Первая помощь при кровотечениях. Гигиена сердечно-сосудистой системы - СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА - 9 класс

Уроки биологии в 6—9 классах - 2014 год

Первая помощь при кровотечениях. Гигиена сердечно-сосудистой системы - СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА - 9 класс

Цели урока:

обучающая: изучить факторы, способствующие развитию сердечно-сосудистых заболеваний; рассмотреть профилактические мероприятия, направленные на предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний; научить учащихся распознавать капиллярное, венозное и артериальное кровотечения и оказывать первую помощь при кровотечениях;

развивающая: развитие практических умений и навыков по оказанию первой помощи при кровотечении; развитие воли и самостоятельности, уверенности в собственных силах;

воспитательная: воспитание нравственных качеств личности.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения:

— по источникам знаний: словесные, наглядные, практические;

— по степени взаимодействия учителя и учащегося: изложение, беседа, самостоятельная работа;

— по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый, проблемный.

Опорные термины, понятия: артерия, капилляр, вена; кровотечения: артериальное, венозное, капиллярное; гематома; наружное и внутреннее кровотечения.

Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация “Типы кровотечений”, стандартный резиновый жгут, широкая лента из ткани (для наложения закрутки), подкладка из плотной ткани, деревянная палочка, перевязочный материал (разные виды бинтов: марлевые эластичные, трубчатые, сетчатые; марля, гигроскопическая вата, хлопчатобумажная или трикотажная ткань), стол.

Перечень знаний, умений, навыков, которые предполагается развивать на данном уроке:

— называть причины возникновения и меры профилактики сердечно-сосудистых заболеваний;

— применять знания для оказания первой помощи при кровотечениях.

  1. Организационный момент, постановка проблемы

Ø Деятельность учителя

Произносит вступительное слово: “Знаете ли вы о том, что первое место среди заболеваний, ведущих к тяжелейшим последствиям, занимают болезни сердечно-сосудистой системы, и в первую очередь — самого сердца! Именно поэтому очень важно знать факторы, которые приводят к данным заболеваниям”.

Ставит перед учащимися учебные задачи.

Ø Деятельность учащихся

Слушают учителя. Знакомятся с учебными задачами.

  1. Изучение нового материала

Ø Деятельность учителя

Разбирает вместе с учащимися материал, посвященный сердечно-сосудистым заболеваниям: ишемическая болезнь, инфаркт миокарда, артериальная гипертензия, инсульт.

Далее предлагает рассмотреть факторы, негативно влияющие на сердечно-сосудистую систему человека:

— гиподинамия;

— алкоголь;

— никотин;

— нерациональное питание;

— психические перегрузки;

— инфекционные заболевания.

Ø Деятельность учащихся

Записывают в рабочих тетрадях факторы, негативно влияющие на сердечно-сосудистую систему человека.

Ø Деятельность учителя

Предлагает выслушать сообщения, подготовленные учащимися дома по темам: “Вредное влияние курения и алкоголя на сердце и кровеносные сосуды”, “Гиподинамия — путь к инфаркту”.

Подводит учащихся к выводу о том, что для полноценной работы сердечно-сосудистой системы необходимы: сбалансированное питание, физические упражнения, здоровый образ жизни, посильный труд, полноценный отдых.

Ø Деятельность учащихся

Выступают с подготовленными дома сообщениями, обсуждают полученную информацию. Далее формулируют вместе с учителем вывод о том, какие правила необходимо соблюдать, чтобы сердечно-сосудистая система функционировала нормально.

Ø Деятельность учителя

Дает определение понятию “кровотечения”. Рассматривает вместе с учащимися типы кровотечений. Демонстрирует слайд № 1.

Ø Деятельность учащихся

Записывают в рабочих тетрадях определение понятия “кровотечения”.

Ø Деятельность учителя

Отмечает особенности артериального кровотечения. Демонстрирует слайд № 2.

Ø Деятельность учащихся

Отмечают в рабочих тетрадях признаки артериального кровотечения.

Ø Деятельность учителя

Отмечает особенности венозного кровотечения. Демонстрирует слайд № 3.

Ø Деятельность учащихся

Записывают в рабочих тетрадях признаки венозного кровотечения.

Ø Деятельность учителя

Рассказывает об особенностях капиллярного кровотечения. Демонстрирует слайд № 4.

Ø Деятельность учащихся

Отмечают признаки капиллярного кровотечения.

Ø Деятельность учителя

Объясняет особенности внутреннего кровотечения. Демонстрирует слайд № 5.

Ø Деятельность учащихся

Записывают в рабочих тетрадях определение внутреннего кровотечения, отмечают его признаки.

Ø Деятельность учителя

Предлагает учащимся рассмотреть последовательность оказания первой помощи пострадавшим при кровотечениях: “При несчастных случаях рядом с пострадавшим, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а нередко и жизнь человека. Чтобы помочь пострадавшему, надо уметь, знать, тренироваться”.

Демонстрирует опыт № 4 “Первая помощь при кровотечениях (артериальных, венозных и капиллярных)”.

Ø Деятельность учащихся

Слушают учителя, наблюдают за демонстрационным опытом.

Ø Деятельность учителя

Показывает на одном из учащихся последовательность оказание первой помощи при артериальном кровотечении. При этом демонстрирует слайды презентации № 6—8.

Ø Деятельность учащихся

Изучают последовательность оказания первой помощи при артериальном кровотечении:

— придать конечности возвышенное положение и максимально согнуть ее в суставе;

— сдавить кровеносные сосуды, проходящие выше места кровотечения. Для сдавливания сосудов могут быть применены различные методики, а именно — прижатие пальцами, наложение жгута, наложение давящей повязки. Прижатие артерии пальцами выполняется для временной остановки кровотечения на голове, шее, конечностях. Успешное пальцевое прижатие выполняется в том месте конечности, где нет значительной мышечной массы и где артерию можно прижать к кости. Для более продолжительного пережатия поврежденного артериального сосуда используется жгут, который обязательно должен быть в аптечке. При наложении жгута следует помнить, что его накладывают только для остановки кровотечения, не следует слишком сильно пережимать конечность, можно вызвать некроз тканей. Если все же жгута под рукой не оказалось, можно использовать любое подходящее средство: брючный ремень, веревку, полотенце и т. п. Если первую помощь оказывает врач, он может наложить на кровоточащий сосуд в ране зажим;

— после наложения жгута (при правильном наложении жгута артериальное кровотечение тут же прекращается) пострадавший должен быть в срочном порядке доставлен в ближайшее медицинское учреждение, где ему и будет оказана дальнейшая более квалифицированная помощь.

Ø Деятельность учителя

Демонстрирует учащимся порядок оказания первой помощи при венозном кровотечении (слайд № 9).

Ø Деятельность учащихся

Изучают последовательность оказания первой помощи при венозном кровотечении:

— конечности необходимо придать возвышенное положение и тем самым обеспечить отток от конечности венозной крови;

— наложить на место ранения давящую повязку;

— в случае ранения крупной вены давящей повязки может быть недостаточно, тогда ниже места ранения накладывается так называемый венозный жгут. Для этой цели используется стандартный жгут, который должен быть в аптечке. Если жгута в аптечке не оказалось, могут использоваться любые подручные средства: полотенце, платок, брючный ремень, веревка и пр.;

— после остановки кровотечения пострадавшего следует доставить в ближайшее медицинское учреждение для осмотра врачом.

Ø Деятельность учителя

Демонстрирует учащимся порядок оказания первой помощи при капиллярном кровотечении (слайд № 10).

Ø Деятельность учащихся

Изучают последовательность оказания первой помощи при капиллярном кровотечении:

— рану нужно промыть чистой водой;

— обработать раствором какого-нибудь антисептика;

— наложить марлевую повязку;

— в ближайшее время пострадавшего рекомендуется показать участковому врачу.

III. Закрепление изученного материала

Ø Деятельность учителя

Для закрепления изученного материала предлагает учащимся решить ситуационные задачи.

Задача № 1

В результате аварии у мотоциклиста повреждена рука. Из раны кровь сначала бьет фонтаном, а затем идет пульсирующей струёй ярко-алого цвета. Какой сосуд поврежден? Как необходимо оказать первую помощь пострадавшему?

Ø Деятельность учащихся

Правильные ответы на задачу № 1: Повреждена артерия. Первая помощь:

  1. Пережать сосуд выше места повреждения.
  2. Наложить жгут на конечность.
  3. Прикрепить записку с указанием времени наложения жгута
  4. Отправить пострадавшего в медицинское учреждение.

Ø Деятельность учителя

Задача № 2

Повреждена рука. Из раны несильно идет кровь темно-вишневого цвета. Какой сосуд поврежден? Как необходимо оказать первую помощь пострадавшему?

Ø Деятельность учащихся

Правильные ответы на задачу № 2: Повреждена вена. Первая помощь:

  1. На рану необходимо наложить давящую повязку или жгут ниже места повреждения.
  2. Прикрепить записку с указанием времени наложения жгута.
  3. Отправить пострадавшего в медицинское учреждение.

Ø Деятельность учителя

Задача № 3

Сын решил сделать сюрприз маме — приготовить ужин. Когда он чистил овощи, то порезал палец. Кровь идет несильно, но вся поверхность раны кровоточит. Какое кровотечение у мальчика? В чем заключается оказание первой помощи пострадавшему?

Ø Деятельность учащихся

Правильные ответы на задачу № 3: Повреждены капилляры. Первая помощь:

  1. Обработать края раны йодной настойкой.
  2. Наложить марлевую повязку.

Ø Деятельность учителя

Задача № 4

Но время перемены мальчики веселились, бегали по коридору, толкали друг друга. После очередного неудачного толчка один мальчик получил очень сильный удар в живот. Через некоторое время он почувствовал себя плохо: у него выступил липкий пот, появилась одышка, стала кружиться голова, лицо стало бледным. Он обратился в медпункт. Какой предварительный диагноз может поставить медсестра школьного медпункта? Какую первую помощь необходимо оказать пострадавшему?

Ø Деятельность учащихся

Правильные ответы на задачу № 4: Предварительный диагноз — внутреннее кровотечение. Первая помощь:

  1. Обеспечить полный покой.
  2. Придать пострадавшему полусидячее положение.
  3. К предполагаемому месту кровотечения приложить лед или холодную воду.
  4. Срочно доставить пострадавшего к врачу.
  5. Подведение итогов урока. Рефлексия

Ø Деятельность учителя

Предлагает учащимся подумать и ответить на следующие вопросы:

  1. Что я узнал сегодня на уроке о гигиене сердечно-сосудистой системы?
  2. Как эти знания помогут мне сберечь свое здоровье?
  3. Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

Ø Деятельность учащихся

Устно отвечают по очереди на поставленные вопросы.

  1. Домашнее задание

Ø Деятельность учителя

Предлагает выполнить следующие задания. Изучить § 33 учебного пособия. Заполнить таблицу.

Первая помощь при кровотечении

Вид кровотечения

Особенности кровотечения

Первая помощь

Капиллярное



Венозное



Артериальное



Предлагает подумать дома над вопросами: “Какой вред наносят алкоголь и никотин сердечно-сосудистой системе?”, “Как можно предупредить заболевания сердца и сосудов?”.

Ø Деятельность учащихся

Записывают домашнее задание. Заполняют дома таблицу и отвечают на вопросы.






Для любых предложений по сайту: [email protected]