Уроки биологии в 6—9 классах - 2014 год
Цветок - СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ - 7 класс
Цели урока:
обучающая: обобщить и систематизировать знания учащихся о строении цветка, соцветий, способах опыления, биологической роли цветков;
развивающая: развивать умения совместной деятельности, навыки общения, взаимодействия;
воспитательная: воспитывать чувство коллективизма и ответственности за успешное выступление команды.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма проведения: урок-путешествие.
Метод обучения: игровой.
Форма деятельности учащихся: групповая.
Опорные термины, понятия: цветок, цветоложе, цветоножка, околоцветник, тычинка, пестик; соцветие: простая кисть, простой колос, простой зонтик, початок, простой щиток, головка, корзинка, сложная кисть, метелка, сложный колос, сложный зонтик, сложный щиток; цветонос, перекрестное опыление, самоопыление, насекомоопыляемые и ветроопяляемые растения, оплодотворение, пыльцевход, двойное опыление, околоплодник.
Материалы и оборудование: живые цветы, комнатные растения, гербарий цветковых растений, иллюстрации соцветий, плакат “Маршрут команд”.
Перечень знаний, умений, навыков, которые предполагается развивать на данном уроке:
— уметь пользоваться дополнительной литературой;
— называть части цветка, типы соцветий;
— характеризовать особенности процессов опыления и оплодотворения.
- Подготовительный этап
Ø Деятельность учителя
Вступительное слово учителя: “Сегодня мы совершим путешествие в удивительную сказочную страну “Цветы”. Мы отправимся к замку, где правит царица страны — добрая фея Флора. По пути следования нас ожидают различные преграды, которые необходимо преодолеть, чтобы попасть на бал цветов. Нам придется разгадывать загадки, отвечать на вопросы, выполнять различные задания. Самым находчивым и смекалистым фея Флора подготовила призы. Чтобы она смогла определить сильнейшего, нам необходимо разделиться на команды, выбрать капитана и эмблему (эмблемой должен быть какой-либо цветок)”.
Ø Деятельность учащихся
Формируют три команды, придумывают им название, эмблему, выбирают капитанов.
Ø Деятельность учителя
Сообщает, что следующим моментом данного этапа является представление названия и эмблемы команды. Предлагает капитанам команд загадывать загадки о цветке, который является одновременно эмблемой и названием команды.
Ø Деятельность учащихся
Капитаны команд загадывают загадки о “своем” цветке.
Например:
1-я команда:
Головка голубая
И длинный стебелек,
Ну кто ж его не знает?
Ведь это ... (Василек)
2-я команда:
Ручьями очищается
И хвоя,
И валежник,
И в проталине
Первым появляется ... (Подснежник)
3-я команда:
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка —
Был цветок, и нет цветка. (Одуванчик)
Ø Деятельность учителя
Говорит: “А теперь, когда у нас есть команды, мы начнем свое путешествие, которое будет проходить по специальному маршруту. Итак, в путь”.
Маршрут учащиеся заранее не видят, так как он “скрыт” на школьной доске. По мере полного выполнения испытаний идет поочередное открытие станций с заданиями. За каждый правильный ответ команды получают баллы в виде цветов, которые наклеивают па свои оценочные листы. Выигрывает та команда, у которой будет больше цветов на оценочных листах.
Ø Деятельность учащихся
Слушают условия путешествия.
- Проведение путешествия
Ø Деятельность учителя
Объясняет, что первое испытание называется “Кто быстрее?”. Команды должны поочередно за 1 минуту дать ответы на как можно большее число вопросов. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.
- Назовите составные части пестика.
- Группа цветков, собранных в определенном порядке.
- Часть цветка, состоящая из лепестков.
- Составные части тычинки.
- Что такое цветок и каково его биологическое значение?
- Что такое соцветие и каково его биологическое значение?
- Что такое опыление?
- Что такое самоопыление?
- Что называется оплодотворением?
- Какой тип соцветия у яблони?
- Какой тип соцветия у овса посевного?
Ø Деятельность учащихся
Команды отвечают на вопросы.
Предполагаемые правильные ответы:
- Рыльце, столбик, завязь.
- Соцветие.
- Венчик.
- Пыльник, тычиночная нить.
- Цветок — часть побега, которая дает семена и плоды.
- Это группа цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке. В соцветии обычно собраны мелкие цветки, что делает их хорошо заметными для насекомых-опылителей.
- Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.
- Процесс, при котором пыльца попадает из пыльников на рыльце пестика того же цветка.
- Слияние двух половых клеток — гамет.
- Щиток.
- Метелка.
Ø Деятельность учителя
Объясняет задание станции “Догадайся”. В зашифрованном предложении все слова стоят на своих местах, а вот буквы в них переставлены. Поставьте перепутанные буквы на свои места. Побеждает та команда, которая быстрее расшифрует предложение: “Октцев — мвоздыниейни чуроконейны бпего”.
Ø Деятельность учащихся
Команды расшифровывают предложенное выражение.
Предполагаемый правильный ответ: Цветок — видоизмененный укороченный побег.
Ø Деятельность учителя
Объясняет задание станции “Загадки”. Команды должны отгадать загадки о цветах.
- Название какого цветка — “вкусная конфета”?
- Тот, кто на поле бывал,
Тот, наверное, замечал,
Как вьется розовый цветок,
Он называется ...
- Золотое решето
Черных домиков полно.
Сколько черненьких домков,
Столько беленьких жильцов.
- Белые горошки
На зеленой ножке.
- Солнце жжет мою макушку,
Хочет сделать погремушку.
- Хоть не зверь я и не птица,
Но сумею защититься!
Растопырю коготки —
Только тронь мои цветки!
- Цветочек этот голубой
Напоминает нам с тобой
О небе — чистом-чистом
И солнышке лучистом.
Ø Деятельность учащихся
Участники команд отгадывают загадки.
Предполагаемые правильные ответы:
- Ирис.
- Вьюнок.
- Подсолнух.
- Ландыш.
- Мак.
- Роза.
- Незабудка.
Ø Деятельность учителя
Объясняет задание станции “Что лишнее?”. Участникам команд необходимо исключить лишнее слово из перечня и объяснить свой выбор.
- Тычиночная нить, пыльник, рыльце.
- Одуванчик, подсолнечник, клевер, астра.
- Орешник, душистый табак, ольха, береза.
Ø Деятельность учащихся
Предполагаемые правильные ответы:
- Лишнее — рыльце, не является частью тычинки.
- Лишнее — клевер, у него соцветие — головка, а не корзинка.
- Лишнее — душистый табак, относится к насекомоопыляемым растениям, а не к ветроопыляемым.
Ø Деятельность учителя
Объясняет задание станции “Пропущенные слоги”. В данном испытании участвует по одному человеку от каждой команды. Участникам необходимо угадать слова (части цветка) по отдельным слогам:
- Ты_ _ _ка.
- Цве_ _ло_ _.
- Цве_ _нож_ _.
- Ле_ _ _ток.
- Ча_ _ _ка.
- Пы_ _ник.
Ø Деятельность учащихся
Представители команд расшифровывают части цветка по отдельным слогам.
Предполагаемые правильные ответы:
- Тычинка.
- Цветоложе.
- Цветоножка.
- Лепесток.
- Чашечка.
- Пыльник.
Ø Деятельность учителя
Объясняет задание станции “Сказки о цветках”. Суть испытании: отгадать, выслушав вопрос, о каком цветке идет речь.
- От какого цветка приходил в ужас тигр Шерхан?
- Какой известный писатель заставил цвести подснежники в феврале?
- В каком произведении герои летели на воздушном шаре и Цветочный город?
- Кто и где описал “зеркальные цветы”?
- Какой цветок имеет прямое отношение к царю зверей?
- В каком балете П. И. Чайковского цветы танцуют вальс?
Ø Деятельность учащихся
Участники команд отгадывают, о какой сказке, литературном или музыкальном произведении идет речь.
Предполагаемые правильные ответы:
- Огненный цветок (Р. Киплинг “Маугли”).
- С. Я. Маршак. “Двенадцать месяцев”.
- Н. Носов. “Приключения Незнайки и его друзей”.
- К. Булычев. “Путешествие Алисы, или Тайна третьей планеты”.
- Львиный зев.
- “Щелкунчик”.
Ø Деятельность учителя
Объясняет задание станции “Почемучка”. Предлагает учащимся ответить на вопросы, которые начинаются со слова “Почему?”.
- Почему тычинки и пестики считаются важнейшими частями цветка?
- Почему растения, цветущие вечером и ночью, чаще всего имеют венчики белого и желтого цвета?
- Почему, когда в Австралию завезли семена клевера и посеяли их, клевер хорошо цвел, но плодов и семян у него не было?
Ø Деятельность учащихся
В данном задании отвечает команда, первой поднявшая свою эмблему.
Объясняет задание станции “Знатоки соцветий”. На доске записан перечень соцветий и растений. Командам необходимо определить, какому растению соответствует то или иное соцветие.
№ |
Растение |
Буква |
Соцветие |
1 |
Виноград |
А |
Завиток |
2 |
Черемуха |
Б |
Колос |
3 |
Подорожник |
В |
Корзинка |
4 |
Незабудка |
Г |
Метелка |
5 |
Василек |
Д |
Кисть |
6 |
Кукуруза |
Е |
Извилина |
7 |
Чабрец |
Ж |
Щиток |
8 |
Боярышник |
3 |
Початок |
9 |
Ольха |
И |
Сережка |
10 |
Зверобой |
К |
Головка |
Ø Деятельность учащихся
Учащиеся оформляют ответы в виде таблицы:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
III. Подведение итогов
Ø Деятельность учителя
Подводит итоги путешествия: “Ребята, вот и закончилось наше путешествие в страну “Цветы”. Одни из вас справились успешно со всеми заданиями станций, другие — немного хуже”.
Учитель выставляет учащимся отметки в журнал в зависимости от количества набранных баллов.
Ø Деятельность учащихся
Подсчитывают количество набранных баллов.
- Рефлексия
Ø Деятельность учителя
Слова учителя: “Ребята, мы с вами очень плодотворно поработали. Мне очень было приятно работать с вами! А вы не могли бы поделиться своими впечатлениями? Ответьте, пожалуйста, на вопрос: “Какие чувства и ощущения возникали у вас в ходе работы? Что оказалось для вас самым неожиданным?””.
Ø Деятельность учащихся
Оценивают результаты собственной работы на уроке, отвечая на поставленный педагогом вопрос.