Цветок - СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ - 7 класс

Уроки биологии в 6—9 классах - 2014 год

Цветок - СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ - 7 класс

Цели урока:

обучающая: обобщить и систематизировать знания учащихся о строении цветка, соцветий, способах опыления, биологической роли цветков;

развивающая: развивать умения совместной деятельности, навыки общения, взаимодействия;

воспитательная: воспитывать чувство коллективизма и ответственности за успешное выступление команды.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма проведения: урок-путешествие.

Метод обучения: игровой.

Форма деятельности учащихся: групповая.

Опорные термины, понятия: цветок, цветоложе, цветоножка, околоцветник, тычинка, пестик; соцветие: простая кисть, простой колос, простой зонтик, початок, простой щиток, головка, корзинка, сложная кисть, метелка, сложный колос, сложный зонтик, сложный щиток; цветонос, перекрестное опыление, самоопыление, насекомоопыляемые и ветроопяляемые растения, оплодотворение, пыльцевход, двойное опыление, околоплодник.

Материалы и оборудование: живые цветы, комнатные растения, гербарий цветковых растений, иллюстрации соцветий, плакат “Маршрут команд”.

Перечень знаний, умений, навыков, которые предполагается развивать на данном уроке:

— уметь пользоваться дополнительной литературой;

— называть части цветка, типы соцветий;

— характеризовать особенности процессов опыления и оплодотворения.

  1. Подготовительный этап

Ø Деятельность учителя

Вступительное слово учителя: “Сегодня мы совершим путешествие в удивительную сказочную страну “Цветы”. Мы отправимся к замку, где правит царица страны — добрая фея Флора. По пути следования нас ожидают различные преграды, которые необходимо преодолеть, чтобы попасть на бал цветов. Нам придется разгадывать загадки, отвечать на вопросы, выполнять различные задания. Самым находчивым и смекалистым фея Флора подготовила призы. Чтобы она смогла определить сильнейшего, нам необходимо разделиться на команды, выбрать капитана и эмблему (эмблемой должен быть какой-либо цветок)”.

Ø Деятельность учащихся

Формируют три команды, придумывают им название, эмблему, выбирают капитанов.

Ø Деятельность учителя

Сообщает, что следующим моментом данного этапа является представление названия и эмблемы команды. Предлагает капитанам команд загадывать загадки о цветке, который является одновременно эмблемой и названием команды.

Ø Деятельность учащихся

Капитаны команд загадывают загадки о “своем” цветке.

Например:

1-я команда:

Головка голубая

И длинный стебелек,

Ну кто ж его не знает?

Ведь это ... (Василек)

2-я команда:

Ручьями очищается

И хвоя,

И валежник,

И в проталине

Первым появляется ... (Подснежник)

3-я команда:

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка —

Был цветок, и нет цветка. (Одуванчик)

Ø Деятельность учителя

Говорит: “А теперь, когда у нас есть команды, мы начнем свое путешествие, которое будет проходить по специальному маршруту. Итак, в путь”.

Маршрут учащиеся заранее не видят, так как он “скрыт” на школьной доске. По мере полного выполнения испытаний идет поочередное открытие станций с заданиями. За каждый правильный ответ команды получают баллы в виде цветов, которые наклеивают па свои оценочные листы. Выигрывает та команда, у которой будет больше цветов на оценочных листах.

Ø Деятельность учащихся

Слушают условия путешествия.

  1. Проведение путешествия

Ø Деятельность учителя

Объясняет, что первое испытание называется “Кто быстрее?”. Команды должны поочередно за 1 минуту дать ответы на как можно большее число вопросов. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

  1. Назовите составные части пестика.
  2. Группа цветков, собранных в определенном порядке.
  3. Часть цветка, состоящая из лепестков.
  4. Составные части тычинки.
  5. Что такое цветок и каково его биологическое значение?
  6. Что такое соцветие и каково его биологическое значение?
  7. Что такое опыление?
  8. Что такое самоопыление?
  9. Что называется оплодотворением?
  10. Какой тип соцветия у яблони?
  11. Какой тип соцветия у овса посевного?

Ø Деятельность учащихся

Команды отвечают на вопросы.

Предполагаемые правильные ответы:

  1. Рыльце, столбик, завязь.
  2. Соцветие.
  3. Венчик.
  4. Пыльник, тычиночная нить.
  5. Цветок — часть побега, которая дает семена и плоды.
  6. Это группа цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке. В соцветии обычно собраны мелкие цветки, что делает их хорошо заметными для насекомых-опылителей.
  7. Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.
  8. Процесс, при котором пыльца попадает из пыльников на рыльце пестика того же цветка.
  9. Слияние двух половых клеток — гамет.
  10. Щиток.
  11. Метелка.

Ø Деятельность учителя

Объясняет задание станции “Догадайся”. В зашифрованном предложении все слова стоят на своих местах, а вот буквы в них переставлены. Поставьте перепутанные буквы на свои места. Побеждает та команда, которая быстрее расшифрует предложение: “Октцев — мвоздыниейни чуроконейны бпего”.

Ø Деятельность учащихся

Команды расшифровывают предложенное выражение.

Предполагаемый правильный ответ: Цветок — видоизмененный укороченный побег.

Ø Деятельность учителя

Объясняет задание станции “Загадки”. Команды должны отгадать загадки о цветах.

  1. Название какого цветка — “вкусная конфета”?
  2. Тот, кто на поле бывал,

Тот, наверное, замечал,

Как вьется розовый цветок,

Он называется ...

  1. Золотое решето

Черных домиков полно.

Сколько черненьких домков,

Столько беленьких жильцов.

  1. Белые горошки

На зеленой ножке.

  1. Солнце жжет мою макушку,

Хочет сделать погремушку.

  1. Хоть не зверь я и не птица,

Но сумею защититься!

Растопырю коготки —

Только тронь мои цветки!

  1. Цветочек этот голубой

Напоминает нам с тобой

О небе — чистом-чистом

И солнышке лучистом.

Ø Деятельность учащихся

Участники команд отгадывают загадки.

Предполагаемые правильные ответы:

  1. Ирис.
  2. Вьюнок.
  3. Подсолнух.
  4. Ландыш.
  5. Мак.
  6. Роза.
  7. Незабудка.

Ø Деятельность учителя

Объясняет задание станции “Что лишнее?”. Участникам команд необходимо исключить лишнее слово из перечня и объяснить свой выбор.

  1. Тычиночная нить, пыльник, рыльце.
  2. Одуванчик, подсолнечник, клевер, астра.
  3. Орешник, душистый табак, ольха, береза.

Ø Деятельность учащихся

Предполагаемые правильные ответы:

  1. Лишнее — рыльце, не является частью тычинки.
  2. Лишнее — клевер, у него соцветие — головка, а не корзинка.
  3. Лишнее — душистый табак, относится к насекомоопыляемым растениям, а не к ветроопыляемым.

Ø Деятельность учителя

Объясняет задание станции “Пропущенные слоги”. В данном испытании участвует по одному человеку от каждой команды. Участникам необходимо угадать слова (части цветка) по отдельным слогам:

  1. Ты_ _ _ка.
  2. Цве_ _ло_ _.
  3. Цве_ _нож_ _.
  4. Ле_ _ _ток.
  5. Ча_ _ _ка.
  6. Пы_ _ник.

Ø Деятельность учащихся

Представители команд расшифровывают части цветка по отдельным слогам.

Предполагаемые правильные ответы:

  1. Тычинка.
  2. Цветоложе.
  3. Цветоножка.
  4. Лепесток.
  5. Чашечка.
  6. Пыльник.

Ø Деятельность учителя

Объясняет задание станции “Сказки о цветках”. Суть испытании: отгадать, выслушав вопрос, о каком цветке идет речь.

  1. От какого цветка приходил в ужас тигр Шерхан?
  2. Какой известный писатель заставил цвести подснежники в феврале?
  3. В каком произведении герои летели на воздушном шаре и Цветочный город?
  4. Кто и где описал “зеркальные цветы”?
  5. Какой цветок имеет прямое отношение к царю зверей?
  6. В каком балете П. И. Чайковского цветы танцуют вальс?

Ø Деятельность учащихся

Участники команд отгадывают, о какой сказке, литературном или музыкальном произведении идет речь.

Предполагаемые правильные ответы:

  1. Огненный цветок (Р. Киплинг “Маугли”).
  2. С. Я. Маршак. “Двенадцать месяцев”.
  3. Н. Носов. “Приключения Незнайки и его друзей”.
  4. К. Булычев. “Путешествие Алисы, или Тайна третьей планеты”.
  5. Львиный зев.
  6. “Щелкунчик”.

Ø Деятельность учителя

Объясняет задание станции “Почемучка”. Предлагает учащимся ответить на вопросы, которые начинаются со слова “Почему?”.

  1. Почему тычинки и пестики считаются важнейшими частями цветка?
  2. Почему растения, цветущие вечером и ночью, чаще всего имеют венчики белого и желтого цвета?
  3. Почему, когда в Австралию завезли семена клевера и посеяли их, клевер хорошо цвел, но плодов и семян у него не было?

Ø Деятельность учащихся

В данном задании отвечает команда, первой поднявшая свою эмблему.

Объясняет задание станции “Знатоки соцветий”. На доске записан перечень соцветий и растений. Командам необходимо определить, какому растению соответствует то или иное соцветие.

Растение

Буква

Соцветие

1

Виноград

А

Завиток

2

Черемуха

Б

Колос

3

Подорожник

В

Корзинка

4

Незабудка

Г

Метелка

5

Василек

Д

Кисть

6

Кукуруза

Е

Извилина

7

Чабрец

Ж

Щиток

8

Боярышник

3

Початок

9

Ольха

И

Сережка

10

Зверобой

К

Головка

Ø Деятельность учащихся

Учащиеся оформляют ответы в виде таблицы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10











III. Подведение итогов

Ø Деятельность учителя

Подводит итоги путешествия: “Ребята, вот и закончилось наше путешествие в страну “Цветы”. Одни из вас справились успешно со всеми заданиями станций, другие — немного хуже”.

Учитель выставляет учащимся отметки в журнал в зависимости от количества набранных баллов.

Ø Деятельность учащихся

Подсчитывают количество набранных баллов.

  1. Рефлексия

Ø Деятельность учителя

Слова учителя: “Ребята, мы с вами очень плодотворно поработали. Мне очень было приятно работать с вами! А вы не могли бы поделиться своими впечатлениями? Ответьте, пожалуйста, на вопрос: “Какие чувства и ощущения возникали у вас в ходе работы? Что оказалось для вас самым неожиданным?””.

Ø Деятельность учащихся

Оценивают результаты собственной работы на уроке, отвечая на поставленный педагогом вопрос.






Для любых предложений по сайту: [email protected]