Класс Насекомые. Значение насекомых - ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ - 8 класс

Уроки биологии в 6—9 классах - 2014 год

Класс Насекомые. Значение насекомых - ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ - 8 класс

Цели урока:

обучающая: сформировать у учащихся представление о многообразии насекомых, их роли в природе и жизни человека; ознакомить с редкими и исчезающими видами;

развивающая: развивать навыки использования имеющихся знаний и опыта практической деятельности; умения работать с дополнительными источниками информации, отмечать и выбирать стиль речи и письма;

воспитательная: воспитывать эстетическое восприятие объектов природы, убеждать в ценности всех видов, показать значимость биоразнообразия.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма проведения: урок-конференция.

Метод обучения: игровой.

Форма деятельности учащихся: групповая работа.

Материалы и оборудование: коллекции либо подборки цветных изображений насекомых, научно-популярная литература, карточки с вопросами (приведены ниже).

Перечень знаний, умений, навыков, которые предполагается развивать на данном уроке:

— называть характерные признаки класса Насекомые;

— приводить примеры видов насекомых;

— характеризовать роль насекомых в биосфере;

— обосновывать меры борьбы с переносчиками возбудителей заболеваний.

  1. Организационный момент

Ø Деятельность учителя

Объявляет тему и девиз урока: “Насекомые сейчас — единственные существа, оспаривающие у человека право господства над планетой”.

  1. II. Интеллектуальная разминка

Ø Деятельность учителя

“На прошлом уроке мы познакомились с развитием насекомых, их полным и неполным превращением. Давайте вспомним их представителей с помощью биозагадок. Вы назовете при ответе и насекомое, и его отряд:

  1. Не птица, а летает, с хоботом, а не слон. Никто не приручает, а на нас садится. (Муха)
  2. Сам мал, незаметно хожу, но больше себя ношу. (Муравей)
  3. Летит по-птичьи, а ревет по-бычьи. (Овод)
  4. Рыж, да не конь, рогат, да не баран, дома не любят и на базаре не купят. (Таракан)
  5. Вдруг появляется черная туча, ветер не дует, но туча летуча; дождик с нее урожай не умножит, ливень живой все вокруг уничтожит. (Саранча)
  6. Нос долог, голос тонок, летит — пищит, сядет — молчит. Кто его убьет — свою кровь прольет. (Комар)”

III. Постановка проблемы

Ø Деятельность учителя

В книге И. Акимушкина “Мир животных” есть слова: “Приходит лето, и они в великом изобилии наполняют наши леса, сады, поля, даже пустыни. Сколько их на планете? Где тот всемогущий компьютер, способный выразить в цифрах это население Земли? Как предполагают, их на Земле 10 миллиардов! Больше, чем звезд в нашей Галактике.

Сколько видов насекомых известно на планете? Учеными описано более 1,5 миллионов видов насекомых, но реальное число видов гораздо больше. И все они играют огромную роль в природе и жизни человека”. Какую именно, мы узнаем из сообщений учащихся.

Предварительным заданием для групп было создание эмблем, девиза и подготовка коротких сообщений по этим темам. Необходимо представиться. В каждой группе есть руководители команд, они будут отмечать эффективность работы каждого участника. Между выступлениями будет предложена еще одна головоломка.

На конференции (учитель заранее раздает учащимся темы докладов) присутствует пять докладчиков по темам:

  1. Насекомые-вредители.
  2. Насекомые — паразиты человека.
  3. Насекомые, приносящие прямую пользу.
  4. Косвенно-полезные насекомые.
  5. Бионика и охрана насекомых.
  6. Работа конференции

Доклад “Насекомые-вредители”: а) полевых культур (колорадский жук, медведка, саранча); б) сада, огорода; в) леса (Зоошутка 1); г) пищевых запасов; д) меры борьбы с вредителями (Зоошутка 2).

“Зоошутки” чередуются с ответами на “серьезные” вопросы, что не только оживляет урок, но и стимулирует воспроизведение представлений учащихся о внешнем облике насекомых разных групп. Прохождение же лабиринтов требует использования знаний о биологии и практическом значении насекомых, которые получены на предыдущих уроках.

Зоошутка 1. Перед вами насекомое, которого не существует в природе. Его придумали авторы. Интересно, сможете ли вы отгадать, из частей тела каких насекомых они создали это “чудовище”.

Зоошутка 2. Такого насекомого в природе не существует. Это — плод фантазии авторов. Вам предлагается определить, от каких насекомых были взяты различные части тела, чтобы создать это “чудовище”.

Доклад “Насекомые — паразиты человека”: а) мухи; б) комары; в) оводы, слепни; г) моль (Лабиринт “Насекомые — переносчики заболеваний”).

Пройдя по лабиринту, вы узнаете, какие насекомые являются переносчиками инфекционных заболеваний.

Лабиринт “Насекомые — переносчики болезней”

Доклад “Насекомые, приносящие прямую пользу”: а) пчелы (Лабиринт “Памятники пчеле”); б) шелкопряды.

Пройдя по этому лабиринту, вы узнаете, в каких странах и городах есть памятники пчеле.

Лабиринт “Памятники пчеле”

Доклад “Косвенно-полезные насекомые”: а) опылители; б) хищники и паразиты (биологический метод борьбы); в) санитары (муравьи) (Лабиринт “Язык муравьев”).

Лабиринт “Язык муравьев” формирует представление о достаточно сложном поведении насекомых, в данном случае — о разнообразии их коммуникации с помощью “языка поз”.

Известно, что насекомые способны передавать сигналы своим собратьям. Биолог П. И. Мариковский изучил “язык” муравьев, с помощью которого они общаются друг с другом. Это общение заключается в положении тела муравья — позе, которая ясно дает понять, что хочет “сказать” муравей в тот или иной момент. Если вы выберете правильный путь в лабиринте, то их “язык” станет понятен и вам.

Доклад “Бионика и охрана насекомых”: а) в мире запахов; б) биомеханические модели; в) решетчатые конструкции; г) крылатые эхолокаторы; д) полет насекомых; е) миграции по воздуху; ж) мозаичное видение.

Головоломка “Роль насекомых в природе”. Найдите начало головоломки и по непрерывной линии, не заходя дважды в одну и ту же клеточку, прочитайте, что здесь зашифровано.

В

Н

Д

И

П

3

Е

М

Щ

Т

Ы

О

Т

X

В

Е

Ы

К

С

X

Р

А

Я

Е

Ш

Е -

Е

Е

С

И

Н

П

Н

И

В

С

Щ

О

Р

И

Е

О

Е

А

А

Б

О

П

Я

Ц

В

Н

Ж

Н

Групповая работа учащихся. Используя учебное пособие, тетради, дополнительную литературу, коллекции, учащиеся высказывают собственную точку зрения, накапливая банк идей, а затем группа приходит к общему мнению. Задания даны на карточках — вопрос и задача (время выполнения 5 минут).

Карточка № 1

  1. Объясните следующий факт: обычай стирать одежду и мыть голову, широко распространившийся в XVIII веке, резко снизил заболеваемость сыпным тифом. В последующие времена тифом болели люди, оказавшиеся в условиях, в которых нельзя поддерживать чистоту, например солдаты в действующей армии. Всего во время Гражданской войны в России от ран погибло 92 тыс. человек, а от сыпного тифа — 190 тыс. С каким представителем класса насекомых связано это заболевание? Какую роль играет данное насекомое в жизни человека?
  2. Задача. В течение дня одна муха оставляет на посуде, окнах, продуктах до 50 следов испражнений, т. е. мушиных пятен. Сколько следов будет оставлено в квартире 10 мухами за 1 месяц? Возбудителей каких заболеваний переносит на ланках муха?

Карточка № 2

  1. Используя коллекцию “Пчела медоносная”, установите, из каких типов особей состоит пчелиная семья. В чем заключается польза пчел?
  2. Задача. Для получения 1 кг шелка требуется 17 кг листьев шелковицы. Кокон одной гусеницы дает нить длиной 1 км. 1 кг коконов дает 90 кг шелка. Подсчитайте: 1. Сколько коконов необходимо для получения 1 т шелка? 2. Сколько километров составят нити этих коконов? 3. Сколько нужно листьев шелковицы для прокормки гусениц?

Карточка № 3

  1. Объясните высказывание: “Погубив одну стрекозу, человек выпускает на волю сотни, тысячи комаров и мошек”.
  2. Задача. Абсолютно уникальны прыжки блохи. Насекомые длиной 3 мм могут подпрыгнуть на высоту 20 см, а приземлиться на расстоянии 35 см. Подсчитайте: 1. На какую высоту может прыгнуть человек со способностями блохи, рост которого 170 см?
  3. Как далеко мог бы прыгнуть человек, если бы он был таким же прыгуном, как блоха?

Карточка № 4

  1. Один английский ученый сказал о слюнном протоке комара: “По этой тоненькой трубочке течет жидкость, которая закрывала путь цивилизации в Африку и которая сыграла огромную роль в гибели культур Древней Греции и Рима”. Объясните это высказывание.
  2. Задача. Десять колорадских жуков за 30 суток объедают 200 см2 листьев картофеля. Одна личинка съедает примерно 50 см2 листьев. Какую площадь листьев съест 1000 жуков? Сколько личинок жука могут уничтожить такую же площадь листьев картофеля?

Карточка № 5

  1. Самый главный и единственный фактор, препятствующий тому, чтобы насекомые подчинили себе весь мир, — это смертельная война, которую они ведут между собой. За что воюют насекомые между собой? Как можно назвать борьбу между особями одного вида?
  2. Задача. Чтобы выработать 100 г меда, пчела должна посетить 1 000 000 цветков. Чтобы собрать 1 кг меда, пчеле надо принести 120 тыс. взятков нектара. За каждым взятком она летит 3 км. Сколько километров необходимо пролететь пчеле, чтобы собрать 1 кг меда?

Физкультминутка

Если верно (да) — взмах руками (крылья), если не верно (нет) — приседаете (лягушки):

коромысло — стрекоза (да); медведка — жуки (нет); водомерка — клопы (да); сверчок — полужесткокрылые (нет); павлиний глаз — стрекоза (нет); адмирал — чешуекрылые (да); стрелки — стрекозы (да); черепашки — прямокрылые (нет); божья коровка — жуки (да).

После завершения основной части конференции уместно акцентировать внимание учащихся на экологической и эстетической ценности насекомых:

Учитель: 1. “Вспомните неповторимое звучание пчелиной арфы в ветвях цветущей липы, с детства знакомую песню кузнечика. Пусть все это оставит в вашем сердце неизгладимый отпечаток красоты жизни, как память о самом дорогом. Что человек любит, то бережет и охраняет. Вспомните, какому писателю принадлежат слова: “Я сорвал цветок, и он завял, я поймал мотылька, и он умер. И тогда я понял, что к природе можно прикоснуться только сердцем”. (Предлагается перечислить формы охраны насекомых: микрозаказники для опылителей; среди полей оставлять островки леса или кустарников для полезных насекомых, коллекционирование только для изучения и фотосъемки.)

  1. В книге У. Холленда о ночных бабочках есть такие строки: "Когда луна навсегда померкнет, а полуденное солнце будет еле светиться темно-красным цветом, когда все моря замерзнут, а полярные шапки, расползаясь, сомкнутся на экваторе... Когда давно опустевшие города рассыплются в пыль и всякая жизнь на планете будет идти к угасанию под лучами состарившегося Солнца, будет сидеть, чистя свои усики, крошечное насекомое — печальная букашка, последний остаток живой жизни на нашей Земле””.

Почему Холленд отвел такую роль насекомым:

— они имеют защитные приспособления;

— плодовиты;

— используют в пищу разнообразные объекты;

— имеют сложные циклы развития;

— взрослые насекомые и их личинки не являются конкурентами, так как занимают разные среды;

— среди насекомых много ядовитых, которые не являются пищей для других?

  1. Рефлексия
  2. Главное слово урока (существительное).
  3. Два глагола.
  4. Три прилагательных.
  5. Главная мысль урока.
  6. Оценка собственной деятельности и отметка за урок.





Для любых предложений по сайту: [email protected]