Модуль Строение и функции органов дыхания - ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - 9 класс

Уроки биологии в 6—9 классах - 2014 год

Модуль Строение и функции органов дыхания - ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - 9 класс

Цели урока:

обучающая: изучить строение и функции органов дыхания; уметь обосновывать взаимосвязь строения органов дыхания с выполняемыми функциями;

развивающая: создать условия для развития логического мышления, способности четко формулировать свои мысли; умения анализировать текст учебного пособия, выделяя главное;

воспитательная: создавать условия для формирования желания укреплять и сохранять собственное здоровье.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: словесные, наглядные, беседа, рассказ.

Опорные термины, понятия: носовая полость, гортань, надгортанник, голосовые связки, трахея, бронхи, плевральная полость, альвеолы.

Материалы и оборудование: модули с указанием заданий, таблицы, модель гортани и легких.

Перечень знаний, умений, навыков, которые предполагается развивать на данном уроке:

— называть органы и функции дыхания;

— характеризовать строение органов дыхания.

Организационный момент

Вступительное слово учителя. Создание проблемной ситуации.

“Дыхательную систему мы будем сегодня изучать с помощью модуля. Эта работа нам знакома, так как применялась на предыдущих уроках.

Для того чтобы подчеркнуть важность, необходимость какой-либо вещи, часто говорят: “Она мне необходима как воздух”. Действительно, если без воды мы можем прожить несколько дней, без еды несколько недель, то при отсутствии воздуха уже через 5—7 минут происходит гибель клеток головного мозга. Глубинную сущность дыхания мы детально изучим в 10 классе, а сегодня на уроке должны узнать, как устроены наши органы дыхания и какие условия мы можем создать для поступления чистого воздуха в наш организм.

Настройтесь на самостоятельную работу. У каждого из вас на парте имеется модуль — лист с заданиями, с помощью которого вы будете осуществлять учебную деятельность на уроке. Внимательно читайте задания и выполняйте указания. В случае затруднения можете обратиться к учителю”.

№ УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство учебной деятельностью

УЭ-0

Интегрирующая дидактическая цель (ИДЦ) реализуется посредством реализации частной дидактической цели (ЧДЦ). В процессе учебной работы вам необходимо:

— изучить строение и функции органов дыхания;

— выяснить, в чем проявляется взаимосвязь строения органов дыхания с выполняемыми ими функциями.

Внимательно прочитайте цели урока.


УЭ-1

ЧДЦ. Определите ваш исходный уровень знаний о дыхании живых организмов.

I. Запишите в тетради тему. Входной контроль. Выполните самостоятельную работу.

Задание 1. Внимательно прочитайте задания и варианты ответов. В тетради запишите номер вопроса, а рядом букву правильного ответа (например, 1а).

1. Кислород необходим для жизни:

а) человеку, зайцу, аскаридам;

б) лисе, кактусу, акуле;

в) бычьему цепню, ящерице, кошке;

г) печеночному сосальщику, утке, волку.

2. Органы дыхания млекопитающих:

а) жабры;

б) трахеи;

в) легкие;

г) сердце.

3. В результате процесса дыхания:

а) образуются органические вещества;

б) выделяется кислород в окружающую среду;

в) накапливается энергия;

г) освобождается энергия, необходимая для работы клеток.

4. Систему органов дыхания млекопитающих составляют:

а) кровь, сердце, легкие;

б) воздухоносные пути, легкие;

в) почки, печень, желудок;

г) жабры, трахеи, легкие.

5. Артериальной называется кровь, которая:

а) содержит большое количество кислорода;

б) содержит большое количество углекислого газа;

в) течет только по артериям;

г) течет по артериям и по венам.

Сверьтесь с листом правильных ответов.

Лист правильных ответов

Задание 1. Входной контроль.

16, 2в, 3б, 4г, 5а.

Основные процессы дыхания: поступление в легкие и выведение из них воздуха (внешнее дыхание); газообмен в легких; перенос газов кровью; клеточное или тканевое дыхание.

Путь воздуха в легкие: носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, легкие.

Воздух согревается за счет кровеносных сосудов, близко расположенных к поверхности. Очищается за счет волосков, ресничного эпителия и слизи, увлажняется за счет слизи, выделяемой эпителием, обеззараживается с помощью слизи, содержащей вещества, губительные для микроорганизмов, реагирует на запахи, благодаря обонятельным рецепторам. Сходства трахеи и бронхов в том, что они образованы хрящами и выстланы ресничным эпителием. Различия заключаются в том, что трахея образована хрящевыми полукольцами, а бронхи — кольцами; трахея не ветвится, а бронхи ветвятся.

Легкие имеют очень большую поверхность при сравнительно небольшом объеме, так как в них более 700 млн альвеол, а общая площадь их поверхности достигает 120 кв. метров.

В альвеолах газообмен идет очень интенсивно, так как они состоят из одного слоя клеток и окружены снаружи густой сетью капилляров, состоящих также из одного слоя клеток.

Работайте индивидуально.

Самоконтроль.

Работайте в парах.

II. Проверьте правильность выполнения задания по листу правильных ответов, взяв его у учителя.

III. Проанализируйте ошибки, обсудите их в парах.

Работайте в парах.

УЭ-2

ЧДЦ. Понимать значение дыхания, знать его основные процессы.

Прочитайте предисловие к § 34, выпишите определение дыхания в тетради.

Назовите процессы дыхания своему товарищу по парте и выслушайте его ответ.

Работайте в парах.

Контролируйте правильность ответа по учебному пособию.

УЭ-3

ЧДЦ. Знать путь воздуха в легкие.

Прочитайте текст статьи “Система органов дыхания” (§ 34), рассмотрите рис. 51. Схематически укажите путь воздуха: носовая полость, ..., ..., ..., .... легкие.

Схему запишите в рабочую тетрадь.

Работайте индивидуально.

УЭ-4

ЧДЦ. Изучить строение и функции носовой полости. Прочитайте текст § 34, с. 102.

Выясните, какие особенности строения носовой полости способствуют:

— согреванию;

— очищению;

— увлажнению;

— обеззараживанию;

— реагированию на запахи воздуха, поступающего в легкие. Приведите как можно больше аргументов в пользу носового дыхания.

Работайте в парах.

УЭ-5

ЧДЦ. Изучить строение и функции гортани.

Прочитайте текст § 34, с. 103, рассмотрите рис. 52. Изучите модель гортани. Выпишите в тетрадь названия и значение хрящей гортани. Уясните механизм формирования звуков и членораздельной речи.

Представьте, что вы журналист, а ваш сосед — профессор. Возьмите у него интервью. Поменяйтесь ролями.

УЭ-6

ЧДЦ. Сравнить строение и функции трахеи и бронхов. Прочитайте текст § 34 учебного пособия, с. 104.

Работайте индивидуально.

Заполните таблицу.


Работайте индивидуально.

Органы

Сходства

Различия

Трахея



Бронхи



УЭ-7

ЧДЦ. Выяснить соответствие строения легких выполняемым функциям.

Подготовьтесь к ответу на вопросы:

— Почему легкие имеют очень большую поверхность при сравнительно небольшом объеме?

— Почему в альвеолах газообмен идет очень интенсивно?

Работайте индивидуально.

УЭ-8

ЧДЦ. Проверить усвоение изученного материала по теме урока. Выходной контроль.

Выполните самостоятельную работу.


Задание 2. Из перечня органов дыхательной системы (а...к) выберите правильные ответы на вопросы (зашифруйте их, например 1а...):

а) слизистая оболочка,

б) легкие,

в) бронхи,

г) трахея,

д) голосовые связки,

е) надгортанник,

ж) гортань,

з) хрящевые полукольца,

и) носовая полость,

к) альвеолы.

1. Не пропускает пищу в гортань.

2. Не дает трахее сужаться.

3. Очищает, согревает, увлажняет и обеззараживает воздух.

Работайте индивидуально.


4. Поверхностный слой воздухоносных путей.

5. Начальная часть воздухоносных путей.

6. Внутри содержит голосовые связки.

Самоконтроль.


7. Самая длинная часть воздухоносных путей.

8. Путь вдыхаемого воздуха от трахеи до легочных капилляров.

9. Место газообмена между легкими и кровью.

10. Источник звука.

Сверьтесь с листом правильных ответов.

Лист правильных ответов

Задание 2. Выходной контроль.

1е, 2з, 3и, 4а, 5и, 6ж, 7г, 8в, 9к, 10д.

Если все ответы правильны, вы отлично поработали на уроке. Можете выполнять творческое задание; если есть 2—3 ошибки, обратитесь к учебному пособию; если ошибок более трех, можете обратиться за разъяснением к учителю.

УЭ-9

ЧДЦ. Рефлексия.

Уметь применять полученные знания для сохранения здоровья. Продолжите предложения:

Работайте в паре или в группе.



1. Я постараюсь всегда дышать через нос, потому что ...

2. Можно избежать некоторых инфекционных заболеваний, если ...



Домашнее задание: изучить § 34 учебного пособия. Творческое задание (для желающих):

— Расскажите о путешествии молекулы кислорода до легочного капилляра.

— Прорекламируйте дыхание носом.

— Парад воздухоносных путей (принимают парад легкие).

— Придумайте свой вариант.

Запишите задание на дом.






Для любых предложений по сайту: [email protected]