. Эктодерма.
  4. Эндодерма.
  5. Мезодерма.
  6. Кровеносная система.
  7. Семенники.
  8. Звездчатые клетки с ресничками.
  9. Дыхательная система.
  10. Финна.
  11. Вторичная полость.
  12. Анальное отверстие.
  13. Усики.
  14. Жабры.
  15. Яичники.
  16. Членики.
  17. Сегменты.
  18. Нервная система.
  19. Глаза.
  20. Параподии.
  21. Щетинки.
  22. Окологлоточное нервное кольцо.
  23. Кольцевые мышцы.
  24. Продольные мышцы.

Ø Деятельность учащихся

Участники команд выбирают из предложенного перечня признаки, относящиеся к тому типу, который выпал им по жеребьевке.

Предполагаемые правильные ответы:

Плоские черви — 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 10, 15, 16, 23, 24.

Круглые черви — 1, 2, 3, 4, 5, 7, 12, 15, 22, 24.

Кольчатые черви — 1, 2, 3, 4, 5, 7, 11, 12, 15, 17, 18, 22, 23, 24.

Малощетинковые — 21.

Многощетинковые — 13, 14, 19, 20, 21.

Ø Деятельность учителя

Конкурс 2. “Решение творческих биологических задач” (10 баллов).

Объясняет условия.

  1. В Средней Азии достаточно широко был распространен круглый червь — ришта. Это паразит человека, вызывающий сильные подкожные нарывы. Промежуточным хозяином ришты является пресноводный рачок циклоп. Предложите наиболее эффективные способы борьбы с риштой.
  2. Существуют круглые черви, микроскопические личинки которых вызывают слоновую болезнь. Взрослые черви закупоривают лимфатические сосуды, их стенки утолщаются, возникает застой лимфы. В тропических и субтропических областях, где активно борются с малярией, эта болезнь практически не встречается. Чем это можно объяснить?
  3. Ленточные черви бычий и свиной цепни встречаются практически на всех материках и крупных островах, т. е. являются животными-космополитами. С чем связано их широкое географическое распространение?

Ø Деятельность учащихся

Каждая команда получает творческую задачу и в течение 5 минут обдумывает ответ. Далее по очереди команды рассказывают свои варианты.

Ø Деятельность учителя

Конкурс 3. “Подбери правильные слова” (6 баллов).

Объясняет условия.

Вместо точек подберите соответствующие слова.

  1. Тело планарий снаружи покрыто ...
  2. Сосальщики удерживаются внутри протоков печени при помощи ...
  3. Тело ленточных червей состоит из большого числа ...
  4. Мускулатура ресничных червей образована кольцевыми, продольными и ... слоями мышц.
  5. Цепни питаются готовой переваренной хозяином пищей, всасывая ее через ...
  6. Кишечник круглых червей начинается ротовым отверстием и заканчивается ...
  7. Дыхание у паразитических червей ...
  8. Организмы, в которых развиваются личинки паразитических червей, называют ...
  9. Организмы, в которых живут взрослые черви, называют ...
  10. Нервная система кольчатых червей состоит из окологлоточного нервного кольца и ...
  11. Кровеносная система кольчатых червей ... типа.
  12. Круглые черви — раздельнополые животные с выраженным ...

Ø Деятельность учащихся

Командам отводится по 5 минут. По истечении времени команды по очереди отвечают. Побеждает та команда, которая больше всех дала правильных ответов.

Предполагаемые правильные ответы:

  1. Эпителием с ресничками.
  2. Присосок.
  3. Члеников.
  4. Косыми.
  5. Поверхность тела.
  6. Анальным отверстием.
  7. Бескислородное.
  8. Промежуточными хозяевами.
  9. Хозяевами.
  10. Брюшной нервной цепочки.
  11. Замкнутого.
  12. Половым диморфизмом.

Ø Деятельность учителя

Конкурс 4. “Зашифрованное слово” (2 балла).

Объясняет условия.

Предлагает учащимся составить из слогов термины и объяснить их значение.

1-я команда: ты-гер-фро-ма-ди.

2-я команда: дии-ри-ме-неф-та.

3-я команда: дии-ра-па-по.

Ø Деятельность учащихся

На конкурс отводится 3 минуты.

Предполагаемые правильные ответы:

  1. Гермафродиты.
  2. Метанефридии.
  3. Параподии.

Ø Деятельность учителя

Конкурс 5. “Рассказ-небылица” (10 баллов).

Объясняет условия.

На доске написан рассказ-небылица, в котором учащиеся должны найти, объяснить и исправить 8 ошибок.

“Летом я жила в деревне. У бабушки большой огород, поэтому работы хватало всем! Мы занимались окучиванием, поливом, прополкой сорняков, выбирали из почвы дождевого червяка, чтобы он не повредил корни огородных растений. После работы в огороде мы тщательно мыли руки с мылом. Ведь вместе с почвой под ногти могли попасть яйца печеночных сосальщиков, а это очень опасные паразиты человека! А однажды на бабушкину капусту напали белые планарии и стали объедать сочные нежные листья. Мы всех червей и личинок собрали и уничтожили. Поработали летом на славу, а осенью урожай собрали небывалый!”

Ø Деятельность учащихся

Участники команд ищут ошибки в тексте и готовят объяснения этих неточностей.

Ø Деятельность учителя

Конкурс 6. “Верю — не верю” (5 баллов).

Объясняет условия.

Читает предложения, которые одновременно могут быть отражены на мониторе компьютера, а команды должны посоветоваться в группе и решить, можно или нельзя верить тому или иному суждению. Предупреждает команды, что исправлять значки нельзя.

  1. Тело кольчатых червей состоит из множества сегментов.
  2. У кольчатых червей кожно-мускульный мешок.
  3. Все черви живут в почве.
  4. Среди плоских, круглых и кольчатых червей нет паразитических форм.
  5. Органы выделения кольчатых червей — метанефридии.
  6. Все черви — гермафродиты.
  7. Нервная система кольчатых червей цепочечного типа.
  8. У плоских, круглых и кольчатых червей есть кровеносная система.
  9. Большинство кольчатых червей дышат всей поверхностью тела, но у некоторых на параподиях имеются специальные кожные выросты — жабры.
  10. Круглые черви — раздельнополые животные.

Ø Деятельность учащихся

Команды записывают ответы на бланке ответов, используя значки: кружок — верю, треугольник — не верю.

Предполагаемые правильные ответы:

  1. Да.    
  2. Да.
  3. Нет.
  4. Нет.
  5. Да.
  6. Нет.
  7. Да.
  8. Нет.
  9. Да.
  10. Да.

III. Подведение результатов

Ø Деятельность учителя

Проанализировав результаты конкурса, определяет заинтересованность учащихся, уровень усвоения материала. В заключение констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, подводит окончательный итог конкурса и выставляет оценки.

Ø Деятельность учащихся

Учащиеся согласно рейтингу проводят анализ набранных баллов за урок-конкурс.

  1. Рефлексия

Ø Деятельность учителя

В конце урока предлагает учащимся заполнить карточку, в которой нужно указать свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не понравилось) на уроке.

Ø Деятельность учащихся

Заполняют карточку, указывают свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не понравилось) на уроке. Сдают карточки учителю.

  1. Домашнее задание

Ø Деятельность учителя

Предлагает перерисовать шапку таблицы “Сравнительная характеристика червей” в рабочих тетрадях и заполнить ее дома.

Признаки

Плоские черви

Круглые черви

Кольчатые черви

Органы передвижения

Нет

Нет

Щетинки или параподии

Типы мышц

Поперечные, продольные и диагональные

Продольные мышцы

Кольцевые и продольные

Полость тела

Отсутствует, заполнена клетками паренхимы

Первичная

Вторичная, сегментированная

Кутикула

Нет

Кутикула толстая

Кутикула тонкая

Пищеварительная система

Замкнутая

Сквозная с анальным отверстием

Сквозная, усложненная

Дыхательная система

Кожное дыхание

Кожное дыхание

Кожное, могут быть жабры

Кровеносная система

Нет

Нет

Замкнутая кровеносная система

Нервная система

Стволовая лестничная

Стволовая лестничная

Стволовая, окологлоточное нервное кольцо, брюшная нервная цепочка

Половая система

Гермафродиты

Раздельнополые

Раздельнополые и гермафродиты

Ø Деятельность учащихся

Заполняют дома таблицу.






Для любых предложений по сайту: [email protected]